Модернизацию поставили на паузу
Чиновники не прислушались к мнению большинства поставщиков энергорынка и не стали существенно повышать ценовые параметры конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2021 год. Распоряжением правительства параметры КОМ увеличены лишь на 4,4%, что ниже фактической инфляции и никак не учитывает рост топливных затрат «традиционных» генераторов. «Пересмотр ключевых точек КОМ» был одним из трёх основных вариантов финансирования модернизации мощностей, о необходимости которой не первый год говорят генераторы. Теперь производителям придётся надеяться, главным образом, на механизм «ДПМ-штрих». Когда будет принято окончательное решение и как оно будет выглядеть, пока непонятно, признают участники энергорынка.
Источник: Алексей Цибаев / Фотобанк Лори
Отбор в рамках КОМ проводится по принципу «кривой эластичного спроса»: цена достигает максимума – потолка, когда суммарные заявки генераторов доходят до условной «точки 1» (предварительно рассчитанный объём спроса); при превышении предложения над спросом не более чем на 12% цена начинает снижаться до «точки 2» с минимальной ценой (price floor).
21 августа было опубликовано распоряжение правительства России от 17 августа, устанавливающее предельные цены на мощность, которые будут использоваться при проведении КОМ на 2021 год. Согласно документу, в «точке 1» кривой для первой ценовой зоны ОРЭМ (Центр и Урал) цена на мощность установлена в размере 163 тыс. рублей за 1 МВт мощности в месяц, для второй ценовой зоны (Сибирь) – 228 тыс. рублей, в «точке 2» – 119 и 163 тыс. рублей соответственно.
В начале июля Минэнерго опубликовало проект постановления правительства, отменяющего «потолок цен» в рамках КОМ. Сейчас цена КОМ ограничена «отрезком между точками 1 и 2», проект де-факто отменяет прежний порядок, заменяя отрезок на «прямую». При текущем профиците генерации это ничего не меняет, отмечали на энергорынке, но если возникнет дефицит мощности, то поправка позволит цене «уйти в неопределённую область» – выше «точки 1». Существенное увеличение «контрольных точек КОМ» (базовых ценовых показателей, использующихся при проведении отбора) в условиях отмены потолка мог бы стать одним из механизмов финансирования модернизации отрасли. Однако принятое решение закрывает такую возможность, единодушны участники рынка.
По сравнению с КОМ на 2020 год, который проводился в прошлом году, ставки выросли лишь на 4,4%; ряд участников рынка даже предположили, что в распоряжение правительства не заложена «инфляционная корректировка», так что фактический рост окажется более существенным. Однако, как пояснили «Перетоку» в НП «Совет рынка», цены, указанные в опубликованном документе, являются окончательными: произошедший рост и является «поправкой на инфляцию», которая, по официальным данным, в 2016 году составила 5,4% минус 1%. Ранее ряд генераторов заявлял, что «приемлемые» цены КОМ, при которых энергетики смогут модернизировать действующие станции, начинаются от уровня выше 300 тыс. рублей за 1 МВт. Энергетики указывали, что действующие цены КОМ не всегда позволяют покрывать даже эксплуатационные затраты. Одним из ярых сторонников повышения «точек КОМ» был «Газпром энергохолдинг»; в компании вчера не ответили на запрос «Перетока».
В «Совете рынка» отмечают, что финансовый эффект от повышения целевых показателей на 4,4% станет понятен после проведения КОМ (должен состояться до 15 сентября). «Финансовый результат КОМ зависит не только от изменений в правилах его проведения, но также от ценовых и объёмных показателей в заявках участников на КОМ», – отметил представитель регулятора.
Впрочем, эксперты рынка не видят предпосылок для существенного увеличения выручки генераторов по результатам КОМ-2021 даже в случае отмены «потолка цен».
– В целом, по моим прогнозам, профицит мощности 2021 года на рынке всё равно останется в обеих зонах, и потолок, скорее всего, превышен не будет, – говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
Отмена «потолка цен» в условиях избыточности энергосистемы не приведёт к сколь-либо значимому росту ценовых показателей КОМ, солидарен директор «Ренессанс капитала» по электроэнергетике, металлургии и удобрениям Владимир Скляр.
