Энергетиков оставили без «потолка»
Правительство изменило правила проведения конкурентного отбора мощности (КОМ). В преддверии КОМ-2021 власти разрешили превышение «потолка» цен на мощность, но только в случае её нехватки. На ближайшем отборе дефицит вероятен лишь во второй ценовой зоне энергорынка: экспертные оценки возможного роста цен на мощность в Сибири серьёзно разнятся и находятся в интервале от 3 до 30%. Но гарантировать существенный рост цен на мощность в перспективе никто не берётся, мера вряд ли позволит решить главную проблему сектора, и КОМ без «потолка» пока не сможет стать источником финансирования модернизации отрасли. Впрочем, наблюдатели увидели и позитивные моменты в принятых решениях.
Изменение ключевых точек КОМ могло стать одним из трёх основных инструментов модернизации стремительно устаревающих энергомощностей наряду с механизмами «ДПМ-штрих» и госгарантий инвестиций. Без оперативного пересмотра ключевых параметров КОМ доходы от продажи мощности по текущим ценам не покроют эксплуатационных расходов даже традиционных генераторов, отмечал этим летом заместитель гендиректора, главный инженер «Квадры» Денис Уланов. Энергетики смогут самостоятельно решать все вопросы обновления фондов и замены изношенных мощностей без потери надёжности при кратном росте цен на КОМ, соглашался один из топ-менеджеров другой крупной генкомпании. КОМ формирует сегодня только треть выручки от продажи мощности ТЭС и около 7% в розничной цене на энергию, отмечает консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко. Цена КОМ постепенно снижает своё значение для экономики энергосектора: причина – растущая доля поступлений от инвестиций в новые электростанции и мусоросжигательные ТЭС, добавляет он. Если стоимость мощности на КОМ достигнет ценовых потолков, то дополнительная выручка генерирующих компаний по сравнению с 2017 годом составит 27 млрд рублей, что меньше текущих затрат генерирующих компаний на модернизацию, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
Цена мощности в ходе КОМ определяется с применением эластичной кривой спроса. Чем больше мощности будет отобрано на КОМ, тем дешевле она будет. Максимальная цена («потолок») соответствует минимально необходимому для работы энергосистемы страны предложению мощности электростанций. Дальше, чем больше поступит предложений от энергокомпаний, тем ниже будет цена. На графике это выглядит как наклоненный вниз отрезок, начинающийся в точке максимальной цены/минимального предложения («точка 1») и проходящий через точку минимально возможной цены/максимального предложения («точка 2»). Конечная цена КОМ складывается в этих пределах.
«Пересмотр ключевых точек КОМ» накануне отбора на 2021 год (КОМ намечен на 11-15 сентября) начался 17 августа, когда правительство опубликовало распоряжение об индексации ценовых параметров: в первой ценовой зоне оптового рынка (европейская часть РФ и Урал) цена КОМ в «точке 1» была установлена в размере 163 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, в «точке 2» – 119 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. Для второй ценовой зоны (Сибирь) показатели составили 228 тыс. рублей и 163 тыс. рублей за 1 МВт в месяц соответственно. Таким образом, цены были проиндексированы на уровень официальной инфляции (5,4%) минус 1%; фактически индексация составила 4,4%. Принцип индексации «инфляция минус» давно критиковался энергетиками. Такой подход к стимулированию снижения издержек применяется в мировой и отечественной практике и является обоснованным только в отношении субъектов естественных монополий, отмечали в Ассоциации «Совет производителей энергии».
– Недостатка конкуренции на оптовом рынке электроэнергии и мощности нет, об этом свидетельствуют как цены на электрическую энергию на рынке на сутки вперёд, которые существенно отстают от темпов роста цен на газ, так и отсутствие роста цены КОМ, – говорит представитель партнёрства. – Кроме того, ценовые параметры КОМ ни в 2015-м, ни в 2016-м годах не учитывали в полной мере фактические значения инфляции. В результате, сложившаяся на 2020 год цена КОМ практически равна цене 2011 года, в то время как уровень инфляции составил нарастающим итогом 76%.
Постановление правительства, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 2 сентября и опубликованное 5 сентября, отменило спорный принцип: впредь индексация параметров КОМ должна будет учитывать официальную инфляцию практически в полном объёме (-0,1%). Этим же постановлением из нормативных документов исключён абзац о «потолке» цен на КОМ. Но ограничения не будут действовать лишь при наличии дефицита мощности в ценовой зоне.
