Биотопливо заливает американские бензобаки

Апологеты использования возобновляемых источников энергии вообще и биотоплива в частности вскоре смогут рапортовать об очередном взятом рубеже: согласно распространённым в конце июля данным федерального управления по охране окружающей среды Соединенных Штатов (Environmental Protection Agency, EPA), с января по июнь производство биотоплива в США превысило отметку в 636 млн галлонов (более 2,4 млрд литров). При сохранении этих темпов производства объёмы поставок по итогам 2013 года серьезно превысят показатель в 1,1 млрд галлонов (4,1 млрд литров), зарегистрированный годом ранее

Биотопливо заливает американские бензобаки

Дело государственной важности

Одна из причин наметившейся тенденции к росту производства биотоплива в США – реализуемая на федеральном уровне политика диверсификации рынка транспортного топлива. В январе 2013 года Белый дом вновь ввёл стимулирующие льготы для производителей этого вида топлива, которые могут претендовать на налоговые вычеты в размере $1 за каждый галлон (1 галлон = 3,185 литра) «биогорючки».

Мотивы такого решения администрации Соединенных Штатов вполне очевидны. Один из них напрямую связан с ситуацией в сфере занятости, где особыми успехами американская экономика похвастаться не может. Согласно подсчётам международной консалтинговой компании Cardno Entrix, введение этой налоговой льготы (которая, вообще-то, действовала с 2005 года и с тех пор лишь в течение пары лет не продлевалась Конгрессом) позволит создать дополнительно свыше 19 тыс. рабочих мест. Таким образом, общее число занятых в сфере производства биотоплива в США должно превысить 83 тыс. человек.

Естественно, рады были возвращению налоговых послаблений и в профильных организациях. «Если мы собираемся выйти из этого замкнутого круга скачков цен на нефтяном рынке, нужна альтернатива», – отметила, в частности, Энн Штекл, вице-президент Национального совета по биодизелю.

Нефть против этанола

Примечательно, что век назад картина была прямо противоположной. В начале ХХ века Генри Форд планировал использовать этанол в легендарном автомобиле Model T, а первые дизельные двигатели вполне могли работать на растительном ореховом масле. Однако обнаружение обширных запасов нефти позволяло в течение многих десятилетий производить сравнительно недорогой бензин и дизель, так что разработки в области биотоплива оставались, по сути, невостребованным.

Но вернёмся в наше время. Вводя налоговые льготы для производителей биотоплива, в Белом доме явно учли и другие соображения, а именно: демонстрация заботы об экологии и энергетической безопасности страны. Как заявила по этому поводу советник президента США по энергетике и климату Хизер Зикал, более широкое использование возобновляемых источников энергии, к которым относится и биотопливо, является «основой политики» Вашингтона, направленной на снижение зависимости экономики страны от импорта нефти, а также эффективным инструментом для сокращения объёма выброса в атмосферу парниковых газов.

В Соединенных Штатах единственным видом топлива, отвечающим критериям, которые ЕРА предъявляет к биотопливу нового поколения, является биодизель. Его использование позволяет более чем на 50% снизить объём поступающего в атмосферу СО2 по сравнению с традиционным «дизелем». Именно это и является одним из основных условий ЕРА. Кстати, доля биодизеля в общемировом объёме производства различных видов биотоплива составляет, по некоторым оценкам, до 80%.

Судя по прогнозам аналитиков, замедлений в развитии сферы производства биологического топлива не предвидится. К примеру, согласно подсчетам экспертов из американской компании Navigant Consulting Inc., только в следующем десятилетии производители биотоплива в США намерены инвестировать 69 млрд долларов с целью увеличения объёмов выпускаемой продукции. При этом основная часть капиталовложений будет направлена на исследования и производство передовых видов топлива – биодизеля, биобутанола или целлюлозного этанола из сельскохозяйственного сырья, непригодного для употребления в пищу.

Аналитики прогнозируют, что в обозримой перспективе будут расти не только инвестиции, но и рынок. Специалисты той же Navigant Consulting Inc., доклад который был представлен в июле, считают, что через 10 лет годовой объём продаж биотоплива в США увеличится до 7,6 млрд долларов.

Неплохо дела обстоят и в Старом Свете. Согласно докладу аналитического консорциума EurObserv’ER, в 2011-2012 годах использование биотоплива возросло в странах Евросоюза на 2,9% до 14,4 млн тонн нефтяного эквивалента. Впрочем, потребление биотоплива в Европе далеко не равномерно: в 14 странах ЕС за тот же период оно возросло, в десяти – упало.

Тем не менее, отмечают эксперты, в целом «зелёная энергетика» пока только пробивает себе дорогу в США, сталкиваясь с определенными трудностями. Так, в 2009 году президент Барак Обама, выступая с первым посланием Конгрессу, поставил цель удвоить за три года производство энергии из возобновляемых источников. Однако с тех пор данный показатель увеличился не в два раза, а лишь на два процента.

Трудности с продвижением биотопливной составляющей в национальной энергетической политике США, помимо политических противопоказаний (например, стычек между правящими демократами и находящимися сейчас в оппозиции республиканцами в Конгрессе), связаны и с другими причинами, в частности, социального и экономического толка.

Фермерам прибавилось забот

Например, представители сельскохозяйственного сектора говорят о том, что постоянно растущий спрос на культуры, которые могут использоваться в биоэнергетике, приводит к разрушению почвы и ухудшению качества воды. Кроме того, трудно оспорить и следующую логическую цепочку, которую в своих аргументах с удовольствием используют сторонники традиционной энергетики: мол, при выращивании и переработке культур, необходимых для изготовления биотоплива, а также в процессе производства удобрений уходит просто колоссальное количество энергии. То есть культивации тех сельскохозяйственных культур, которые станут основными «ингредиентами» биотоплива, позволяющего снизить выбросы СО2, фермерам приходится расчищать новые участки, подчас вырубая леса, которые тот самый СО2 активно поглощают.

Да и доля нефти в общем энергетическом балансе сокращается не так уж сильно с учётом того, что значительная часть видов энергии, которая используется на промышленных производствах, получена не за счет «чёрного золота», а за счёт угля и природного газа.

Кроме того, без господдержки программы разработки «зелёных» энергоресурсов, единственным источником финансирования которых остался бы частный бизнес, вряд ли смогут добиваться внушительных успехов. Да и технологическая база, которая позволила бы ВИЭ на равных конкурировать с ископаемыми видами топлива, пока не так основательна.

Специалисты полагают, что биотопливо если и пробьёт себе дорогу на массовый рынок, то точно не завтра. Как отметил в интервью New York Times вице-президент по корпоративному стратегическому планированию нефтяной компании Exxon Mobil Уильям Колтон, «нефть продолжит доминировать в транспортной сфере» на протяжении минимум ближайшего десятилетия.

Аналогичной точки зрения придерживается и Хэл Харви, генеральный директор Energy Innovation, консалтинговой компании, базирующейся в Сан-Франциско и специализирующейся на вопросах охраны окружающей среды и «зелёных» технологий. Ситуация на рынке топлива для транспортных средств «не так уже сильно изменится в ближайшие 10 лет», полагает он.

Таким образом, перспективы существенного «озеленения» глобального топливного рынка пока не то чтобы туманны, но уж точно не столь радужны и близки, как можно было бы подумать. Налицо необходимость дальнейшего развития технологической базы производства биотоплива, повышения его конкурентоспособности и снижения негативного воздействия на экологию. А значит, производители традиционных энергоресурсов пока могут, как говорится, «спать спокойно». Правда, сон этот должен быть достаточно чутким.


Автор: Константин Еловский

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28