Цена углеродного налога

Правительство разрабатывает меры для выполнения обязательств Парижского климатического соглашения. Одним из предложений является ввод налога на выбросы углекислого газа. Это может привести к многомиллиардной нагрузке на экономику: одна только электроэнергетика должна будет заплатить 700 млрд рублей в 2020 году. Генерирующие компании обеспокоены и просят привлечь их к работе над мерами по ратификации Парижского соглашения. Свои аргументы и предложения они изложили в письме, направленном председателю российского правительства Дмитрию Медведеву.

Цена углеродного налога

Заплатить за выхлоп

Министерство природных ресурсов и экологии в марте направило на согласование в ведомства комплекс мер по реализации в России Парижского климатического соглашения. Одним из предложений является создание системы углеродного регулирования, которая может быть реализована в виде углеродного налога – сбора с предприятий, осуществляющих выбросы СО2.

Именно эта программа вызвала обеспокоенность крупнейших генерирующих компаний и побудила их напрямую обратиться к главе правительства. О содержании обращения глава «Газпром энергохолдинга» Денис Фёдоров рассказал на конференции «Электроэнергетика России». «Переток» ознакомился с полным текстом документа, который был подписан председателем правления «Интер РАО» Борисом Ковальчуком, генеральным директором «Газпромэнергохолдинга» Денисом Фёдоровым, генеральным директором «СГК» Михаилом Кузнецовым, генеральным директором «Т Плюс» Борисом Вайнзихером и генеральным директором «РУ-КОМ» Олегом Серебренниковым. В письме главы компаний просят привлечь их к работе по определению комплекса мер по ратификации Парижского соглашения, в том числе к разработке методики измерения объёмов выбросов парниковых газов. «От того, насколько корректно будут учитываться все факторы, в том числе поглощающая способность лесов, во многом зависит, насколько сильным будет влияние выполнения международных обязательств на российскую экономику в целом, поскольку подавляющий объём выбросов приходится на базовые отрасли экономики – металлургию, химическую промышленность, транспорт, электро- и теплоэнергетику, сельское хозяйство», – говорится в документе. И необходимость подобного обращения имеет под собой весьма значимые основания.

Сегодня крупнейшими эмитентами углекислого газа в России являются ТЭК (около четверти суммарного объёма) и промышленность (примерно 20%). В ТЭК наибольший объём СО2 производится при выработке электроэнергии за счёт сжигания ископаемых топлив – угля и газа. Первыми на планы Минприроды ввести углеродный налог обратили внимание промышленники. РСПП заказал консалтинговой компании McKinsey&Co прогноз последствий введения углеродного налога в стране. Общая нагрузка на промышленность составит более 2 трлн рублей в 2020 году (около 3% ВВП), подсчитали в McKinsey. Тепловой электроэнергетике придётся хуже всех. В 2020 году сжигание природного газа в электроэнергетике даст выбросы суммарно в 515 млн тонн СО2, угля – 260 млн тонн СО2, привёл данные McKinsey заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич на конференции «Электроэнергетика России». При обсуждаемой ставке налога в $15 за тонну «газовой» энергетике это будет стоить 464 млрд рублей, «угольной» – 232 млрд рублей. Суммарно – 696 млрд рублей в 2020 году. Это больше выручки «Газпром энергохолдинга», отметил на конференции гендиректор ОГК-2 Денис Башук. Если размер налога вырастет до $35 за тонну к 2035 году, как предусматривают имеющиеся сейчас предложения, общая нагрузка на электроэнергетику за счёт этого налога вырастет до 1622 млрд рублей. «Суммы умопомрачительные, оставлять эту ситуацию без внимания не стоит», – считает Юрий Станкевич. По данным McKinsey, на электроэнергетику упадёт максимальная из всех отраслей промышленности нагрузка (например, сжигание топлива в транспорте потребует выплат налога в сумме 227 млрд рублей).

Платить или жить

По предварительным расчётам «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ), которые озвучил глава компании Денис Фёдоров, если бы этот налог действовал сегодня, в первой ценовой зоне энергорынка цена киловатт-часа выросла бы на 27%, во второй ценовой зоне – на 55%.

