Сетевиков Северного Кавказа простимулируют дорогим электричеством
Проблема неплатежей на Северном Кавказе остаётся крайне острой не только для энергетиков, работающих в регионе, но и для энергорынка в целом. В первом квартале показатель собираемости платежей в регионе опустился ниже 70%, а формальные потери в сетях Чечни, Дагестана и Ингушетии превышают 30%. Минэнерго уже направило в правительство проект постановления, финансово стимулирующего сетевые и сбытовые компании бороться с фактическим воровством электроэнергии. Повышения мотивации энергетиков может быть недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию, опасаются аналитики.
Источник: Popoudina Svetlana/ Shutterstock.com
Минэнерго внесло в правительство России проект постановления, содержащий ряд мер по улучшению платёжной дисциплины на Северном Кавказе, сообщили «Перетоку» в министерстве. Предполагается, что документ может быть утверждён и вступит в силу уже к началу лета, добавил источник в правительстве. Основная идея документа – создание механизма финансового стимулирования сбытовых и сетевых компаний Северного Кавказа в борьбе с неплатежами.
В настоящий момент неплатежи северокавказских потребителей являются основной оперативной проблемой российского энергорынка. По итогам первого квартала задолженность на оптовом рынке энергии и мощности (ОРЭМ) выросла на 3,525 млрд рублей (до 64 млрд рублей), из которых на долю Северного Кавказа пришлось 3,492 млрд рублей. По данным «Центра финансовых расчётов», уровень оплаты поставленной энергии в регионе в первые три месяца года составил 68,2% против 77,1% годом ранее. В марте показатель в Северо-Кавказском регионе оказался ещё хуже – 66% при общероссийском уровне 99,6%. Регион остаётся единственным значимым фактором накопления долгов на ОРЭМ.
«В целом такая ситуация сохраняется на протяжении последних двух лет. Так, в 2016 году уровень расчётов потребителей на ОРЭМ, за исключением гарантирующих поставщиков Северного Кавказа и АО «Оборонэнергосбыт», составил 100%», – отмечал председатель «Совета рынка» Максим Быстров.
В настоящий момент в ряде территорий показатель потерь в сетях (во всех регионах они подконтрольны «Россетям» и являются подразделениями «МРСК Северного Кавказа») превышает 30%. В 2016 году потери в сетях Дагестана составили 37%, в сетях Чеченской Республики – 34%. Самый «беспроблемный» филиал «МРСК СК» – «Ставропольэнерго» – 13,6%. В среднем по региональной «МРСК» этот показатель в 2016 году составил 24,5%. При полезном отпуске 16,68 млрд кВт∙ч (общий отпуск в сеть – 20,9 млрд кВт∙ч) компании пришлось купить для компенсации потерь более 5,1 млрд кВт∙ч. Средняя цена покупки составила 1,4 рубля на 1 кВт∙ч, указано в материалах «МРСК СК». Суммарные траты достигли почти 6,5 млрд рублей, при этом стоимость нагрузочных потерь, учтённых в ценах ОРЭМ, не превысила 710 млн рублей.
При этом реальные технологические потери в российских сетях кратно ниже: по утверждённым нормативам для ФСК они не превышают 10% (в зависимости от региона и категории напряжения). В «Россетях» с 2013 года потери сократились с 9,9 до 8,8%. К 2021 году сетевой холдинг планирует выйти на техпотери на уровне 6–8%, заявлял в марте заместитель гендиректора «Россетей» Константин Петухов.
В этой ситуации Минэнерго предлагает внедрить механизм финансового стимулирования сетевых и сбытовых компаний региона к снижению потерь в сетях. Он предполагает утверждение графика постепенного снижения потерь до нормативного, технически обоснованного уровня к 2023 году. Норматив будет снижаться каждые полгода. При этом сетевые компании, соблюдающие график, получат право покупать электроэнергию для покрытия потерь по регулируемым ценам, которые сейчас в ряде случаев на 30–50% ниже рыночных цен оптового рынка. Пока весь объём энергии для компенсации потерь в северокавказских сетях продаётся по нерегулируемым ценам, пояснили в «НП Совет рынка». При несоблюдении утверждённого графика сетевые компании частично лишатся права на скидки за счёт уменьшения доли энергии, которую можно будет приобрести для компенсации потерь по регулируемым ценам, сообщили в Минэнерго. Сбыты также будут заинтересованы в росте собираемости платежей, так как по действующим правилам именно они покупают энергию для покрытия потерь в сетях, а затем фактически перепродают её сетевикам, таким образом выводя из собственного оборота значительный объём средств.
Для достижения целевых показателей графика необходимо включить средства на эту работу в тарифы, подчёркивают в «МРСК СК».
– Реализация предложенных мер положительно повлияет на ситуацию по борьбе с потерями электроэнергии на Северном Кавказе только в том случае, если будут определены источники финансирования мероприятий по снижению потерь, – заявил «Перетоку» замгендиректора по развитию и реализации услуг «МРСК СК» Константин Аликов. – Если средств на эти цели выделить не получится, эффект будет половинчатым, а целевых показателей, скорее всего, достичь не удастся. Но в целом какой-то положительный эффект возможен, хоть и не настолько существенный.
Минэнерго называет создание механизма финансирования работ по приведению показателя потерь до нормативного одной из целей проекта и согласно заложить расходы в тариф. Проект направлен на «установление предельного минимального уровня роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для группы потребителей «Прочие» на период по 31 декабря 2022 года, позволяющего обеспечить финансирование технических мероприятий, направленных на снижение потерь», заявили в министерстве.
– Понятно, что основная проблема северокавказских сетей – это так называемые коммерческие потери. Предлагаемый механизм создаст стимул для сетевых компаний и экономию, которая может быть направлена на реализацию технических мероприятий по снижению потерь, – отмечает аналитик «Райффайзенбанка» Фёдор Корначёв. – Но одной мотивации энергетиков с большой долей вероятности будет недостаточно, корень проблемы – в региональном менталитете и отсутствии привычки платить за электроэнергию.
В «МРСК СК» также говорят и о других вариантах повышения платёжной дисциплины, отвечая на вопрос об альтернативных путях снижения потерь в сетях.
– Есть один из хорошо зарекомендовавших себя альтернативных способов улучшения платёжной дисциплины – использование приборов учёта с предоплатной системой. На Северном Кавказе он будет наиболее эффективен, – полагает Константин Аликов. – Счётчики представляют собой контрольный прибор, управляющий счётом: пока на счету есть деньги – свет горит, как заканчиваются – свет отключается. Такая система, использующаяся уже более 50 лет в ряде европейских стран и у наших соседей в Азербайджане, успешно зарекомендовала себя. Но для её внедрения необходимо внести изменения в существующее законодательство РФ.
Автор: Сергей Исполатов