Электрическое моделирование
Постановление правительства о новой модели конкурентного отбора мощности, выход которого ожидается со дня на день, позволит впервые провести запланированный ещё в 2011 году долгосрочный отбор на 4 года вперёд. Так, планируется, что в октябре должен пройти отбор на 2016 год, а следом за ним в декабре – на 2017, 2018 и 2019 годы. В 2016 году пройдёт отбор на 2020 год и так далее. А действовавшая с 2011 года модель пересечения спроса и предложения уступит место модели «эластичности спроса».
Зачем был создан рынок мощности
Для того, чтобы разобраться в причинах возникновения новой модели и оценить её, следует не забывать, зачем, собственно, был создан рынок мощности. Он был призван предупредить дефицит генерации в энергосистеме, при этом сформировать эффективную структуру генерации с наименьшей совокупной стоимостью электроэнергии и мощности для конечного потребителя.
В целом рынок мощности должен решать несколько задач одновременно:
- предоставить достаточные средства генерации, необходимой для развития экономики страны;
- сформировать стимул к выводу неэффективного (дорогого для потребителя) оборудования;
- стимулировать развитие современной эффективной генерации взамен устаревших, исчерпавших свой ресурс мощностей;
- конкуренция на данном рынке должна приводить к формированию оптимальной для потребителя стоимости мощности.
Естественно такой сложный комплекс задач, требующих одновременного решения, привёл к формированию непростого рынка – рынка мощности, в котором причудливо переплелись самые разные элементы: большая доля государственного регулирования (это так называемые «самые дорогие» и «вынужденные генераторы», зоны свободного перетока с «прайс – кэпом»), а также настоящие рыночные механизмы – конкуренция ценовыми заявками за право быть отобранными и стимулы к сокращению затрат.
Однако, конкурентный отбор мощности прошлого года особенно остро показал, что в существующем виде конкурентный отбор мощности не может решить весь комплекс поставленных перед ним задач.
Так, на фоне снижающегося потребления электроэнергии проведённый в сентябре 2014 года конкурентный отбор на 2015 год продемонстрировал очень заметное снижение цен на мощность. Порядка 16 000 МВт генерации оказались неотобранными и обратились в Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнерегетики с просьбой присвоить им статус вынужденных генераторов, ведь несмотря на то, что они оказались неотобранными в рынке мощности вывод их из эксплуатации невозможен по тем или иным причинам (они являются необходимыми для их надёжного электроснабжения потребителей либо являются единственными источниками теплоснабжения).
Таким образом, в 2015 году стало понятно, что модель рынка мощности работает некорректно и требует усовершенствования.
В течение этого года Министерство энергетики, Совет рынка, Системный оператор, и ключевые министерства и ведомства совместно с участниками рыночного сообщества искали оптимальную модель рынка мощности. Предлагалось много различных вариантов, начиная с полного перехода к государственному регулированию и заканчивая переходом к долгосрочному рынку мощности.
В итоге в настоящее время все электроэнергетическое сообщество ждёт выхода Постановления Правительства, кардинально изменяющего правила конкурентного рынка мощности и внедряющего модель «эластичности спроса». Это означает, что спрос задаётся не одним значением, а зависимостью объёма от цены – эластичная кривая спроса. Такой принцип формирования спроса отражает следующую экономическую закономерность: по более низкой цене покупатели готовы приобрести большее количество товара, а по более высокой – меньшее. С точки зрения особенности такого товара как мощность, эту закономерность можно перефразировать следующим образом: при высокой цене мощности в энергосистеме нужно поддерживать необходимый уровень надёжности – минимально необходимый резерв мощности, при снижении цены мощности целесообразно рассчитывать на рост потребления и на возможность оплачивать больший объём резерва мощностей. Аналогично справедливо и для генераторов – генераторы имеют возможность выбрать что для них привлекательнее - продать много мощности по низкой цене, либо меньше мощности, но по высокой цене. Цена на мощность при этом будет формироваться не по заявкам последних отобранных продавцов (как это бывает в традиционных конкурентных отборах), а по наклонной кривой, заданной объёмом предлагаемой на рынок мощности и параметрами (ключевыми точками), определенными Правительством РФ.
Точка |
Объем |
Цена, тыс. руб/МВт для КОМ на 2016 год |
Цена 1 |
Объем потребления по методике Минэнерго+Крез |
150 (I ЦЗ); 210 (II ЦЗ) |
Цена 2 |
Объем потребления по методике Минэнерго+Крез+12% |
110 (I ЦЗ); 150 (II ЦЗ) |
Важно отметить, что цена при этом будет формироваться не по зонам свободного перетока, как раньше, а в целом по ценовым зонам. Это означает, что если раньше, например, в первой ценовой зоне мы имели несколько уровней цен по разным зонам свободного перетока (ЗСП). Так, в КОМ 2015 года наиболее высокие цены в первой ценовой зоне были сформированы в ЗСП с прайс – кэпом. В новой же модели все генераторы данной зоны получают единую цену конкурентного отбора.
