Весь бензин в закрома Родины!

Минэнерго по поручению Правительства РФ проработает вопрос об обязательствах нефтяников поставлять 95% бензина на внутренний рынок. Правительство также решило продлить на полгода оборот «Евро-4» и задумалось о дифференциации акцизов на четвёртый-пятый классы моторного топлива.

Весь бензин в закрома Родины!

Источник: shutterstock


Правительство России поручило Минэнерго представить на рассмотрение Кабинета министров вопрос о поставках на внутренний рынок до 95% бензина и 52,5% дизтоплива от общего объёма производства в стране. Как следует из материалов, размещённых на официальном сайте кабмина, о результатах договорённостей с нефтяными компаниями Минэнерго должно доложить в правительство до 1 декабря 2015 года.
С соответствующим предложением выступил глава Минэнерго Александр Новак 6 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, посвящённого итогам модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Глава Минэнерго предложил закрепить обязательства нефтяников в соглашениях по модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые были подписаны в 2011 году ФАС, Росстандартом, Ростехнадзором и самими нефтяными компаниями.
Нефтяные компании тогда обязались модернизировать свои НПЗ и обеспечить переход на производство более качественных видов нефтепродуктов для поставок на внутренний рынок. Первоначально окончательным сроком модернизации был установлен 2015 год, но затем срок был перенесён на 2020 год.
Против такой меры уже выступил регулятор топливного рынка и участник четырёхстороннего соглашения – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Мы отрицательно относимся к такой инициативе. Это не предмет четырёхсторонних соглашений. Вопросы, связанные с достаточностью предложения, – это вопросы экономического регулирования», — заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин журналистам 16 октября в рамках конференции «Антимонопольное регулирование».
В то же время правительство хочет подстраховаться и обеспечить, хоть с небольшим опозданием, переход на экологически чистое топливо – «Евро-5». В этой связи, согласно правительственному распоряжению, Минэнерго также поручено рассмотреть вопрос детализации по годам объёмов производства моторных топлив (автобензина, дизтоплива и авиакеросина) в период с 2016 по 2020 год.

Бензину «Евро-4» продлили жизнь на полгода
На этом же совещании 6 октября Александр Новак обратился к Дмитрию Медведеву с предложением о продлении оборота топлива класса «Евро-4» на один год – до конца 2016 года. Однако правительство разрешило продлить срок только на полгода – до 1 июля следующего года. Как отмечается в докладе министра энергетики, в случае перехода с 2016 года на обращение только класса «Евро-5» возможен дефицит бензина, поскольку не все нефтяные компании уложились в график модернизации НПЗ. Сами нефтяники, по словам Новака, в текущем году не успевают ввести в действие 14 новых установок на своих НПЗ и обратились с просьбой перенести их ввод на 2016–2020 годы. В этом случае может возникнуть дефицит бензина в размере от 1,8 млн тонн до 3,8 млн тонн.
Однако на данном этапе нефтяники заверили Минэнерго, что смогут обеспечить в первом квартале 2016 года дополнительные поставки бензина до 2,8 млн тонн. Таким образом, при максимальном потреблении дефицит бензина может составить от 1 млн тонн. В 2015 году Минэнерго ожидает потребления бензина в России в объёме 35,4 млн тонн, а в 2016 году – на уровне 34,4–36,4 млн тонн. «Если же брать средний показатель, мы выйдем на баланс примерно на уровне 35,5 млн тонн», – уточнил Новак. В то же время министр отметил, что в стране «нет резерва в этой части, поскольку в течение года мы имеем неравномерное потребление топлива». Поэтому продление оборота топлива «Евро-4» поможет выровнять ситуацию. Новак заверил, что в течение первого полугодия следующего года министерство будет следить за ситуацией на рынке топлива для принятия последующих решений.
Для того чтобы простимулировать компании окончательно завершить модернизацию и перейти на пятый класс, Минэнерго на совещании также предложило рассмотреть возможность дифференциации акцизов на четвёртый-пятый классы, с тем чтобы установить дифференциал 3,5 тысячи рублей. «Это, на наш взгляд, даст необходимый стимул, для того чтобы переходить ускоренными темпами на пятый класс», – отметил Новак. По итогам совещания конкретных решений по этому вопросу принято не было. Медведев поручил Минэнерго совместно с Минфином и Минэкономразвития проработать этот вопрос отдельно.
Сам Новак заявил журналистам, что возможный рост дифференциации акцизов на бензины четвёртого и пятого классов в 2016 году не повлияет на цену топлива. «По акцизам пока не принято никакого решения. Возможно, что дифференциация будет 3,5 тысячи рублей за счёт четвёртого класса. На самом деле это никак не повлияет на цену, потому что сегодня ценообразующим является пятый класс. Решение будет принято при обсуждении налогового пакета в Госдуме», – сказал Новак.

