Сертификация электроэнергии отменяется?
Верховный суд Российской Федерации встал на сторону ПАО «МОЭСК» в споре с УФАС Московской области, вынесшим предписание компании сертифицировать электрическую энергию, а также заплатить штраф в размере 660 млн рублей. МОЭСК стала первой компанией, отказавшейся от сертификации электроэнергии. Однако большинство продолжают оплачивать эту процедуру. Правильно это или нет и что делать дальше – разбирался «Переток».
Источник: www.elektrikhaber.com
Наследие прошлого
Необходимость сертифицировать электроэнергию досталась энергосистеме в наследство от РАО «ЕЭС России». После реформы 2005–2008 годов сертифицировать электроэнергию законодательство обязало сетевые организации. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения были закреплены ГОСТом 32144–2013, который соответствует европейскому региональному стандарту ЕN 50160:2010. Несмотря на то что в России все ГОСТы носят необязательный характер, обязанность получать подтверждение качества электроэнергии предусмотрена законом «О техническом регулировании», принятым в 2002 году незадолго до начала реформы отечественной энергетики. Всё это «нормативное наследие» определяло качество электроэнергии как заданные параметры частоты и напряжения в определённой точке электрической системы. Соответствие этим критериям подтверждается сертификатом качества электроэнергии. Этот сертификат выдаётся сроком на три года, но при этом требует ежегодного подтверждения в форме обязательного инспекционного контроля. В случае жалоб потребителей на некачественную электроэнергию Росстандарт может изымать сертификаты, что вынуждает энергетиков в срочном порядке повторно проводить дорогостоящую процедуру. Такой механизм устанавливает жёсткие правила игры, но на самом деле, по мнению экспертов, не позволяет эффективно оценивать качество электроэнергии во всей энергосистеме.
Размытая ответственность
В технологическом процессе производства, передачи и поставки электроэнергии конечному потребителю сегодня участвуют различные субъекты отрасли.
На такие параметры работы сети, как частота и напряжение, непосредственное влияние оказывают не только генерирующие компании и «Системный оператор ЕЭС», но и сами потребители. Даниэль Дмитриев, директор филиала ООО «Казанская энергетическая компания», полагает, что после разделения в ходе реформы сбытовой и сетевой деятельности сети по факту не обязаны сертифицировать электрическую энергию, поскольку занимаются услугами по её передаче, которые не подлежат сертификации. При этом непосредственные обязанности продажи электрической энергии как товара возлагаются, по его мнению, на энергосбытовые организации, которые во взаимодействии с сетевыми компаниями и производителями электрической энергии должны обеспечивать поставку электроэнергии соответствующего качества и нести за это ответственность. Но сертификаты сейчас получают именно сетевые организации, хотя и являются, по сути, только одним звеном энергетической цепочки.
Цитата
Александр Панин
Заместитель генерального директора по правовым вопросам ПАО «МОЭСК»:
- Мы рачительно относимся к своим издержкам и считаем нецелесообразным нести многомиллионные затраты на проведение сертификации.
Сами сетевые организации считают, что наличие или отсутствие сертификации не влияет на качество электрической энергии, так как они проводят собственные замеры и мероприятия по обеспечению качества в рамках технологической зоны своей ответственности.
«Когда мы видим, что электроэнергия близка к границам допустимого, мы начинаем планировать мероприятия, задумываться о реконструкции, – рассказал начальник отдела управления качеством электрической энергии ПАО «МОЭСК» Илья Аксютин. – Особый случай – когда приходят жалобы, тут уже приходится работать в авральном режиме. Плюс к этому у нас есть программные комплексы, которые позволяют по параметрам сети просчитывать падение напряжения и включать энергообъекты в многолетние программы реконструкции с опережением, не позволяя качеству электрической энергии выходить за требуемые рамки. Недавно появилась система, которая мониторит напряжение на трансформаторных подстанциях в режиме реального времени».
Дорогой сертификат
Цифра
4 млрд рублей потратили, по данным «Россетей», компании группы в 2006–2015 годах на сертификацию
Деньги, которые компании тратят на сертификацию, в итоге через тарифы вынуждены выплачивать потребители электроэнергии – как те, кто доволен, так и те, кто совсем недоволен качеством электроснабжения. При этом для последних ситуация никоим образом не меняется, поскольку сертификация не влияет на инвестиционные или ремонтные программы энергетиков. «Мы рачительно относимся к своим издержкам и считаем нецелесообразным нести многомиллионные затраты на проведение подобной сертификации. Они также не должны находить своё отражение в тарифах на передачу электрической энергии и ложиться дополнительным финансовым бременем на наших потребителей», – пояснил заместитель генерального директора по правовым вопросам ПАО «МОЭСК» Александр Панин.
Действующий в настоящее время порядок определяет только процедуру сертификации электроэнергии для населения. «В отношении промышленных потребителей порядок сертификации законодательством не определён», – отмечает зампредправления Ассоциации ГП и ЭСК по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов. При этом, продолжает он, обязательной сертификации подлежит электроэнергия, поставляемая любым потребителям – как промышленности, так и населению. Таким образом, промышленность, по сути, также платит за услугу, которая никак не влияет на качество электроснабжения предприятий. «В целом по стране программ по повышению качества электроэнергии недостаточно. Надёжность электроснабжения и качество поставляемой электроэнергии на невысоком уровне особенно на низких уровнях напряжения, поэтому их нужно планомерно улучшать. Однако существующий механизм сертификации неэффективен. Нужно искать новые механизмы экономического стимулирования», – отмечает Рустам Гайфутдинов.
Чем заменить сертификат?
По мнению Александра Панина, сегодня уже назрела необходимость пересмотреть действующее законодательство, вплоть до исключения электрической энергии из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Вместо этого, по словам Даниэля Дмитриева, нужно повышать ответственность за качество электроэнергии путём введения понижающих коэффициентов к её стоимости в случае несоответствия по качеству параметрам ГОСТа. Потребители будут сами заинтересованы в установке приборов учёта либо в том, чтобы нанимать специализированные организации, которые помогут им составить заключение о качестве электроснабжения. Предполагается, что относительно дорогие приборы будут окупаться за счёт скидок. Впрочем, по словам эксперта, взыскать потери потребители сегодня могут лишь в случае нанесения реального ущерба, например, бытовой технике.
Отмена сертификации качества электроэнергии – совершенно правильный и логичный шаг, считает ведущий эксперт Института энергетики НИУ ВШЭ Игорь Ряпин. Заменить её должна система монетизации качества электроснабжения, которая предоставит возможность потребителю самостоятельно выбирать тот уровень качества электроснабжения, который ему необходим, с учётом соответствующего уровня оплаты, и вводить штрафы для поставщиков электроэнергии за отклонения от установленных в договорах параметров. Поставщики же смогут потребовать компенсации выплаченных потребителям штрафов от тех субъектов отрасли, по вине которых произошли такие отклонения.
Как заметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, наиболее сложным вопросом является мониторинг качества в отношении наиболее изношенных энергетических объектов, например, бесхозных сетей в отдалённых сельских поселениях. Эксперт считает, что должен быть независимый арбитр по вопросам качества электроснабжения, в роли которого мог бы выступить Ростехнадзор, обладающий достаточным количеством территориальных отделений и соответствующими компетенциями. Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что в сегодняшних условиях любые нововведения не должны сопровождаться дополнительной тарифной нагрузкой на потребителей электроэнергии.
Автор: Леонид Хомерики