Полёт навстречу солнцу

В апреле прошлого года в Швейцарии публике был представлен второй прототип самолёта на солнечных батареях Solar Impulse 2. А уже этой весной автор проекта швейцарец Бертран Пикар планирует совершить на нём кругосветный перелёт.

Полёт навстречу солнцу

Источник: www.businessinsider.com, www.esa.int

Первые модели «солнечных самолётов» – воздушных судов, использующих для движения энергию солнца, – появились в 70-х годах прошлого века, а в 80-х годах начались пилотируемые полёты. Однако на то, чтобы довести технологию до стадии коммерческих разработок, ушло ещё 30 лет. И дело тут вовсе не в авиастроении. Всему виной – относительно медленное развитие фотоэлектрики и других элементов необходимой «солнечнолётам» энергетической инфраструктуры. Тем не менее энтузиастам не давала покоя идея создания самолёта, который мог бы оставаться в воздухе бесконечное количество времени. И похоже, им наконец-то удалось вплотную подойти к воплощению этой идеи.


Издание второе, исправленное
Свой первый полёт Solar Impulse (а точнее, его первая модификация под номером 1), разработанный Федеральной политехнической школой Лозанны при поддержке частных компаний и Европейского космического агентства, совершил в 2010 году. В 2013 году самолёт совершил трансконтинентальный перелёт, пролетев над всем североамериканским континентом и продемонстрировав, что современные технологии позволяют машине всю ночь летать на энергии, накопленной в солнечное время суток. Solar Impulse 1 находился в воздухе 16 часов и 21 минуту, преодолев порядка 1400 км. Таким образом, он побил свой собственный рекорд дальности (1116 км), установленный в мае 2012 года. Днём самолёт набирал большую высоту, а ночью планировал, экономя накопленную в аккумуляторах энергию.
GSP_-_Bertrand_Piccard.jpg
Бертран Пикар

Несмотря на это, технические возможности Solar Impulse 1 не позволяли совершить на нём кругосветный перелёт. Эту миссию предстоит выполнить следующему поколению машины – самолёту Solar Impulse 2. Он заметно больше первого варианта. Размах монокрыла, покрытого 17 248 солнечными элементами, составляет 72 м против 63 м в предыдущей версии (для сравнения: именно такой размах крыла имеет Airbus A340), вес самолёта увеличился с 1,6 до 2,3 тонны. Такое увеличение габаритов позволило существенно улучшить его технические характеристики. Так, в Solar Impulse 2 повышена энергоэффективность, а коэффициент полезного действия четырёх электромоторов, которыми он оснащён, достиг 94%. Аммиачно-щелочной электролит для аккумуляторных батарей позволил получить более высокие показатели энергетической плотности, в конструкции самолёта использованы нанотехнологии, разработанные компанией Bayer MaterialScience, а компания Decision предоставила технологии углеродистых волокон, которые облегчили конструкцию самолёта. Кроме того, конструкторы сделали самолёт менее чувствительным к влиянию внешних факторов (он способен пересекать зоны турбулентности), а это один из главных факторов надёжности подобных машин.

Демонстрация возможностей
Максимальная скорость Solar Impulse 2 по авиационным меркам совсем невелика – всего 140 км/ч, однако это почти в три раза больше скорости первого прототипа (50 км/ч). Это значит, что намеченное Бертраном Пикаром кругосветное путешествие займёт пять месяцев. Старт путешествия запланирован в период с 28 февраля по 2 марта в Абу-Даби, предусмотрено порядка десяти этапов: Швейцария – Индия-Мьянма – Китай – перелёт над Тихим океаном – Соединённые Штаты – перелёт над Атлантикой – Южная Европа или Северная Африка – Швейцария. Пилотам предстоит пролететь над двумя океанами — Тихим и Атлантическим. В состав экипажа войдут два человека — сам Бертран Пикар и его напарник Андре Боршберг. Всего же обеспечивать полёт будут около 130 человек.

Несмотря на то что сама идея кругосветного перелёта впечатляет, эксперты считают, что Solar Impulse 2 – это скорее демонстрация возможностей, нежели прототип будущего коммерческого воздушного судна. Наладить серийное производство (при наличии спроса) будет очень непросто, да и цена лайнера довольно высока – за 12 лет расходы на программу Solar Impulse составили около 152 млн долларов США.

– В настоящее время говорить о перспективах этого прототипа не приходится – это не более чем демонстратор технологий, его коммерческое применение из-за высокой цены и низкой коммерческой нагрузки не просматривается. Однако при дальнейшем развитии технологий, в первую очередь при повышении КПД солнечных батарей и совершенствовании аккумуляторов, у этого направления в авиастроении может быть большое будущее, – пояснил «Переток.ру» глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Прежде всего речь идёт о создании различного рода патрульных самолётов и самолётов-ретрансляторов, для которых важна автономность. Такие летательные аппараты будут беспилотными, их целевая нагрузка позволит в некоторых случаях заменить искусственные спутники земли. В то же время создание транспортных или пассажирских самолётов, основным источником энергии для которых будет солнечная энергия, маловероятно.


Автор: Андрей Щукин

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28