Пред-предпоследняя миля

Правительство оказалось в центре схватки между сетевыми организациями, крупными потребителями электроэнергии и законодателями вокруг механизма «последней мили», действие которого должно по закону прекратиться с 2014 года. Ряд законодателей при поддержке сетевых организаций и ФСТ попытался провести через нижнюю палату радикальный запрет прямых отношений потребителей с Федеральной сетевой компанией до думских каникул. Однако из-за разногласий сделать этого не успели, отложив рассмотрение законопроекта на осень.

Пред-предпоследняя миля

Противная тема

«Тема такая противная», – признался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, комментируя претензии металлургов к законопроекту по борьбе с «последней милей» на совещании о развитии чёрной металлургии, состоявшемся 16 июля в Челябинске. «По этому поводу я проводил несколько совещаний, президент проводил, я уж не говорю про курирующего вице-премьера, и всё равно всё очень непросто», – сказал глава правительства.

От лица металлургов на совещании выступил генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов, который напомнил, что законодательно закреплённая цель ликвидировать перекрёстное субсидирование пока так и не достигнута. Более того, согласно данными Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», его объём российской экономике достиг уже 324 млрд руб., а потери от перекрёстки составляют примерно 3,6% от промышленного производства.

«Нас это особенно тревожит в связи с тем, что сейчас в Госдуме подготовлен ко второму чтению проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон об электроэнергетике, – пояснил Мордашов. – Если закон будет принят в том виде, в каком он сейчас готовится ко второму чтению, нам запретят выходить на прямые договора, нас заставят заключать договора с местными сетевыми организациями, тарифы которых существенно выше. И это ляжет тяжёлым бременем на экономику наших предприятий, которые и без того испытывают тяжёлые последствия глобального экономического кризиса».

Законопроект по ликвидации последней мили – один из самых загадочных с точки зрения нормотворческой динамики документов, обсуждавшихся на весенней сессии Госдумы. 14 мая законопроект, который сейчас называется «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 8 Федерального закона "О естественных монополиях"», был одобрен в первом чтении. Тогда документ имел довольно общий вид. В нём содержалось определение перекрёстного субсидирования как явления и тезис о том, что тариф для населения и приравненных к нему категорий потребителей можно устанавливать на более низком, чем для других потребителей, уровне, а затраты на обеспечение этих условий сетям должны возмещаться.

Однако ко второму чтению закон был заметно конкретизирован и одновременно переведён в более радикальную плоскость. Главное новшество – это законодательный запрет на подключение к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК) потребителей на напряжении ниже 220 кВ с 1 января 2014 года. Одновременно в нём прописывалась возможность введения компенсирующей дифференциации тарифов распределительных сетей для конечного потребителя, однако уточнялось, что оформлен этот механизм будет в отдельных подзаконных актах. Напомним, что изначальная идея была в том, чтобы ввести новый льготный тариф ВН1 для потребителей, присоединенных к Единой национальной электросети (ЕНЭС), и ВН2 – стимулирующий тариф для крупнейших из них, а также для новых предприятий, которые спроектированы под присоединение к ЕНЭС. По обеим категориям обещали скидку до 30%, причем для ВН2 предполагались ещё более льготные условия. В интервью газете «Коммерсант» министр энергетики Александр Новак обещал, что выход разрабатывающихся проектов нормативно-правовых актов, где будут прописаны все детали работы данного механизма, будет синхронизирован с самим законом.

В ходе подготовки ко второму чтению появилось несколько поправок, различающихся по форме и иногда по сути. В частности, в одной из них, направленной комитетом по энергетике на согласование в правительство, сообщалось, что понижающие коэффициенты могут быть введены только для потребителей, «энергопринимающие устройства которых имеют максимальную мощность не менее 100 МВт и технологическое присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществлено после 1 января 2014 года». Этот пункт, впрочем, выпал из варианта, который опубликован в базе Госдумы как финальный ко второму чтению, или не был в него включён.


Автор: Наталья Семашко

Другие пользователи читают

Дифференциация на минус ₽100 млрд

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала свои предложения по корректировкам механизма дифференциации бытовых...

4 октября 2024 в 15:59
Планы с ростом дефицита

«Системный оператор ЕЭС» (СО) опубликовал проект Схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР)...

12 сентября 2024 в 15:58
Если с Mapna выйти в путь?

«Татэнерго» на конференции «Совета производителей энергии» (СПЭ) предложило воспользоваться возможностями дружественных...

20 сентября 2024 в 18:19
Эпоха низких цен заканчивается

До 2042 года в России планируется построить более 90 ГВт новой генерации, что составляет свыше трети действующих в ЕЭС...

27 сентября 2024 в 14:47