Долгосрочная цифровизация

15 февраля крупнейшая в мире сетевая компания «Россети» на Сочинском инвестиционном форуме презентовала программу цифровизации своих сетей. Ожидаемые затраты – 1,3 трлн рублей. 70% суммы компании придётся занимать, но даже при максимальных заимствованиях соотношение «долг/EBITDA» у «Россетей» останется приемлемым – 2,5, сообщил глава холдинга Павел Ливинский. Одним из инструментов модернизации сетей должны стать долгосрочные тарифы. Но пока Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) спорят, будут ли долгосрочные соглашения между регионами и сетевиками иметь приоритет над общими нормами тарифного регулирования. Участник процесса пока ещё выражают робкую надежду, что правительство внесёт проект, а Госдума примет его в ходе весенней сессии. Однако, уже сейчас с большой долей вероятности можно утверждать, что пилотные регионы смогут перейти на долгосрочные сетевые тарифы не ранее 1 июля 2019 года. 

Долгосрочная цифровизация

Источник: ТАСС

Цифровая сеть как ключевой элемент долгосрочной стратегии

Программа цифровизации, представленная «Россетями» в рамках инвестфорума в Сочи, станет ключевым элементом дорабатывающейся сейчас стратегии развития госхолдинга, сообщил Павел Ливинский. Это самый дорогостоящий, но не единственный вопрос, который должен быть урегулирован совместно с властями в рамках программы развития сетевого комплекса России, отметил глава «Россетей». Ключевые проблемы: незагруженные сетевые мощности, которые не приносят дохода, но требуют расходов на содержание; внедрение методики эталонных затрат в сетях и долгосрочных тарифов на передачу энергии, а также перекрёстное субсидирование.

«Россети» оценивают собственную цифровизацию в 1,3 трлн рублей. Это лишь на 200 млрд рублей меньше, чем объём средств, которые предварительно планируется потратить на обновление российской, прежде всего тепловой, энергетики. Но если на модернизацию планируется потратить деньги потребителей энергорынка – так называемые «высвобождающиеся» по мере завершения программы ДПМ средства, то «Россети» должны будут интеллектуализировать систему самостоятельно. 30% из 1,3 трлн рублей изыщутся внутри холдинга за счёт перераспределения средств в рамках действующей инвестпрограммы, заявил 15 февраля Павел Ливинский. Ещё 810 млрд рублей компании придётся занимать на рынке. При таком сценарии показатель «долг/EBITDA» «Россетей», по расчётам самого холдинга, на пике вырастет с нынешних 1,9 до 2,5. Расчёты по росту долговой нагрузки «Россетей» на фоне заявленного объёма заимствований выглядят вполне корректными, согласна руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.

– Максимальная нагрузка в случае пикового объёма заимствований придётся на 2024–2025 годы. При этом экономические эффекты от цифровизации в виде снижения затрат пойдут с 2022 года – и дальше по нарастающей», — сообщил Павел Ливинский. – Через 14 лет (расчётный срок окупаемости проектов – ред.) мы вернём все потенциальные заимствования, которые можем осуществить. Погашение кредитов будет осуществляться за счёт экономии в условиях долгосрочных правил, в первую очередь – долгосрочных тарифных решений.

Помимо 14-летнего срока возврата инвестиций ключевыми параметрами программы должны стать IRR (внутренняя норма доходности) на уровне 13%, NPV (чистый дисконтированный доход по ставке 11%) – 70 млрд рублей. На первом этапе до 2022 года в сети в рамках цифровизации планируется инвестировать 370 млрд рублей (28%), на втором (2025 год) – 575 млрд рублей (45%), на третьем (2030 год) – 355 млрд рублей (27%). Такое распределение средств обусловлено эффектами от реализуемых мероприятий в рамках выбранной финансовой модели, отмечают в «Россетях». Минимальный объём дефицита средств на цифровизацию по всем «дочкам» госхолдинга предварительно оценивается примерно в 300 млрд рублей, наибольшая нехватка средств ожидается в МРСК Сибири – более 95 млрд рублей.

По задумке компании, основным эффектом от цифровизации должно стать 30-процентное сокращение трёх показателей: CAPEX (капитала, использующегося для приобретения или модернизации физических активов), OPEX (операционных затрат) и потерь в сетях. Показатели реальны и достижимы, уверен Павел Ливинский: исследования McKinsey & Co показывают, что рост эффективности для сетевых компаний в результате цифровизации может составлять и больше – до 40%.

Средние потери в российских сетях по плану в 2017 году составят 9,05% (диапазон колебаний 5,1–18%), с 2013 года показатель снизился на 0,6 п.п. После цифровизации к 2030 году он должен уменьшиться до 6,5% в среднем по «Россетям». CAPEX, составляющий сейчас 3–11 млн рублей за 1 МВА, к 2030 году должен снизиться в среднем до 4,5 млн рублей. OPEX «Россетей», колеблющийся на уровне 44–147 рублей за 1 км, также должен упасть на 30% – до 56 рублей за 1 км. Уменьшение этих показателей позволит повысить доступность и надёжность отечественных электросетей: к 2030 году срок техприсоединения новых потребителей (до 150 кВт) снизится с нынешних 192 дней до 120 (в 2013 году – 297, текущий диапазон 79–323 дня), среднее время устранения аварий – с 4,7 до 2,4 часа (в 2013 году – 10,6, текущая «вилка» – 1,1–11 часов).

