«Российские сети»: перспективы объединения

Топ-новость последних месяцев – создание ОАО «Российские сети». О том, какое влияние окажет на энергорынок появление единой национальной сетевой компании, рассуждают эксперты.

 «Российские сети»: перспективы объединения

Источник: www. volsk-life.ru

doronin.jpgДмитрий ДОРОНИН, аналитик по электроэнергетике «Альфа-банка»:

– Создание «Российских сетей» необходимо рассматривать в свете тех задач и вызовов, которые стоят сегодня перед отраслью. В первую очередь это проблемы сетевого комплекса: слабый контроль над издержками и потери в сетях, изношенность основных фондов, перекрёстное субсидирование. Понятно, что только лишь созданием «Россетей» эти проблемы не решить. Но таким образом государство пытается унифицировать свою политику в отношении сетевого комплекса, и найти какое-то общее, единое решение назревших проблем. Принципиально для российского рынка электроэнергетики и отрасли в целом ничего не изменится. А вот для фондового рынка это событие может быть важным. Так как сопутствующая объединению цель – возможная приватизация ряда региональных компаний МРСК – это ожидаемое событие. И инвесторы отреагируют на него положительно.

grachev.jpgИван ГРАЧЁВ, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ:

– Де-факто это означает признание абсолютного провала реформы энергетики. Её базовые идеи о том, что путём дробления сетей можно создать конкуренцию, как показало время и рынок, оказались несостоятельными. Само по себе признание этого факта – это уже хорошо. Другой вопрос, как это всё будет делаться технически. Я считаю, что надо исходить из сугубо управленческих и технологических соображений и все централизовать предельно просто. Поэтому куда логичнее было взять за основу ФСК – компанию, которая неплохо управляется, чьи экономические показатели значительно лучше. Была бы нормальная централизованная система управления. Но если исходить из того, что имеем сейчас, после консолидации сетей, надо ставить задачу создания и проведения единой технической политики. А в дальнейшем решать более узкие задачи, но от этого не менее значимые. Я имею в виду, к примеру, проблему посредников, которые «засели» в сетях. Их надо почистить, чтобы ценообразование в отрасли было более прозрачным и адекватным рынку в целом и запросам потребителей в частности.

kazachenkov.jpgАндрей КАЗАЧЕНКОВ, первый заместитель председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС»:

– Указ президента РФ (о создании ОАО «Российские сети») является поворотным для энергетической отрасли и продолжает проводимую руководством страны системную работу по консолидации отечественной электросетевой инфраструктуры. Консолидация должна начинаться в первую очередь с введения единой технической политики для всех участников электросетевого комплекса. Речь идёт прежде всего не о том, чтобы собрать все активы в одних руках, а о том, чтобы добиться повышения их эффективности. Принятая интеграционная модель позволит повысить эффективность управления в части разрешения существующих разногласий по вводу новых мощностей и сетей, общей стратегии развития, по порядку определения максимальной мощности, а также перечня объектов «последней мили». К тому же слияние упростит актуальную сегодня процедуру техприсоединения к магистральным сетям. Важно также то, что появление единого центра принятия решений создаст возможность оптимизации средств, направляемых на реализацию инвестиционных программ обеих компаний. Хотел бы также отметить, что в российской электроэнергетике уже есть успешный опыт консолидации активов на базе ОАО «Интер РАО ЕЭС». Эти процессы способствуют повышению доверия как инвесторов, так и потребителей к государству и проводимой им политике по реформированию базовой отрасли российской экономики.

i.jpegАндрей РЕЗНИЧЕНКО, руководитель редакции науки и экологии РИА «Новости»:

– Создание единой компании «Российские сети», объединяющей управление распределительными (МРСК) и магистральными сетями (ФСК) можно назвать правильным решением, призванным улучшить эффективность громадного электросетевого хозяйства страны. Количество новых сетевых объектов, введённых в строй за последнее время, небольшое. В основном все деньги уходят на ремонт и модернизацию сетей. И несмотря на разговоры про создание smart grid, все инновационные планы остаются в основном на бумаге. Только очевидные лидеры, такие как МОЭСК, внедряют в распредсетях новые технологии. Поэтому у новой компании, а также у её руководства уже образовался целый ряд важнейших задач: не просто поддерживать колоссальный энергетический комплекс в полном порядке, но и превратить его в один из центров инноваций в электроэнергетике страны. Получится ли это в обозримой перспективе – вопрос серьёзный. Считаю, что самым важным будет для компании 2014 год, потому что Олимпиада в Сочи проверит на прочность не только новую компанию, но и в буквальном смысле сети в Краснодарском крае.

pikin.jpgСергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития:

– В результате объединения ФСК и МРСК мы получим огромную естественную монополию, где степень прозрачности затрат будет ещё меньше, чем сейчас у каждой компании в отдельности. Если цель создания «Российских сетей» – это повышение эффективности управления, то этого можно было бы достичь в рамках существующих конфигураций. И сделать это можно было ранее. Кроме того, я считаю, что создание единой национальной сетевой компании противоречит не только реформе, проведённой ранее в отрасли, но и идее конкуренции в целом. Ведь технологически у нас и так единая энергетическая система. А идея реформы как раз состояла в разделении, в том, чтобы каждая из них (ФСК и МРСК) могла заниматься своим делом, а не быть в рамках одного большого котла. Но что сделано, то сделано. Решение президентом принято. Если удастся сделать новую компанию более прозрачной и ответственной по отношению к потребителю, о чем также говорилось, то можно считать, что цели достигнуты.

IRyapin.jpgИгорь РЯПИН, старший аналитик направления «Электроэнергетика» Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО: 

– Само по себе создание ОАО «Российские сети» и объединение всего сетевого комплекса в одной компании вряд ли приведет к значительному изменению ситуации в электроэнергетике. Безусловно, возможна некоторая оптимизация управления на верхнем, федеральном уровне. Однако не следует забывать, что распределительные сети – это, в первую очередь, региональные активы, их деятельность регулируется на региональном уровне. И важно, чтобы управление распределительными сетями не было чрезмерно оторвано от контекста конкретного региона, в котором действует та или иная распределительная сетевая компания. Это будет являться естественным ограничением для централизации управления распределительными сетевыми компаниями (РСК).

При этом создание единой компании не даёт ответа на важнейшие проблемы нашего сетевого комплекса – перекрестное субсидирование, неэффективность инвестиционных программ и непрозрачность регулирования. Это проблемы не только потребителей или сетевых компаний: неэффективность сетевого комплекса приводит к тому, что потребители развивают собственную генерацию и сокращают покупку электроэнергии у оптовых генерирующих компаний (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК). Именно с этими проблемами придётся разбираться руководству «Российских сетей». И от решения этих проблем во многом будет зависеть дальнейшее развитие всей электроэнергетики России.


Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57