При этом конечная цена для промпотребителей в стране и так крайне высока. Ещё в 2011 году стоимость электроэнергии в России для средних промышленных потребителей была в 2,4 раза выше, чем в США, и на 44% выше, чем в Германии, говорится в аналитическом материале первого замгендиректора Института проблем естественных монополий Булата Нигматулина. В результате изменения курсов валют по паритету покупательной способности цена электроэнергии в РФ снизилась в сравнении с западными странами, но всё равно находится, по оценкам экспертов, на уровне США.

Вопросы вызывает и введение углеродного налога для производителей тепла, например, котельных. Правительство и так много лет не может приступить к реформе теплового сектора в связи с нежеланием идти на рост тарифов для конечных потребителей. В условиях ограниченных бюджетов всех уровней и падения реальных доходов граждан значительный рост стоимости тепловой энергии из-за возможного введения углеродного сбора создаёт не только риски ухудшения качества жизни населения, но и может привести к значительному росту социальной напряжённости, отмечают генкомпании.

Дальнейшее повышение цен на электроэнергию негативно скажется на экономике, так как приведёт к росту инфляции, падению потребительского спроса и снижению объёмов промышленного производства. Но на высшем уровне говорит про это пока только губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. «Углеродный налог – и тогда всё встало. Встанет же и нефтегазовая отрасль, и транспорт, и металлургия, и агропром, и химическая промышленность. Всё это ляжет на людей. Мы уже прикинули примерно: цена на электроэнергию, на тепло вырастает в 2,7 раза. Просчитать надо все последствия», – сказал он на апрельской встрече с Дмитрием Медведевым. По мнению губернатора самого «угольного» региона России, ввод налога приведёт к закрытию десятков шахт и разрезов, сокращению тысяч шахтеров, кризису во всех отраслях, связанных с углепромом. А. Тулеев выступил и резким оппонентом идее объявить Восточную Сибирь «безуглеродной зоной», что поддерживало Минприроды, но раскритиковало Минэнерго.

За введение углеродного налога ратует Олег Дерипаска. Именно он на климатической конференции ООН в Париже (где и было принято новое соглашение) призвал ввести глобальный углеродный налог в размере $15 за тонну с перспективой роста ставки. По мнению бизнесмена, только так можно добиться существенного сокращения выбросов по всему миру.

Сложный выбор

«Возникает вопрос: кто сегодня в здравом уме, в условиях, когда мы находимся в режиме различных внешних ограничений и пытаемся найти новые и сохранить старые экспортные ниши, будет на себя добровольно принимать эти ограничения? Но в правительстве существуют различные точки зрения», – сказал Юрий Станкевич.

Кабмин пока осторожен в своих высказываниях относительно системы углеродного регулирования в России. Минприроды обещает разработать различные предложения и оценить их последствия для экономики. Замглавы министерства Семён Леви говорил, что возможны варианты: или традиционная схема регулирования загрязнений, или введение системы торговли квотами на выбросы, или углеродный налог. «При этом каждый из этих вариантов требует тщательной проработки и системного анализа последствий для экономики страны», – сказал он. На первом этапе будут созданы система учёта выбросов СО2 в экономике и проект распоряжения о включении в справочники НТД (наилучших доступных технологий) требований к показателям выбросов парниковых газов Минприроды уже внесло в Правительство РФ.

Правительство заинтересовано в сохранении и развитии экспортных ниш российских товаров, сказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Поэтому при разработке мер углеродного стимулирования вряд ли пойдёт на варианты, которые способны снизить экспортный потенциал, считает он.

Обычно усиление экологических ограничений в энергетике связано общественным запросом, отметила директор группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Наталья Порохова. «В России из-за доминирования в выработке сравнительно чистой газовой генерации общество не так сильно волнуют экологические вопросы, как в развитых странах или, например, в Китае. Без общественного запроса вряд ли эти инициативы будут иметь успех, так как любые экологические ограничения – это рост цен на электроэнергию для бизнеса и населения», – считает она.

«Минприроды будет разрабатывать проекты нормативно-правовых актов в целях выполнения положений Парижского соглашения в ближайшие годы», – сказал Юрий Станкевич. Генерирующие компании, как и промышленность, намерены поучаствовать в этой работе.


Автор: Анна МИЛИНА

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20