Может, дело в экспорте?
Сейчас у нефтяников нет обязательств по объёмам поставок топлива на внутренний рынок. Россия экспортирует бензин, но не существенные для нашего рынка объёмы. Кроме того, по техрегламенту у нас запрещено экспортировать высокооктановый бензин, поэтому на экспорт уходит только топливо классом ниже, чем «Евро-4». Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2014 году РФ экспортировала 4,177 млн тонн бензина и 47,398 млн тонн дизтоплива. В январе и августе 2015 года эти показатели составили 3,245 млн тонн и 35,656 млн тонн соответственно. При этом, по данным Росстата, бензина в прошлом году было произведено 38,3 млн тонн, дизтоплива – 77,25 млн тонн.
Эксперты сходятся во мнении, что Минэнерго, установив квоты на внутренние поставки топлива, хочет получить дополнительные рычаги регулирования внутреннего рынка не только из опасения роста экспорта, а именно из-за возможного возникновения дефицита бензина в случае отмены «Евро-4» и, как следствие, резкого роста цен на него.
Директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, которого цитирует «Коммерсантъ FM», также считает, что если не продлевать сроки производства бензина четвёртого класса и изъять из оборота 8 млн тонн этого топлива из 38, которые сейчас производятся, то мы получим дефицит.
Однако президент Фонда энергетического развития Сергей Пикин уверен, что меры, предлагаемые Минэнерго, скорее направлены на сдерживание возможного роста экспорта. Он пояснил «Перетоку», что нефтяники, экспортируя бензин, а особенно дизтопливо, сейчас получают гораздо большую выгоду, чем при продаже на внутреннем рынке. Это связано с девальвацией национальной валюты. Пикин привёл пример с Белоруссией, в которую Россия поставляет нефть для переработки на местных заводах. В соответствии с межправительственным соглашением Белоруссия должна возвращать нам определённый объём бензина. Однако после кризиса и девальвации рубля белорусы почти прекратили поставки бензина на наш рынок и продают его в соседние страны, в том числе в Польшу и Германию, где цены на бензин выше, чем у нас, примерно в два раза. Пикин положительно оценивает решение продлить оборот «Евро-4» на полгода. По его словам, эта марка бензина пользуется большой популярностью в странах СНГ, которые «берут его с удовольствием». Если отменить его оборот с начала 2016 года, то он уйдёт на рынки стран содружества, а у нас образуется дефицит. А в данном случае за полгода нефтяники успеют выйти на производство недостающих объёмов «Евро-5», считает Пикин.
Эксперты инвестиционной группы «Альпари» полагают, что принятие предложений Минэнерго позволит не только избежать дефицита топлива в следующем году, но и сдержит рост цен, так как недостаток топлива всегда приводит к ценовым скачкам.
Интересно, что в начале 2014 года Минэнерго уже предлагало установить фиксированный объём продажи бензина и дизтоплива на внутреннем рынке и прописать это в четырёхстороннем соглашении. Тогда предлагаемые объёмы поставок официально объявлены не были. Однако источники «Интерфакса», например, сообщали о таких же цифрах – до 95% бензина и 52,5% дизтоплива. Предложение возникло после случившегося летом 2013 года резкого скачка оптовых цен на бензин (примерно на 30%), который случился из-за роста экспорта весной того же года.


Автор: Елена Забелло

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28