«Умные» счётчики: в поисках путей внедрения

Как стало известно «Перетоку», Минэнерго России совместно с Минстроем и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) приступили к разработке поправок, которые позволят создать нормативную базу для внедрения «умных» приборов учёта электроэнергии и воды. Соответствующий пункт был внесён в проект дорожной карты по развитию российских информационно-телекоммуникационных технологий в феврале по предложению Минэнерго. Сроки и принудительность внедрения счётчиков, обеспечивающих дистанционный контроль, пока не определены. Новые технологии облегчат жизнь и потребителям, и сбытовым компаниям. Однако по традиции камнем преткновения остаётся вопрос финансирования инноваций.

«Умные» счётчики: в поисках путей внедрения

Минэнерго России совместно с Минстроем и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) к октябрю 2017 года должно подготовить поправки в законодательство, касающиеся внедрения приборов учёта электроэнергии и воды, обеспечивающих дистанционный сбор данных. Суть предложения Минэнерго – в применении электросчётчиков, обеспечивающих дистанционный сбор данных о потреблённом электричестве и воде. Дорожная карта не содержит детальных предложений, так что сроки и механизмы внедрения инноваций не ясны. Однако в целом инициативу поддерживают все заинтересованные стороны.


Выгодно всем

Сейчас клиенты энергосбытовых компаний самостоятельно фиксируют показания счётчиков. Для этого есть разные способы, в том числе новые – с использованием мобильных приложений для смартфонов, но в любом случае ответственность за ежемесячную передачу показаний приборов учёта лежит на людях. Основной плюс использования «умных» приборов для потребителей – это прекращение головной боли по ежемесячному съёму и передаче показаний, отмечают в «Энергосбыт Плюс» (объединяет сбытовые структуры группы «Т Плюс». – Прим. ред.). Это сэкономит время, а кроме того, люди прекратят получать корректирующие счета и будут оплачивать только то, что действительно потребили. «Также эта мера позволит навести порядок с так называемыми общедомовыми нуждами (ОДН). Ведь не секрет, что сейчас основной проблемой ОДН является неодномоментный съём показаний приборов учёта», – поясняют в «Энергосбыт Плюс».

Самим сбытам обычные счётчики тоже доставляют проблемы. Энергетики не имеют ясной картины потребления электричества, информации о состоянии приборов учёта, а также вынуждены содержать штат обходчиков – людей, которые регулярно обходят квартиры каждого клиента и сверяют данные с информацией, полученной от потребителей. Этого требует федеральное законодательство – постановление правительства о правилах предоставления коммунальных услуг. Технология дистанционного сбора показаний даст сбытам точные сведения о потреблении и корректном объёме полезного отпуска. Это позволит устранить хронические разногласия с территориальными сетевыми организациями, возникающие при отсутствии приборов учёта на вводах жилых домов. В случае повсеместного внедрения «умных» приборов учёта сбыты компании смогут экономить за счёт сокращения штата сотрудников. Кроме того, значительно проще будет контролировать техническое состояние приборов учёта и режимов их работы. Отсутствие переданных данных однозначно просигнализирует, что что-то не так, например, что электросчётчик вышел из строя или был похищен. «Использование приборов учёта с дистанционной передачей данных в целом позволит получить картину реального состояния основных фондов ЖКХ», – отмечают в НП «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» (НП ГП и ЭСК).



Варианты есть

Просто установкой «умных» счётчиков внедрение инновационных технологий не ограничивается. Необходимо выстроить всю систему передачи данных. О наиболее перспективных технологиях для обеспечения дистанционного сбора показаний шёл разговор в феврале на техническом совете ПАО «Мосэнергосбыт», в котором приняли участие крупнейшие производители систем и приборов учёта. Фиксируемые показания могут передаваться в единый центр разными способами: по проводным или беспроводным каналам связи, напрямую на сервер или через специальные устройства сбора и передачи данных, отмечают в «Мосэнергосбыте». В зависимости от выбранных решений будет складываться суммарная стоимость программы в каждом конкретном случае. Сейчас в ПАО «Мосэнергосбыт» изучают все варианты для выбора оптимального способа, сообщил «Перетоку» представитель компании. Расходы можно снизить, например, остановившись на более бюджетном варианте, предполагающем дистанционное считывание показаний не в постоянном режиме, а по самостоятельному запросу контролёра, отмечают в НП ГП и ЭСК.

Вместе с тем у предложения регуляторов законодательно закрепить ввод новых приборов учёта есть риски. В энергосбытовых компаниях считают, что при разработке деталей важно придать процессу постепенный характер. Прежде всего необходимо ввести запрет на установку обычных приборов на новых объектах, а также перестать менять неисправные и подлежащие замене счётчики на аналогичные.

«Внедрение продвинутых приборов учёта целесообразно начать в домах, где у большей части приборов учёта истёк срок межповерочного интервала. То есть необходимо создать соответствующую инфраструктуру. И делать это лучше всего централизованно», – подчёркивают в «Мосэнергосбыте».

Кроме того, одной дистанционной передачи данных недостаточно, иначе велики риски создать систему, которая станет устаревшей ещё до завершения создания. Нужно внедрять полноценную интеллектуальную систему учёта: вновь устанавливаемые приборы должны не только считать киловатты, но и обладать функциями дистанционного ограничения потребления при формировании задолженности. Это позволит более эффективно бороться с неплатежами, тем более что в России уже есть опыт внедрения интеллектуальных систем с функцией дистанционного отключения (например, в Московской области и Перми). Также новые приборы учёта должны иметь такие опции, как уведомление потребителей о необходимости оплаты в срок, антивандальная и антимагнитная защита, отмечают в НП ГП и ЭСК.

Ещё один вопрос, беспокоящий энергетиков, – финансовый. Цена технологичных приборов, а также стоимость их обслуживания достаточно высока. В этой связи дополнительного обсуждения требует механизм финансирования мероприятий. Как отмечают в НП ГП и ЭСК, если заложить необходимые средства в тариф, это породит ещё один тип перекрёстного субсидирования. В «Энергосбыт Плюс» видят выход в стимулировании потребителей к добровольной замене счётчиков, например, льготами на их установку. В принудительном порядке «умные» приборы надо ставить у неплательщиков, считают в компании. Впрочем, добровольный путь не гарантирует повсеместности внедрения инноваций, что может существенно снизить эффективность системы.

Разработкой этих и других деталей профильные ведомства займутся после утверждения дорожной карты по развитию информационных технологий, проект которой сейчас находится в Минпромторге.


Другие пользователи читают

Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20