Эта модель имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Прежде всего, решена проблема обвала цены на мощность вследствие нарастающей конкуренции между поставщиками и в том числе психологического давления конкуренции на величину их ценовых заявок. Отбор смогут пройти все желающие, цена на мощность при этом будет носить высоко прогнозируемый характер. Хотя, к сожалению, предлагаемые правила не обеспечивают минимальной гарантированной цены для поставщиков в среднесрочной перспективе и по нашему мнению цена на мощность уже в 2016 году не будет отражать реальных затрат генерирующих компаний на эксплуатацию и ремонт оборудования. Кроме того, представляется, что полномочия Правительства РФ регулировать величины контрольных точек, по которым двигается наклонная спроса, а, соответственно, и определяется итоговая цена, всё таки является шагом в сторону от принципов конкурентного ценообразования.
Удар по «вынужденной генерации»
Следует отметить, что существенные изменения претерпевают правила получения статуса «вынужденного» генератора. Во - первых, статус «самых дорогих генераторов» - генераторов, которые прошли в отборе, но заявки которых оказались в числе самых дорогих, перестает существовать. Во – вторых, предполагается, что статус «вынужденного» генератора через решение Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики как по электроэнергии, так и по теплу теперь можно будет получить только до конкурентного отбора мощности. Так, до 15 октября 2015 года должны будут приняты решения по генерирующим объектам, которые будут поставлять мощность в вынужденном режиме в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах. Получить статус «вынужденного генератора» могут только генерирующие объекты, собственник которых заявил о намерении вывести их из эксплуатации, и при этом Минэнерго РФ было выдвинуто требование об отсрочке такого вывода в связи с угрозой наступления дефицита электроснабжения. Таким образом, все желающие получить статус «вынужденной генерации по теплу» должны быть определены заранее и участвовать в КОМ ценопринимающими заявками. Кроме того, предполагается поручить Минэнерго РФ до февраля 2016 года разработать изменения в нормативные документы, позволяющие прекращать действие статуса «вынужденного» генератора по электроэнергии в связи с реализацией замещающих мероприятий. А это будет означать что количество «вынужденных генераторов» будет сокращаться в результате реализации таких замещающих мероприятий.
Серьёзным экономическим ударом по «вынужденной генерации» будут и предлагаемые значительные ограничения цен для генераторов, поставляющих мощность в вынужденном режиме. Так, предполагается, что их цена в течение всего периода не может превышать ту цену, по которой они поставляли мощность в 2015 году. Соответственно, несмотря на ежегодный рост затрат цена «вынужденных генераторов» в 2019 году может остаться на уровне 2015 года.
Таким образом, ставятся значительные преграды к получению статуса «вынужденного» генератора. С одной стороны, это призвано оздоровить рынок мощности и стимулировать за счёт реализации эффективных замещающих мероприятий убрать с рынка неэффективную мощность, другой стороны, это чревато стимулированием к выводу из эксплуатации и относительно эффективной генерации. Так, при низких ценах на мощность и электроэнергию к числу неэффективных на рынке генераторов («вынужденных генераторов») могут быть отнесены и достаточно эффективные по удельным затратам крупные ГРЭС и даже ТЭЦ. Кроме того, в настоящее время отсутствует понимание, кто же должен разрабатывать, а самое главное - реализовывать замещающие мероприятия.
Непосредственно из этого вытекает двойственное отношение к сроку, на который планируется провести первый КОМ по новым правилам. С одной стороны, имея цену на мощность на четыре года вперед, генераторы могут с большей точностью разрабатывать программы своего среднесрочного развития и планировать доходы, с другой стороны, в случае, если прогнозы, на которых будет построен КОМ на 2017-2019 гг., окажутся ошибочными, вся модель может стать неработоспособной.
Отдельно стоит отметить, что эта модель так же как и предыдущая не стимулирует собственников генерирующих мощностей к выводу оборудования из эксплуатации по целому ряду причин. Прежде всего, поставщики в большинстве случае по прежнему теряют от вывода из эксплуатации даже неэффективного оборудования гораздо больше, чем могут сэкономить на отказе от поддержания оборудования в работоспособном состоянии. Ведь наклон кривой, по которой цена на мощность изменяется в зависимости от объема мощности, отобранного в КОМ, задан таким образом, что при выводе оборудования из эксплуатации рост цены на мощность для оставшихся объектов не компенсирует потерю выручки от выводимого оборудования. Соответственно вызывает опасение, что мы можем за эти четыре года не только не решить системно вопрос оптимальной структуры генерирующих мощностей, но и заморозить данную проблему на такой длительный срок.