Нетарифные решения и «минимально» дивидендные тарифы

Значимыми источниками финансирования цифровизации, по словам Павла Ливинского, должны стать внутренняя оптимизация и наращивание доли нетарифных поступлений. Развитие новых компетенций и дополнительных заработков возможно в сегментах накопления и хранения энергии, оптимизации потребления, проектах городского освещения, создания зарядной инфраструктуры для электрокаров и пр. Установление экономически обоснованной платы за техприсоединение (ТП) может дополнительно принести холдингу до 235 млрд рублей, перераспределение «перекрёстки» по всем потребителям (кроме населения), идею которого поддерживают в «Россетях» – до 362 млрд рублей. При получении налоговых льгот «Россети» могли бы сэкономить ещё до 61 млрд рублей, подсчитали в компании.

Закладывать дивидендную доходность в тарифы на передачу не предполагается. Ранее дивидендные выплаты рассматривались как один из инструментов выравнивания финансового состояния отдельных МРСК внутри холдинга. «Россети» осознают, что их аппетиты будут ограничены уровнем инфляцией. Даже тарифные решения «инфляция минус» в текущих условиях приемлемы, они стимулируют сетевые структуры на местах оптимизировать процессы и искать эффективные технические решения, заявил Павел Ливинский. Поднятый им же вопрос о возможном отказе дочерних структур и головной компании от выплаты дивидендов, так как такие выплаты не заложены в тарифное регулирование, больше не актуален. На дивиденды может направляться экономия, формирующаяся в результате цифровизации. Кроме того, с конца прошлого года сетевым компаниям разрешается направлять на дивидендные выплаты до 50% за ТП.

«Россети» не обсуждали с регуляторами вопрос возможного включения в тарифы дивидендных доходов, заявил глава холдинга. Против дивидендов в тарифе выступает и ФАС.

– Мы отрицательно относились и относимся к идее включения дивидендов в тариф, – заявил замглавы ФАС Виталий Королёв.

Впрочем, Минэнерго всё-таки рассматривает возможность включения в долгосрочные тарифы для электросетей «достаточно маленькой» дивидендной составляющей, чтобы стимулировать сети повышать эффективность работы и за счёт этого платить дивиденды. Но речь идёт лишь о долгосрочных регуляторных соглашениях, которые позволяли бы сетевым компаниям эффективно инвестировать средства в развитие инфраструктуры.

– Вопрос дискуссионный, но мы бы исходили вот из чего: если её (дивидендную составляющую –ред.) включать, то достаточно маленькую, с тем чтобы все-таки стимулировать компанию в рамках долгосрочных тарифов проявлять чудеса эффективности, чтобы они выплачивали со своей эффективности дивиденды. Это очень хороший стимул, можно так пойти, – сообщил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.

Долгосрочные тарифы. До встречи в 2019 году?

Долгосрочные тарифы должны стать тем инструментом, который позволит сетевым компаниям получать инвестиции, в том числе для цифровизации, а затем погашать кредиты за счёт тарифной выручки, которая гарантируется на среднесрочный период. Разработка нормативных документов для заключения долгосрочных регуляторных соглашений между регионами и сетевыми компаниями, на основании которых и будет устанавливаться долгосрочный тариф, активизировалась осенью прошлого года после заявления главы «Россетей» о возможном отказе от дивидендных выплат. Вчера Павел Ливинский выразил надежду, что поправки в законодательство, легитимизирующие долгосрочные тарифные соглашения, будут приняты Госдумой до конца второго квартала. Это открыло бы возможность вводить долгосрочные тарифы уже с 1 июля 2018 года. Подобные договоры регионы и сетевые компании могут подписывать и сейчас, но их обычно легко оспорить, их правовая основа зачастую вызывает вопросы, говорит Виталий Королёв. В новой схеме ФАС рассчитывает получить право регистрации регуляторных соглашений по аналогии с подобными функциями Минюста.

– Мы рассчитываем получить право проверять заключённые соглашения на соответствие действующему законодательству с правом регистрации либо отклонения по юридически значимым основаниям, – рассказал Виталий Королёв.

Однако надежды Павла Ливинского, полагающего, что законопроект уже внесён в нижнюю палату парламента, на оперативную корректировку законодательства уже сейчас выглядят призрачными. Документ передан в правительство с разногласиями Минэнерго и ФАС, сообщил Вячеслав Кравченко. В ФАС полагают, что действие соглашений об установлении долгосрочных тарифов, должно быть ограничено общими принципами тарифного регулирования и принятыми нормативными актами; в Минэнерго считают, что прописанные в договорах условиях должны выполняться вне зависимости от иных законодательных норм. И ФАС, и Минэнерго направили в кабмин перечень разногласий, окончательное решение будет приниматься в правительстве. Когда оно последует – непонятно. После этого законопроект должен пройти три чтения в Госдуме, потом получить одобрение в Совете Федерации и поступить на подпись президенту. «Если не случится чуда и все резко не ускорятся, реальный срок принятия законопроекта в Госдуме – осенняя сессия. В этом случае долгосрочное тарифное регулирование в пилотных регионах может быть запущено с 1 июля 2019 года», – отмечает один из собеседников «Перетока».


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28