Лишние сети

Про то, что в энергосистеме России есть лишние электростанции, не слышал, пожалуй, только ленивый. Но потребители оплачивают не только лишнюю генерацию, но и избыточную сетевую мощность – как результат неэффективных инвестиций. Выходом может стать существенное сокращение инвестиций в сетевой комплекс с приоритетом его окупаемости, говорят эксперты.

Лишние сети

Источник: www.ru.depositphotos.com


В распределительном электросетевом комплексе есть большое количество мощностей, работающих с недозагрузкой. Это происходит по разным причинам. Например, предприятие, которое было подключено к электрической сети ещё во времена СССР, значительно снизило объём своего потребления и сегодня использует лишь небольшой процент от сетевой мощности. Или губернатор говорит: «Вот тут у нас будет город-сад, зона экономического развития. Постройте сети и подстанцию». Сетевики строят, а инвесторы не приходят или приходят, но не все. Получается такой памятник архитектуры, в который вложили сотни миллионов рублей, а загрузка минимальная или вообще нулевая», – делится наблюдениями с «Перетоком» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Конкретный пример: филиал МРСК Центра – «Ярэнерго» построило новую подстанцию «Которосль», от которой запитаны несколько торгово-развлекательных заведений. Фактическое использование мощности – 9,3 МВт, тогда как заявлялись потребители на 50 МВт. «Особенно много потребители перезаявляются там, где есть льготы, присоединение до 15 кВт по цене 550 рублей. Очевидно, что многим садовым домикам 15 кВт – слишком много, их фактическое потребление – 2–3 кВт. А таких домиков – миллионы. Эти сетевые мощности обречены на недозагрузку», – говорит Сергей Пикин. По словам замгендиректора «Россетей» Романа Бердникова, к марту 2015 года в холдинг было подано заявок на техприсоединение 157 ГВт мощности, что сопоставимо с максимумом фактически используемых в России генерирующих активов. «Не факт, что все заявки были удовлетворены, но цифра показательная», – отметил Сергей Пикин.
Эксперты говорят, что сети сами не очень заинтересованы в сокращении и повышении эффективности своих инвестиций. В последние годы объём инвестпрограммы холдинга составляет более 150 млрд рублей ежегодно, и заметного снижения не наблюдается. Эти вложения, как правило, экономически неэффективны из-за недозагрузки мощностей (которая не даёт возможности возвращать средства за счёт тарифа на передачу), из-за политики региональных регуляторов по учёту расходов и ряда других факторов. Это приводит к тому, что у компаний сектора растёт долг. «Если бы не инвестиции в экономически неэффективные проекты, компания могла бы выплачивать долги, и в результате через несколько лет можно было бы снизить тариф, так как обслуживание долга частично учитывается регуляторами при расчёте тарифов для сетей», – сказал «Перетоку» эксперт энергорынка на условиях анонимности.
Неэффективные инвестиции как часть не самого эффективного управления сетевым комплексом приводят к тому, что финансовая устойчивость сектора снижается. Суммарная задолженность холдинга по итогам 2014 года составила около 500 млрд рублей, и в условиях роста стоимости денег компания несёт дополнительную нагрузку от роста процентных ставок (оценивалась в 41 млрд рублей в 2015-2017 годах). Есть и конкретные примеры, к чему приводит неэффективное управление: компания «Ленэнерго», дефицит финансирования в которой к концу 2014 года достиг 100 млрд рублей. Эксперты напоминают, что инвестиции «Ленэнерго» с середины 2000-х годов выросли с 3–4 млрд рублей до 30 млрд рублей ежегодно. Вкупе со сложностями в тарифном регулировании и проблемами с банком-держателем средств компании «Ленэнерго» оказалось на краю банкротства. В итоге «Россети» были вынуждены спасать свою «дочку» за счёт допэмиссии и средств государства.
С проблемой перезаявляемой мощности сетевики пытаются бороться законодательным путём, то есть повысить финансовую ответственность потребителей за свои планы. С 2014 года компания настаивает на принятии постановления правительства, которое обяжет потребителей оплачивать зарезервированную мощность (а не только фактически используемую). Минэнерго поддерживает эту инициативу: по данным министерства, потребителями не используется в среднем 60% максимальной мощности (на 2013 год – 98 ГВт). Предполагалось, что оплата резерва даст потребителям экономический стимул отказываться от излишков в пользу тех, кто стоит в очереди на подключение. Но крупные потребители выступили резко против разработанного проекта постановления, отмечая, в частности, тот факт, что далеко не везде, где есть крупный потребитель, есть очередь на подключение, а введение оплаты резерва ляжет на них многомиллиардной нагрузкой. Документ критиковало и Минэкономразвития. В итоге сейчас проект завис в аппарате правительства, говорят источники в отрасли.
По данным экспертов, в России доля сетей в конечной цене электроэнергии неоправданно высока – около 50%. «Недозагрузку сетей оплачивает потребитель в тарифе», – говорит руководитель группы исследований и прогнозирования компании АКРА Наталья Порохова. «Борьба с неэффективной загрузкой в сетевом комплексе потенциально может снизить тарифы для потребителя или принести дополнительные доходы сетевым компаниям. Сегодня эти действия несут особую актуальность, так как в условиях негативной макроэкономической конъюнктуры сдержанная тарифная политика в отношении сетевого комплекса сохранится», – сказала она «Перетоку». Но глобальное решение вопроса заключается не столько в том, чтобы запустить нормативный документ, повышающий финансовую ответственность потребителей, а в том, чтобы повысить мотивацию менеджмента сетевых компаний к росту эффективности деятельности, отмечают эксперты.


Автор: Анна Милина

Другие пользователи читают

Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20