Ветер зимы

Ветрогенерация, самый перспективный в мире источник ВИЭ, вслед за нефтедобычей перемещается в климатически сложные регионы. Энергостройки в холодах крайне дороги и оправдывают себя лишь в изолированной местности, отмечают эксперты. Но таких территорий в России немало: инновационные технологии открывают широкие перспективы использования ветряков в вечных льдах российского Заполярья.

Ветер зимы

Источник: photosight.ru

Проверка на прочность

Ежегодно в порядке «северного завоза» в российские регионы уходит дизель и мазут на десятки миллиардов рублей. Уже на месте к недешевому из-за логистики топливу прибавляется высокий износ электростанций – в большинстве северных субъектов он составляет 50-70%. Но именно такие неблагоприятные обстоятельства могут сыграть на руку экологии. Замкнутость и дефицитность северных энергосистем сделали их интересной площадкой для альтернативной генерации. И если с солнцем в этих краях дела обстоят напряженно, то ветра всегда в избытке.

В конце июня за Полярным кругом заработает первый в таком роде российский ветряк. Речь идет об электростанции «Лабытнанги» в Ямало-Ненецком округе, которую строит ОАО «Передвижная энергетика». Новый объект мощностью 250 кВт обеспечит энергией отдаленные микрорайоны и поможет сдержать тарифы, подстёгиваемые завозным топливом.

Это не единственный опыт компании по созданию ветрогенерации в сложных климатических условиях. В настоящее время ОАО «Передвижная энергетика» заканчивает строительство ветродизельного комплекса на острове Беринга и ветроэнергетической установки, адаптированной к условиям Севера, в Усть-Камчатске.

«Проект в Лабытнанги – это в первую очередь проект в сфере НИОКР, – пояснили Перетоку в пресс-службе «РАО ЭС Востока». – Компания понимает, что полезный опыт эксплуатации этой ветроустановки послужит основанием для тиражирования данных технологий. Речь идет об изолированных поселках Дальнего Востока с аналогичными климатическими условиями и наличием коммерческой целесообразности».

Всего планируется построить девять таких комплексов, сообщил генеральный директор «Передвижной энергетики» Юрий Мирчевский. Установка ветрогенераторов будет идти одновременно с модернизацией действующих дизельных станций. Уже на первом этапе на обслуживаемых территориях топливо можно заместить ветром на две трети, уверены инициаторы стройки. По их словам, наибольшие сложности сейчас связаны с доставкой оборудования и материалов в такие района. Но с дальневосточными регионами работать будет ничуть не легче, полагают в компании.

Россия не пойдет по воде за Европой

В своем желании улучшить энергобаланс за счет ветряков Россия, что называется, попала в тренд. Ветрогенерация фактически стала «паровозом» альтернативной энергетики, и уже не первый год обеспечивает мощный рост доли ВИЭ в общемировом объёме выработки. В этот перспективный сегмент вложился даже Google: объём инвестиций вместе с партнерами достигнет 5 млрд. долларов. По прогнозам Global Wind Energy Council, в 2025 году суммарный спрос на ветрогенерацию приблизится к 5 тыс. гигаватт.

Немалая часть производства будет размещена в неблагоприятных для жизни районах – там, где нет солнечных батарей, гидроэлектростанций и доступного углеводородного топлива. Так, Северная Европа сделала акцент на установку так называемых оффшорных электростанций, которые строят в зонах с неглубоким морским дном.

Первые проекты появились еще в 1998 году – «пилоты» показали, вырабатываемая в море энергия оказалась дороже обычной ветрогенерации. Но с учётом дотаций правительств цены стали сопоставимы с другими, даже невозобновляемыми источниками. Поэтому 12 лет спустя Северное море получило путевку в жизнь как один из самых мощных и перспективных центров ветроустановок. Десять европейских стран – Бельгия, Дания, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания – договорились объединить все расположенные в Северном море ветрогенераторы в единую сеть. Предполагается, что полностью эта идея будет реализована в 2020 году.

В России плавучие и шельфовые модели в список технологических приоритетов не вошли. Прежде всего – из-за несхожих с европейцами энергопотребностей. Северные берега РФ населены не так плотно, к тому же в сухопутной части вопрос изолированных с энергетической точки зрения территорий стоит гораздо острее.

Среди всех ветровых держав ближе всего к российской практике оказалась Канада. В её прохладном климате ветрогенерация также начиналась с небольших установок для отдельных микрорайонов, но постепенно перекочевала в густонаселенную местность. В прошлом году страна установила ветряки общей мощностью 936 МВт. «Ветрогенераторы, к примеру, сегодня обеспечивают около 3% потребностей всей провинции Онтарио в электричестве, – отмечают в Канадской ассоциации ветряной энергетики (CanWEA). – Мы ожидаем, что 2013 год станет рекордным по числу установленных турбин».

Ветер перемен

На территории РФ также ожидается бум ветряков. И если абсолютные объёмы пока будут скромнее, то динамику роста специалисты обещают беспрецедентную. «Мы ожидаем, что в ближайшее время может начаться очень бурное развитие российской ветроэнергетики», – заявил в интервью Перетоку и.о. президента Российской ветроэнергетической ассоциации Анатолий Копылов. Эксперт, в частности, связывает это с тем, что все необходимые подзаконные акты и нормативные решения правительства, которые подтолкнут этот процесс, наконец приняты. И уже вскоре мощности ветроэлектростанции вырастут по стране с 5 до более чем 1000 МВт.

По словам Копылова, развитием профильных проектов в стране занимаются 13 компаний, а общее число проектов приближается к полусотне. Все они в разной степени готовности, но большинство инвесторов ожидает, когда власти окончательно определятся с нормативной базой.

В уже упомянутой Канаде действует аналог американского производственного налогового кредита, который даёт льготы в первые 10 лет работы мощностей на ВИЭ. Прямое субсидирование работает на региональном уровне – для его получения нужно обеспечить как минимум 60% локализации производства оборудования.

Целевые планки по обязательной локализации появились недавно и в России – не менее 65% к 2020 году. Ключевым же инструментом поддержки ВИЭ в целом и ветроэнергетики в частности должны стать механизмы, аналогичные ДПМ. Насколько эффективно заработает система, станет ясно ещё не скоро. Минэнерго поручено к 1 января 2016 года проанализировать капитальные затраты на строительство ВИЭ-генерации. До этого момента «зелёные» киловатты, скорее всего, будут целесообразны лишь на ограниченной территории.

«В текущих экономических условиях внедрение таких технологий может быть экономически целесообразным только в отдалённых изолированных поселках Дальнего Востока и Крайнего Севера, где энергоснабжение идет от дизельных станций, работающих на привозном топливе, – подчеркнули в РАО ЭС Востока. – При частичном замещении дизельной генерации экономия дорогостоящего топлива позволяет создать условия и для возврата инвестиций, и для снижения тарифов – но в перспективе, после того, как станции окупятся».


Автор: Юлия Макарова

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20