Минэнерго РФ ранее поясняло, что в правилах проведения КОМ не предусмотрена ситуация дефицита, когда спрос больше минимально необходимого предложения мощности. Чтобы её учесть, предлагалось при проведении КОМ использовать не график с отрезком, а график с прямой, которая проходит через точки максимальной и минимальной цен. Следовательно, если сложится дефицит предложения, цена мощности может оказаться выше установленного «потолка». Именно введение прямой вместо отрезка и зафиксировало постановление правительства, отмечает ПРАЙМ.
Дефицит мощности на КОМ-2021 возможен лишь во второй ценовой зоне, солидарны все эксперты рынка. По оценке «Системного оператора» нехватка мощностей в первой ценовой зоне маловероятна, риск существует лишь для второй ценовой зоны (Сибирь). Там, по прогнозам Минэнерго, спрос на мощность в 2021 году в «точке 1» вырастет на 2,8 ГВт к уровню 2020 года, до 42,5 ГВт. Как пояснял замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, изменения потребовались из-за прогнозируемого дефицита энергомощностей в Сибири в 2021 году в 2,5 ГВт на основе заявок «Русала» под расширение производства за счёт Богучанского, Тайшетского и Хакасского алюминиевых заводов. Таким образом, отмена «потолка» стала фактически вынужденной мерой на фоне возможного дефицита в Сибири.
Предложение генерирующих мощностей в первой ценовой зоне в ближайшие годы будет достаточно для покрытия спроса, что в текущих регуляторных условиях сохранит низкие цены КОМ в европейской части России, говорит Николай Посыпанко. Отборы на 2017–2020 годы прошли здесь с профицитом в 17 ГВт, напоминает он. Прогнозный рост спроса на мощность во второй ценовой зоне в 2021 году (+2,7 ГВт), по всей видимости, обеспечит дефицит предложения генераторов на предстоящем отборе КОМ. Дефицит может составить до 2,3 ГВт, цена КОМ в таком случае окажется на 13-15% выше ранее действовавшего потолка, полагает эксперт.
– В документах к КОМ в 2021 году прогноз спроса на мощность в Сибири в 2021 году существенно повышен – на 6,8%. В его рамках цена на мощность, вероятно, превысит потолок на 3 - 6%, – считает Наталья Порохова.
Потребители, как всегда, более «оптимистично» смотрят на ситуацию.
– По нашим расчётам, отмена «потолка» КОМ прибавит порядка 20 млрд рублей к платежу потребителей во второй ценовой зоне, годовой рост цены конкурентного отбора мощности в Сибири по нашим оценкам составит 25-30%, – заявили «Интерфаксу» в НП «Совет потребителей энергии».
Дефицит электрической мощности в Сибири объясняется высоким коэффициентом резервирования (27,55%) и преобладанием в балансе региона ГЭС. Установленная мощность ГЭС во второй ценовой зоне превышает 25 ГВт, но зимняя «гарантированная» мощность гидростанций, учитываемая в отборе КОМ, примерно на 40% меньше, отмечает Николай Посыпанко.
– Даже если цена КОМ в Сибири по итогам отбора на 2021 год вырастет, самого по себе этого недостаточно для привлечения инвестиций, – говорит консультант VYGON Consulting. – При отборах в последующие годы вторая ценовая зона также может оказаться дефицитной, но ситуацию можно изменить проведением конкурсов на строительство новой генерации (КОМ НГ) или значительным снижением величины требуемых резервов.
Впрочем, несмотря на отказ властей кардинально пересмотреть ценовые параметры КОМ, эксперты сектора видят в принятых решениях положительные моменты.
– Исключение предельного уровня КОМ более позитивно для рынка, чем сохранение ручного механизма ценообразования, – отмечает Николай Посыпанко. – В такой логике, возможно, стратегически правильно осуществлять требуемую модернизацию (исходя из текущих финансовых результатов и правил рынка), не внедряя новые искусственные механизмы возврата вложений.
Принятые изменения снижают избыточное государственное регулирование цен в рынке мощности, говорит председатель набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина. Работу над ценовыми параметрами рынка мощности целесообразно продолжить, чтобы с одной стороны стимулировать к выводу старое неэффективное оборудование, с другой – дать источники дальнейшего развития отрасли, модернизации, резюмирует она.
Автор: Сергей Исполатов