27 ноября 2015 в 17:23
«Системный оператор ЕЭС» опубликовал итоги конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2016 год. Всего для участия в отборе генераторы заявили 196,89 ГВт располагаемой мощности. Этот объём включает 28,5 ГВт, поставляемых по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) и договорам купли-продажи мощности новых АЭС и ГЭС, а также 14,6 ГВт «вынужденных» источников.
Отборная мощность
«Системный оператор Единой энергетической системы» опубликовал итоги конкурентного отбора мощности на 2016 год. Новая модель КОМ прошла боевое крещение, говорят регуляторы, а аналитики отмечают, что результаты отбора – в рамках ожиданий.
Практически все они были отобраны, сообщил «Системный оператор ЕЭС», не прошли КОМ только 784 МВт установленной мощности. Львиная доля неотобранных – 669 МВт – получили отказ из-за несоответствия требуемым техническим параметрам оборудования. Одна заявка была подана с ценой, превышающей максимально возможную. Ещё около 4 ГВт генерации решили в принципе отказаться от продажи мощности в 2016 году (кто именно принял такое решение, – регуляторы не раскрывают).
В первой ценовой зоне было отобрано 155,9 ГВт мощности. Фактическое предложение мощности превысило минимальный спрос на 11,3% (максимальная цена была бы, если бы генераторы заявили 140 ГВт). Во второй ценовой зоне отобрали 41 ГВт (максимум цены был бы при 39,4 ГВт).
В результате в первой ценовой зоне цена сложилась на уровне 112,6 тысячи рублей за МВт. В 2015 году здесь в большинстве зон свободного перетока цена мощности была выше (117–133 тысячи рублей), за исключением ЗСП Урал (106 тысяч рублей). Во второй ценовой зоне цена мощности составила 189,2 тысячи рублей, и это выше, чем цена в 2015 году (144–179 тысяч рублей).
Итоги отбора соответствуют ожиданиям, говорят аналитики. «Цены сложились в рамках ожиданий, низкая цена в первой ценовой зоне обусловлена большим профицитом мощности», – сказала «Перетоку» главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова. «Рост цены во второй ценовой зоне может свидетельствовать о том, что конкуренция там пока недостаточная», – добавил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
В этом году КОМ проходит по новым правилам. Самое главное изменение заключалось в принятии новой модели отбора, так называемой кривой эластичного спроса. Она подразумевает, что по более низкой цене покупатели будут приобретать большее количество мощности, а по более высокой – меньшее. Кроме того, в этом году КОМ проводится по ценовым зонам в целом, а не по зонам свободного перетока, как было ранее.
«КОМ с эластичным спросом даёт достаточно предсказуемый результат и исключает какие-либо ценовые манипуляции. Подавая заявки, участники практически не ориентировались на предписания ФАС по уровню цен в заявках, а воспользовались беспроигрышной стратегией подачи ценопринимающих заявок», – сказали «Перетоку» в Ассоциации НП «Совет рынка». Так что можно сделать вывод, что новая модель КОМ успешно прошла боевое крещение и может быть использована для реализации своей основной цели – проведения долгосрочных отборов на 2017–2019 годы, добавил собеседник портала.
Для генераторов низкая цена в первой ценовой зоне является не очень хорошей новостью. Впрочем, регуляторы уверены, что всё в порядке: «Для подавляющего большинства генерирующих компаний сложившиеся по итогам КОМ цены в совокупности с РСВ обеспечат как минимум безубыточную эксплуатацию генерирующих объектов», – сказали в «Совете рынка».
Теперь рынок ждёт конкурентного отбора мощности на три года – с 2017 по 2019 год, – который должен пройти до 15 декабря. Долгосрочный КОМ нужен, чтобы дать участникам экономические сигналы о том, что им делать со своими активами, и прежде всего – стимулировать вывод. Одной из основных проблем сегодня является переизбыток генерации, который будет только нарастать из-за продолжающихся вводов по ДПМ, а также строительства новых АЭС.
Чтобы законодательно урегулировать вопросы вывода, Минэнерго разрабатывает проект постановления правительства по консервации мощностей. Документ в настоящее время находится в стадии обсуждения с профильными госорганами и участниками рынка. Он должен быть внесён в правительство до 1 февраля 2016 года. «При этом можно отметить, что с введением новой модели КОМ острота проблемы – необходимость введения дополнительной платы за консервацию – значительно снизилась. Поставщик может гарантировать отбор своего объекта в КОМ путём подачи ценопринимающей заявки, не рискуя «свалить» цену КОМ на ноль», – говорят в НП «Совет рынка». Кроме того, в новой модели отбора цена мощности тем выше, чем меньше отобранный объём. И у поставщиков есть прямой стимул снижать объём предлагаемой к отбору мощности, консервируя или выводя из эксплуатации неэффективные, приносящие убытки активы.
Автор: Анна Милина