К сожалению, механизм платной консервации, на который в этом вопросе генераторы возлагают большие надежды, в том виде, в котором он официально предложен на общественное рассмотрение, не работоспособен и требует существенных изменений. Так, предполагается, что в конкурсе на оплачиваемую консервацию могут участвовать только генераторы, отобранные в основной КОМ по цене не выше 75% от цены КОМ. Сложно себе представить, что может стимулировать собственника, чьё оборудование прошло в КОМ, а значит полностью готово к работе и будет гарантированно получать оплату, понести затраты на мероприятия по консервации и согласиться на снижение платы за мощность.
При этом создание рынка консервации генерирующих мощностей просто необходимо. Так, консервация объектов генерации стоит гораздо дешевле, чем ввод в эксплуатацию новых объектов генерации. Что уж говорить про то, что расконсервировать генерирующий объект гораздо быстрее, чем его построить. При выводе генерирующего объекта в консервацию проводятся технические мероприятия по обеспечению сохранности не эксплуатируемого оборудования. В результате существенно сокращаются объёмы плановых ремонтов, значительно увеличиваются интервалы между ремонтами, снижаются объёмы использования электроэнергии, технической воды и тепловой энергии на собственные нужды. При этом в случае консервации на достаточно длительный период так же может быть сокращен обслуживающий персонал. В отрасли имеется опыт подобных сокращений при выводе из эксплуатации, данный опыт полностью применим в случае консервации. В этой связи до проведения конкурентного отбора мощности целесообразно провести отбор объектов генерации для консервации. Тем самым генерирующие компании смогут в условиях снижения цен на мощность законсервировать блоки на срок от одного года и более.
Хотелось бы отметить, что рынок мощности – крайне важный механизм, который должен чутко реагировать на балансовую ситуацию в среднесрочной перспективе. Так, в условиях снижающейся рентабельности продаж на рынке электроэнергии, только он способен дать генераторам уверенность в возможности поддержать мощность в работоспособном состоянии. Хотелось бы напомнить, что Российская электроэнергетика уже проходила тяжёлый кризис 1990-х годов, спад 2009 года и знает, что за любым спадом всегда начинается рост, а любой рост в любой стране возможен исключительно при обеспеченности экономики электроэнергетической инфраструктурой. Если сейчас будут созданы условия для опережающего вывода из эксплуатации действующих электростанций, то по завершении спада энергопотребления экономика столкнётся с необходимостью инвестирования кратно больших средств в создание фактически новой электроэнергетической отрасли.
Главное беспокойство вызывает тот факт, что формируемые в КОМ цены позволяют покрыть условно-постоянные издержки только старым станциям, стоимость основных фондов которых уже самортизировалась. Существуют высокие риски, что при формируемом уровне цен тепловая генерация не получит в КОМ достаточно средств для покрытия постоянных издержек. Что уж говорить про полное отсутствие ценовых стимулов к модернизации и реновации оборудования. А ведь не секрет, что действующие генерирующие мощности с каждым годом всё больше подходят к исчерпанию своего ресурса.
Добавлю, что к позитивной стороне новой модели безусловно относится долгосрочность, а вернее среднесрочность модели. Ведь чёткие ценовые сигналы в рынке мощности на 4 года вперёд, а также стимулирование замещения «вынужденных генераторов» должны помочь генераторам в разработке взвешенных стратегий долгосрочного развития, программ повышения эффективности работы, программ выводов генерирующего оборудования из эксплуатации, что в конечном итоге должно стать серьезным шагом к оптимизации структуры российских электрогенерирующих мощностей.
Кроме того, новая модель позволит поддержать генерацию в период спада потребления и не приведет к массовой потере генерирующих мощностей, что могло бы стать существенным ограничивающим фактором для роста экономики в будущем.
Для компаний, вложивших существенные средства в строительство новых мощностей в рамках ДПМ, важным достижением новой модели является также появившаяся возможность реализовать механизм доплат к цене на мощность в последние четыре года действия договоров о предоставлении мощности, обеспечивающий пятнадцатилетнюю окупаемость инвестиционных проектов. Напомню, что для обеспечения пятнадцатилетней окупаемости инвестиций при сроке действия ДПМ 10 лет в последние 4 года действия договоров предусмотрена доплата к цене на мощность, отражающая разницу, между будущей ценой КОМ и ценой, обеспечивающей окупаемость инвестиций, в период с 11 по 15 гг. после ввода генерирующих объектов. Реализация этого механизма была затруднена в связи с тем, что проведение долгосрочных КОМ так и не было реализовано и уже ряд компаний не получали полагающуюся доплату в 2014 и 2015 годах. Таким образом, долгосрочный КОМ позволит запустить новые механизмы возврата инвестированных в генерацию средств.
На такие серьёзные изменения рынка мощности мы как генераторы готовимся отреагировать имеющимся у нас инструментарием - продолжением снижения издержек и внимательным пересмотром программ вывода из эксплуатации оборудования на среднесрочную перспективу.
При этом за рынком мощности нам всем важно не упустить самый главный баланс — баланс надёжности нашей энергосистемы.
Автор: Александра Панина