Автоматы как люди
Недостаточное нормативное регулирование противоаварийной автоматики и ошибки в её работе, вероятнее всего, будут названы в качестве основных причин крупной аварии в ЕЭС России 27 июня. Тогда на 35 минут Объединённая энергосистема (ОЭС) Сибири оказалась изолирована от центральной части страны. Ещё одна выявленная проблема – недостаточная квалификация персонала – уже решается и взята на контроль в Минэнерго. «Русал», постоянно попадающий под отключения как крупнейший потребитель Сибири, уже выставил финансовые претензии «МРСК Сибири» в связи с обесточиванием 29 мая. Компания не исключала выставления «счёта» и по второй аварии, но последует ли такой шаг – неизвестно: вскоре после каскадного отключения 27 июня выяснилось, что «падение» началось с автоматики Братской ГЭС компании «Иркутскэнерго», наряду с «Русалом» подконтрольной структурам Олега Дерипаски.
Источник: Станислав Красильников / ТАСС
Крупные системные аварии произошли в ЕЭС России с разницей в месяц. Ночью 29 мая ошибочные действия персонала при управлении сетевыми объектами в Республике Хакасия привели к частичному обесточиванию двух крупных алюминиевых заводов «Русала» – Саяногорского (СаАЗ) и Хакасского. Предприятия потеряли 1,433 тыс. МВт, Саяно-Шушенской ГЭС снизила нагрузку на 1,6 тыс. МВт. Через несколько часов после восстановления электроснабжения на СаАЗе произошёл повторный кратковременный сброс нагрузки в объёме 250 МВт. Каскадная авария 27 июня оказалась более масштабной. В результате неё поочерёдно отключились семь ЛЭП-500, ОЭС Сибири на 35 минут оказалась изолирована от ЕЭС России, было отключено генерирующее оборудование на ТЭС и ГЭС Сибири суммарной мощностью около 7 ГВт. Среди отключённых потребителей оказались Новокузнецкий, Хакасский, Саяногорский, Братский, Иркутский, Красноярский алюминиевые заводы «Русала» и Иркутский авиационный завод. Как выяснилось впоследствии причиной инцидента стали ошибки в работе противоаварийной автоматики на Братской ГЭС «Иркутскэнерго», а затем аналогичные проблемы на ПС 500 кВ «Озёрная» «Иркутской электросетевой компании».
В причинах обеих аварий разбирались представители Минэнерго, Ростехнадзора и других заинтересованных структур, вошедших в спецкомиссии. Выводы о причинах первого происшествия уже известны: ошибки автоматики и недостаточная квалификация диспетчерского персонала, предпринявшего неверные шаги в ходе внештатной ситуации. Доклад о второй аварии 27 июня должен быть готов в течение 30 дней с момента происшествия.
– После анализа майского инцидента был определён ряд мер в отношении работы оборудования и специалистов, по чьей вине она произошла. Нужно отметить, что при всех ошибках в ходе второго инцидента работы по синхронизации и подключению были проведены очень оперативно, из майского происшествия были сделаны правильные выводы, – заявил 3 июля замглавы Минэнерго Андрей Черезов.
По его словам, сейчас наибольшие опасения вызывает квалификация оперативного персонала тепловых электростанций. Ранее проблемы недостаточной подготовки специалистов отмечались и у сетевиков, и у гидрогенераторов, но в последние годы «Россети» и «РусГидро» смогли наладить учебный процесс, создали необходимую материально-техническую базу. «У тепловиков же до сих пор нередко весь процесс подготовки сводится к занятиям «за партой», отсутствует база для наработки практических навыков», – посетовал Андрей Черезов. Минэнерго намерено сосредоточить внимание теплогенераторов на этой проблеме, добавил он.
Вторым проблемным моментом являются новые образцы автоматики, в том числе иностранного производства. Тема особенно актуальна в свете аварии 27 июня, расследование которой пока продолжается.
