Заплатить за мусор придётся потребителям электричества
Правительство добавило финансовой нагрузки на энергорынок – около 30 млрд рублей в год будут собирать с потребителей энергии для того, чтобы окупить пилотные заводы по сжиганию мусора в Подмосковье и Татарстане. Впрочем, рассматривать мусоросжигательные заводы (МСЗ) как новый вид альтернативной генерации не стоит. Главная цель заводов – утилизация мусора, поэтому логичнее финансировать создание системы МСЗ через другие инструменты, полагают эксперты.
Источник: Sappasit / Shutterstock.com
На российском энергорынке скоро появится ещё один вид перекрёстного субсидирования. Схема поддержки проектов строительства МСЗ, утверждённая правительством (соответствующее постановление было опубликовано 6 марта), предусматривает, что промышленность будет частично финансировать затраты населения на утилизацию мусора. Согласно документу, электричество, вырабатываемое при сжигании мусора, признали возобновляемым источником энергии (ВИЭ). Это позволило распространить на проекты МСЗ договоры на поставку мощности (ДПМ), которые обеспечивают возврат средств за счёт повышенных платежей за мощность, собираемых с промпотребителей на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Ранее к ВИЭ в России относились только традиционные для всего мира «зелёные» технологии: солнечная и ветрогенерация, а также малые ГЭС. Суммарная мощность проектов ВИЭ, которые могут получить поддержку, была ранее утверждена правительством. Поэтому, чтобы МСЗ также смогли претендовать на ДПМ как ВИЭ, объёмы пришлось перераспределить, снизив квоту для ветряной генерации.
Наиболее вероятным претендентом на строительство пяти мусоросжигательных заводов с гарантией возврата инвестиций источники на рынке единогласно называют дочернюю компанию Ростеха – «РТ-Инвест». Проекты структуры поддерживаются на самом высоком уровне, и условия конкурсов на строительство МСЗ сформулированы таким образом, чтобы у компании не появились конкуренты, отмечают эксперты.
Постановление правительства подразумевает, что будут построены четыре завода в Московской области по сжиганию твёрдых бытовых отходов (ТБО) мощностью 70 МВт и один в Татарстане мощностью 55 МВт. Их стоимость оценивалась в 30 и 21 млрд рублей соответственно. Предельная величина капитальных затрат на 1 кВт мощности установлена на уровне 380 тысяч рублей, эксплуатационных – 741 тысячи рублей за МВт в месяц. Удельная стоимость выработки электроэнергии определена на уровне 1,336 тысячи рублей за МВт∙ч в 2020 году. Сбор заявок на конкурс начнётся 1 июня и закончится не позднее 15 июня. Затем в течение двух недель будут подведены итоги. Если конкурсы выиграет «РТ-Инвест», то заводы будут построены по швейцарско-японским технологиям, сообщали в компании.
МСЗ не предназначены для выработки электроэнергии, которая является своего рода побочным продуктом, их главная цель – переработка ТБО, напоминает Сергей Пикин. При этом они дороже всех других видов выработки энергии. Предельная величина удельных капзатрат на 1 кВт мощности в 380 тысяч рублей, очевидно, окажется близка к реальной. При этом киловатт мощности солнечной электростанции обходится в 130 тысяч рублей, ветровой – в 155 тысяч рублей. Традиционная тепловая энергетика обходится менее чем в 100 тысяч рублей за киловатт установленной мощности.
На потребителей оптового рынка ляжет дополнительная финансовая нагрузка в размере около 30 млрд рублей в год, ссылался «Прайм» на презентацию заместителя председателя правления «НП Совет рынка» Олега Баркина. Заплатят за проекты МСЗ все промышленные потребители первой ценовой зоны – европейской части России и Урала, но больше всего – бизнес в тех регионах, где заводы будут построены: в Москве и Московской области, а также в Татарстане. «Половина платы за ДПМ мусоросжигательных заводов собирается со всех потребителей ценовой зоны, кроме населения. Вторая половина будет отнесена на покупателей мощности в регионе, где расположен этот завод», – пояснила «Перетоку» руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
По данным «РТ-Инвеста», в случае строительства пяти объектов максимальный рост цен на электроэнергию для потребителей первой ценовой зоны составит 0,4%, для промышленных потребителей Москвы и Московской области – 2,6%, для Республики Татарстан – 1,6% в 2021–2022 годах. Причём это пиковые показатели нагрузки, которые в дальнейшем будут снижаться, отмечают в компании. Оценка Натальи Пороховой выше: данные проекты поднимут цены для потребителей Московского региона и Татарстана на 4%. Причём первоначально в проекте правительственного постановления шла речь только о Московской области, но тогда рост тарифов мог бы достигнуть 10%. Чтобы этого не произошло, в итоговой версии документа нагрузку решили переложить и на потребителей столицы.
«В любом варианте за утилизацию мусора платит потребитель. Но в большинстве стран, где этой проблемой системно занимаются уже долгие годы, затраты на утилизацию включаются в стоимость коммунальных платежей напрямую, то есть в квитанциях есть существенная по стоимости строка – «Вывоз и утилизация ТБО», – отметил в разговоре с «Перетоком» замруководителя департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. «Логичнее было бы финансировать утилизацию мусора через соответствующие платежи, но тогда стоимость вывоза и утилизации мусора для населения могла бы возрасти кратно. Поэтому часть затрат переложили на рынок электроэнергии», – согласен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
В результате появляется ещё один вид перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, когда промышленность будет оплачивать за население затраты на утилизацию твёрдых бытовых отходов, говорит Евгений Рудаков. Сейчас в России выделяют несколько форм перекрёстного субсидирования. Потребители российского оптового рынка доплачивают за то, чтобы в стране работали различные электроэнергетические объекты. «Классические» ДПМ на парогазовые мощности нужны были для ликвидации энергодефицита, строительство новых ТЭС в Крыму и Калининграде обеспечивает государственные интересы страны, поддержка ВИЭ – развитие соответствующих технологий. Перекрёстным субсидированием является и регулирование тарифов для населения, когда промышленность оплачивает скидки на энергию для бытовых потребителей. В «Сообществе потребителей энергии» уже заявили, что условия проведения конкурса «заставляют сомневаться в искренности регуляторов, рассуждающих о необходимости развития конкуренции и роста экономики», – передал «Коммерсантъ».
Одновременно в правительстве выражают озабоченность вопросами перекрёстного субсидирования, и в конце февраля премьер Дмитрий Медведев поручил Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС России до 20 апреля проанализировать ход работы по ликвидации «перекрёстки» в электроэнергетике.
Автор: Анна Мартынова