Внутрисистемный оператор

На прошлой неделе отрасль сильно удивила идея Минэкономразвития о слиянии электросетевой монополии «Россети» и «Системного оператора», осуществляющего оперативно-диспетчерское управление.

Внутрисистемный оператор

Источник: Shutterstock

Соответствующее предложение было направлено в правительство в рамках плана мероприятий по сохранению финансовой устойчивости инфраструктурных компаний в условиях заморозки тарифа. По мнению авторов проекта, это должно позволить сократить административные издержки, исключить дублирование функций (в МРСК есть свои центры управления сетями) и в конечном итоге снизить сетевой тариф на 3%. О том, есть ли смысл в совмещении сетевой и диспетчерской функций в рамках одной структуры, рассуждают эксперты.


Игорь Ряпин, независимый эксперт по электроэнергетике:

– Предложение об объединении «Россетей» и «Системного оператора» – это ещё один шаг по пересмотру постулатов реформы электроэнергетики. Действительно, в ряде стран функции системного оператора выполняют сетевые компании, и вопрос о том, как следует поступить в России: создать самостоятельную диспетчерскую организацию или передать функции сетевой компании (тогда речь шла о ФСК), детально обсуждался. И в результате всё-таки было принято решение о создании отдельных субъектов.

В российской электроэнергетике «Системный оператор» выполняет не только функции по оперативному управлению режимами, но и участвует в перспективном планировании развития энергосистемы, осуществляет согласование графиков вывода в ремонт объектов электроэнергетики, а также контроль за выполнением этих графиков. Передача функций «Системного оператора» в «Россети» спровоцирует конфликт интересов. Так, в отсутствие грамотного независимого технического контроля «Россети» будут решать вопросы согласования вывода в ремонт оборудования в пользу сетевой инфраструктуры. То есть в ущерб генераторам и потребителям. В вопросах развития энергосистемы приоритет также, вероятно, будет отдаваться развитию инфраструктуры.

Аргумент о снижении тарифа на услуги по передаче в результате такого объединения также сомнителен. Доля платы за услуги «Системного оператора» в конечной цене электроэнергии на розничных рынках крайне незначительна – менее 1% (по данным мониторинга НП «Совет рынка»). Системный оператор выполняет диспетчеризацию на верхних уровнях всей единой энергосистемы (ЕЭС), на уровнях объединённых энергосистем (ОЭС) и на региональных уровнях. Эти функции не смогут выполнять центры управления сетями, которые есть у сетевых компаний, ориентированные прежде всего на локальный уровень.

Независимое от субъектов рынка централизованное диспетчерское управление – это достояние энергосистемы России, гарантия надёжности её деятельности. Резервы для снижения сетевых тарифов надо искать в других сферах – ликвидации перекрёстного субсидирования потребителей, оптимизации инвестиционных программ и операционных расходов сетевых компаний. В Министерстве энергетики нашей отраслью занимается профессиональная команда, люди, которые хорошо помнят цели и основы реформы электроэнергетики. Хочется надеяться, что они смогут убедить правительство в нецелесообразности реализации такого предложения.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Если речь идёт лишь о том, чтобы сократить административные издержки, то можно найти другой способ это сделать, а объединять такие компании можно только ради какой-то грандиозной цели, которая пока не столь очевидна. Когда проводилась реформа отрасли, не зря было принято решение о выделении системного оператора в отдельную структуру, которая стала независимой от всех прочих секторов электроэнергетики. В этом есть своя логика, ведь энергосистема у нас единая и диспетчер у неё должен быть один. Его прямые обязанности – организовывать и управлять всеми видами деятельности: производством, передачей и распределением электроэнергии. И при этом он должен быть независимым от них всех. Тогда будет соблюдён баланс интересов как самих игроков отрасли, так и потребителей. Только в этом случае отрасль развивается без перекосов в сторону одного из секторов.

Объединение диспетчерских функций с распределением электроэнергии несёт в себе ряд рисков. Кроме возможного перекоса в пользу сетей есть и вероятность потери управляемости всей отрасли, утраты взаимодействия между секторами. Также существует риск нарушения всей системы взаиморасчётов между секторами отрасли и расчётов с потребителями, в результате чего могут появиться взаимные финансовые претензии между игроками (именно потому, что исчезнет единый игрок, который находился «над схваткой»). В числе прочего, не исключено, что могут быть нарушены инвестиционные планы в отрасли, так как изменится вся её структура. И наконец, это противоречит реформам в отрасли, которые были проведены несколько лет назад. А в таком случае мы вернёмся к тому, от чего ушли – к компании, положение которой будет если не полностью монопольным, то близким к нему. Понятно, что предложение о присоединении «Системного оператора» к «Россетям» сейчас является своего рода пробным шаром. Желанием понять реакцию участников рынка, госорганов, различных регуляторов. Поэтому дальнейшая судьба этой инициативы будет как раз зависеть от реакции на неё со стороны всех заинтересованных сторон.

Учитывая значимость «Системного оператора» для успешной работы всей отрасли, вероятнее всего, это предложение не будет одобрено и никаких изменений не произойдёт. 

Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ»:

– Объединение «Системного оператора» и «Россетей», естественно, является процессом, обратным реформе энергетики. Однако сама реформа не может быть признана удачной и доведённой до конца. А потому нет ничего плохого и в таком решении, оно не первое и не последнее. И является реакцией на сложившуюся ситуацию. Что касается конфликта интересов, то здесь стоит задуматься о внешнем контроле со стороны Минэнерго и правительства в целом. К примеру, законодательно ввести порог «цены вопроса», после которого необходимо согласование на министерском уровне. И тогда ситуация, когда проблема дефицита мощности будет решаться путём ввода только сетевых объектов, вряд ли случится.


Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57