– Все предыдущие КОМ проходили на уровне чуть выше «точки 2», никаких предпосылок к тому, чтобы на следующем отборе ситуация кардинально изменилась, новые правила не создают, – отметил он.
Ожидаемо негативно восприняли решение правительства в «Совете производителей энергии». Ассоциация неоднократно обращалась в Минэнерго и в правительство с просьбой хотя бы частично учесть отставание цен КОМ от инфляции при утверждении ценовых параметров КОМ на 2021 год. Параметры КОМ в 2015 и 2016 годах не учитывали в полной мере фактический размер инфляции и рост цен на топливо. Отсутствие индексации цен КОМ ведёт к избыточному стимулированию вывода мощностей из эксплуатации, что в среднесрочной перспективе приведёт к дефициту мощности, заявили в «Совете производителей энергии».
Тема модернизации остаётся ключевой для сектора в среднесрочной перспективе. На рынке обсуждался ряд вариантов, направленных на поиск источников финансирования. Повышение «ключевых точек КОМ» было одним из трёх основных предложений. Главным недостатком этой схемы являлось отсутствие понятных способов госконтроля над целевым расходованием денежных средств. В случае выбора этого варианта потребовались бы разработка и внедрение дополнительных инструментов, например, системы квот на вывод и модернизацию мощностей для каждой генкомпании, включающей серьёзные штрафные санкции в случае нарушения утверждённых параметров. Но нынешнее решение фактически закрывает этот путь.
В обойме чиновников пока остаётся два основных механизма: конкурсный отбор инвестиционных проектов с применением механизма госгарантий инвестиций и так называемый «ДПМ-штрих». Первый рассматривался как инструмент решения проблем в наиболее сложных точках энгергосистемы и вряд ли подходит для рынка в целом, второй – более универсален. В рамках «ДПМ-штриха» правительство должно утвердить перечень обязательных инвестиционных проектов генерирующих компаний (как это было с ДПМ для строительства новых мощностей), определить условия окупаемости и зафиксировать обязательства генкомпаний.
– Теперь единственный реальный сценарий – «ДПМ-штрих», – говорит Владимир Скляр. – Но это означает, что отрасль на 5–10 ближайших лет останется в логике «ручного регулирования», что не слишком хорошо для рынка.
В этом году принятие окончательного решения о механизмах модернизации энергетики, скорее всего, уже не последует; власти не захотят предпринимать активных шагов до завершения выборного цикла, полагают эксперты рынка. Косвенно это признали и в «Совете рынка». Отвечая на вопрос «Перетока» в НП заявили, что изменение параметров КОМ «вполне возможно» могут стать единственным утверждённым решением по теме модернизации в этом году.
– Необходимость модернизации как масштабной отдельной кампании не всем заинтересованным сторонам (в частности потребителям) представляется очевидной, – добавили в НП «Совет рынка».
Власти могут перенести принятие решения на период после выборного цикла (фактически он завершится уже через шесть месяцев), но оно должно последовать до конца 2018 года, полагает Владимир Скляр. По мере истечения 10-летнего периода окупаемости по ДПМ деньги будут уходить с рынка, введение механизма «ДПМ-штрих» позволит использовать имеющиеся в секторе ресурсы. Если средства уйдут из сектора, вновь вернуть их туда будет гораздо сложнее, отмечает аналитик. Кроме того, в 2016–2017 годах происходит последний «массовый» ввод большого объёма новых мощностей в рамках ДПМ, с 2018 года начнут резки расти объёмы выводов устаревшего оборудования. Через 6–7 лет профицит мощностей в России исчезнет в силу естественных причин, даже без роста спроса. С учётом сроков оформления и внедрения решений, а также сроков модернизации, финансовый инструмент должен быть выбран до конца будущего года, добавляет Владимир Скляр.
Автор: Сергей Исполатов