20 февраля 2016 в 17:21
Задолженность на розничных рынках перед гарантирущими поставщиками в 2015 году выросла на 16% относительно 2014 года – до 175,1 млрд рублей, подсчитали в «НП Совет рынка». Долг увеличился из-за ухудшения платёжной дисциплины на рознице: среднегодовой процент оплаты электроэнергии сократился с 99 до 98,5%. При этом показатель оплаты упал как по промышленным, так и по непромышленным потребителям – с 100,2% в 2014 году до 99,5% в 2015 году и с 99 до 98,1% соответственно, сообщают в ассоциации. Самые низкие показатели оплаты традиционно сохранились на Северном Кавказе, а наиболее высокие – в Уральском и Центральном федеральных округах. Из общего долга конечных потребителей перед ГП в структуре долга на непромышленных потребителей приходится 95,3 млрд рублей, на промышленных – 24,7 млрд рублей, 13,7 млрд рублей – на бюджетников, 2,2 млрд рублей – на сельхозпроизводителей и 39,2 млрд рублей – на население (в том числе управляющие компании), поясняет председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциация ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая.
Передай другому: энергетики распределяют растущие неплатежи
В кризисный 2015 год конечные потребители электроэнергии нарастили долг перед гарантирующими поставщиками на 16% – до 175 млрд рублей. Энергосбыты смогли перекредитовать большую часть долга без перекладывания неплатежей на сети и генерацию. Несмотря на это, отношения «Россетей» с энергобытовыми компаниями становятся всё более напряжёнными. Этот год также не сулит быстрых решений – в лучшем случае рост долгов перед энергетиками лишь замедлится.
По мнению эксперта, рост неплатежей конечных потребителей электроэнергии связан с общим экономическим спадом в стране и отсутствием действенных механизмов взыскания задолженности, в том числе с водоканалов и котельных (группа «Непромышленные потребители»). Несмотря на эту динамику и ухудшение условий банковского кредитования, энергосбыты в целом успешно справляются с покрытием кассовых разрывов и поддерживают высокий уровень оплаты на оптовом рынке электроэнергии и сетевым компаниям, подчёркивает Наталья Невмержицкая.
Это подтверждают данные «НП Совет рынка»: при общем росте задолженности на рознице на 24,3 млрд рублей в 2015 году долг перед поставщиками оптового рынка вырос за год на 2 млрд рублей (на 1 февраля составляет 53 млрд рублей), отмечают в ассоциации. ГП предпочитали самостоятельно покрывать около 1 п. п. недоплаты на опт, вероятно, из-за суровых санкций за просрочку, равных или превосходящих стоимость банковских кредитов. Раньше, до принятия закона о платёжной дисциплине, значительная часть розничных неплатежей транслировалась на сетевые организации, поскольку задерживать платежи им было выгоднее, чем кредитоваться в банке из-за низкой пени. В 2015 году около 40% недоплаты на рознице сбыты транслировали на сети – задолженность перед ними выросла на 10 млрд рублей, следует из данных «НП Совет рынка».
Сети устали разбираться в категориях
Но отношения между сетями и сбытами всё равно испортились на фоне сокращения полученных средств от потребителей. Обе стороны обвиняют друг друга в критическом уровне задолженности. Так, по словам Натальи Невмержицкой, к началу 2016 года сетевые организации накопили долг перед ГП по оплате потерь в 56 млрд рублей, нарастив его на 9,7 млрд за прошедший год (данные ОАО «ЦФР»). Она утверждает, что ГП платили за передачу добросовестнее, чем сети им за потери. Они не сумели оплатить в срок только 2,6% услуг по передаче, а сети – 5,4% компенсированных потерь, приводит данные Ассоциация ГП и ЭСК. По данным «Россетей», невыполненные обязательства ГП намного больше, чем долги за потерю: их задолженность достигает 95 млрд рублей, из которых просроченная – 50,2 млрд рублей. Также в компании утверждают, что процент оплаты за передачу намного ниже – 84% услуг по передаче в январе, что на 4% ниже, чем годом ранее. Сами ГП не согласны с приведёнными данными.
По данным трёх источников в отрасли, «Россети» в конце декабря 2015 года предлагали решить проблему высокой задолженности сбытов через передачу им функций гарантирующих поставщиков и региональных кассово-расчётных центров (аккумулируют коммунальные платежи) во всех регионах – с такой инициативой глава компании Олег Бударгин обращался к президенту Владимиру Путину. Идея даже получила развитие в виде поручений правительству проработать этот вопрос, но ФАС и аппарат правительства отказались менять закон «Об электроэнергетике», запрещающий совмещать деятельность по передаче со сбытом или производством электроэнергии. В итоге президент выступил публично только за объединение гарантирующих поставщиков и региональных кассово-расчётных центров, что также упрощает сбор платежей за тепло для генкомпаний, имеющих в собственности сбыты.
Однако сетевики по-прежнему считают деятельность ГП непрозрачной для государства, поскольку информацией по абонентской базе и расчётам конечных потребителей владеют только частные компании. Также холдинг считает «чрезмерной дифференциацию цен на электроэнергию, которая формируется ежечасно, меняется в зависимости от цен на оптовом рынке и определяется ценовой категорией потребителя, уровня напряжения, иными критериями». По мнению холдинга, понять, насколько правильно проведены расчёты всех компонентов в такой ситуации не может никто, кроме самого ГП, а проверить его информацию практически невозможно.
Как притормозить рост долгов?
Остановить рост долга за электроэнергию по всей цепочке поможет закон о платёжной дисциплине, уверены большинство собеседников. Так, в «НП Совет рынка» считают, что он позволит по крайней мере снизить темпы роста задолженности на розничных рынках. С этим согласны в Ассоциации ГП и ЭСК: эффективной мерой в законе является увеличение штрафных санкций (пени за просрочку оплаты). Также там видят решение проблемы розничных долгов в переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями и потребителями. Кроме того, следует упростить введения ограничений потребления для неплательщиков.
Упорядочить отношения ГП и сетевых организаций позволит институт поручительства «котлодержателя» (обычно им является МРСК) перед сбытом по обязательствам всех нижестоящих ТСО, считают в сбытовом объединении. Таким образом решится вопрос задержек платежей ТСО за компенсацию потерь.
В то же время в кризис энергосбыты не ждут резких позитивных изменений. «Несмотря на закон о платёжной дисциплине, в связи с общей ситуацией в экономике мы не ожидаем, что динамика дебиторской задолженности будет улучшаться. Скорее всего, в 2016 году продолжится тренд прошлого года», – комментирует глава блока розничного бизнеса «Интер РАО» Дмитрий Орлов.
Автор: Анастасия Фомичёва, корреспондент газеты «Коммерсантъ»