– Эта авария мне больше всех не нравится. Она говорит о том, что системная автоматика в данном случае не локализовала нарушения и не хеджировала риски, наоборот, расширила аварию довольно существенно. Поэтому здесь широкий спектр вопросов как к «Системному оператору», так и к разработчикам и проектировщикам автоматики. В частности, есть много нюансов в части электромагнитной совместимости и других факторах работы микропроцессорных устройств. Будем собирать заинтересованные стороны и проводить своё разбирательство в рамках Минэнерго, – сообщил Андрей Черезов.
На проблемы с автоматикой и несовершенство её нормативного регулирования указывают и в «Системном операторе». «В существующей системе регулирования отсутствует возможность устанавливать обязательные технические требования к объектам, работающим в ЕЭС России, обеспечивающие их нормальное функционирование в составе энергосистемы. В результате логика работы и характеристики устройств противоаварийной автоматики (преимущественно иностранного производства) не могут быть проверены на соответствие необходимым параметрам, следовательно, не может быть предотвращена эксплуатация непригодных для выполнения функций устройств. Дополнительно к этому у собственников энергетического оборудования отсутствует обязанность обеспечивать работоспособность устройств противоаварийной автоматики, а у регулирующих органов – полномочия проверять их функционирование и соответствие основных параметров значениям, обеспечивающим безаварийное функционирование энергосистемы. Указанное несовершенство нормативного регулирования привело к тому, что, во-первых, один комплекс противоаварийной автоматики на крупном генерирующем объекте сработал ложно, а во-вторых, другой комплекс автоматики на крупном сетевом объекте радикально усугубил аварийную ситуацию», говорится в отчёте «Системного оператора» об аварии 27 июня (есть в распоряжении «Перетока»).
От крупных перебоев в ОЭС Сибири больше всех страдает «Русал» Олега Дерипаски. Алюминиевые заводы являются крупнейшими потребителями в регионе и попадают под масштабные отключения. «Русал» традиционно выступает с резкими заявлениями при отключении своих предприятий. В связи со сбоем поставок электроэнергии 29 мая на Саяногорский алюминиевый завод и фольгопрокатное предприятие «Саянал» «Русал» направил официальную претензию в «МРСК Сибири», но отказался раскрыть её сумму. 27 июня алюминиевая компания не стала сдерживать эмоции, выпустив жёсткое заявление.
«К сожалению, отключение нагрузки на наших предприятиях происходит регулярно и компанию не устраивает такая система, когда «Русал» как потребитель каждый год платит всё большие суммы за услуги энергетиков, включая не только цену на электроэнергию и её передачу, но и оплачивая в полном объёме ДПМ, а качество этих услуг постоянно падает, влияя на износ оборудования, ограничивая бесперебойную работу предприятий и т. п.», – говорилось в сообщении «Русала» от 27 июня.
Обращение от алюминиевой компании в течение получаса после аварии 27 июня поступило и в Минэнерго, сообщил Андрей Черезов. Тогда же «Русал» подтверждал возможность выставления финансовых претензий к виновникам этой аварии. Правда уже к вечеру 27 июня алюминщики смягчили риторику. «В «Русале» о последствиях отключения говорили осторожно, уверяя, что «реальные проблемы с застаиванием массы в электролизерах могут возникнуть лишь при долговременном отключении энергоснабжения», сообщал «Коммерсант» на следующий день. Дело в том, что в течение дня Минэнерго обнародовало технические причины сбоя. Сначала неправильно сработала противоаварийная автоматика Братской ГЭС (филиал «Иркутскэнерго»). После этого произошёл перегруз ряда элементов системообразующей сети 500 кВ, неправильно сработала та же противоаварийная защита на ПС 500 кВ «Озёрная», которая принадлежит «Иркутской электросетевой компании» (ИЭСК).
Пока неизвестно, окажутся ли в числе виновников аварии «Иркутскэнерго» и ИЭСК. Впрочем, вариант, когда ответственными окажутся только производители автоматики, представляется пока маловероятным. Но предъявить финансовые претензий иркутским сетевикам и генераторам «Русалу» будет достаточно сложно. Все три компании подконтрольны структурам Олега Дерипаски, так что возможный публичный спор, по сути, может оказаться внутрикорпоративным. В «Русале» не стали комментировать ситуацию и отказались ответить на вопрос о перспективах выставления претензий виновникам аварии 27 июня.
Автор: Сергей Исполатов