17 октября 2013 в 17:49
По КОМ звонит колокол
Конкурентный отбор мощности (КОМ), задуманный как рыночный механизм строительства новых объектов генерации, пока не оправдывает ожиданий участников рынка. Очевидно, что в условиях постоянно меняющихся правил игры, а также в отсутствии точного прогнозирования спроса на мощность запустить механизм долгосрочного отбора пока не представляется возможным. Между тем именно он, а не КОМ, проводимый на год, способен дать сигналы и необходимые финансовые гарантии компаниям для возведения новых электростанций.
Источник: shutterstock
Компания «Э.ОН Россия» обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой пересмотреть итоги конкурентного отбора мощностей на 2014 год во второй ценовой зоне, сообщило 14 октября агентство «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники.
Напомним, КОМ-2014 проходил в два этапа – с 2 по 13 сентября. Согласно его итогам, обнародованным «Системным оператором» 23 сентября, отбор прошло 160 217 МВт располагаемой мощности. Ещё 20 731 МВт диспетчер энергорынка обязан выкупить на оптовом рынке по ДПМ и договорам купли-продажи с новыми АЭС и ГЭС. Кроме того, как сообщил «Системный оператор», из-за указания в заявках цен, превышающих установленные предельные уровни, а также из-за превышения предложения над спросом отбор не прошли 32 электростанции установленной мощностью 3223 МВт.
По решению ФАС ценовой потолок был введён в этом году в 16 из 21 зоны свободного перетока (ЗСП). Так, в первой ценовой зоне генераторы могли реализовать мощность не дороже 133 тыс. рублей за мегаватт в месяц, во второй – не выше 144 тыс. рублей. Самая низкая по итогам торгов цена сложилась в ЗСП «Сибирь» – 97 505,44 руб./МВт, что на 37% ниже, чем в прошлом году. Что примечательно, ЗСП «Сибирь» – единственная из шести зон свободного перетока, входящих в состав второй ценовой зоны, в которой отбор в этом году проводился без price cap (предельной цены на мощность, устанавливаемой в той или иной ЗСП по решению ФАС).
Прислушается ли ФАС к аргументам энергокомпании, станет ясно уже в ближайшее время. Однако на сегодня очевидно, что результаты КОМ-2014 в очередной раз продемонстрировали недостатки существующей модели конкурентного отбора мощности.
Каждому – по потребностям
Действовавшая до 2010 года переходная модель рынка электроэнергии и мощности предполагала отбор всех генерирующих объектов, включённых в утверждённый сводный прогнозный баланс мощности ЕЭС России. Однако в ходе реформы отрасли, чтобы сбалансировать спрос и предложение, на рынке был введён механизм конкурентного отбора мощности.
В широком смысле КОМ – это выбор электростанций, которые будут получать фиксированную плату за мощность, что, по сути, является платой за готовность к работе. Часть генерации отбирается в обязательном порядке. Такое правило, в частности, действует в отношении атомных и гидроэлектростанций, а также новых энергоблоков, построенных в рамках обязательных инвестпрограмм по договорам о предоставлении мощности (ДПМ). Этот порядок по факту распространяется и на ТЭЦ, которые необходимы для теплоснабжения потребителей. Планируется, что в ближайшее время приоритет также получат объекты «зелёной» энергетики. Остальные участники отбора конкурируют по цене в рамках конкретной зоны свободного перетока (части энергосистемы, внутри которой нет сетевых ограничений). Первый отбор мощности в данном формате состоялся осенью 2010 года.
Несмотря на то что в рамках реформы энергетики предполагалось проводить долгосрочные торги мощностью, этот механизм так до сих пор и не заработал. По мнению отраслевых экспертов, на то есть ряд причин.
«Главное объективное препятствие для долгосрочного отбора – это сложности с прогнозом потребления, – отмечает независимый эксперт по энергетике Игорь Ряпин. – Спрос на КОМ формируется от того прогноза, который должен выдавать «Системный оператор». Но, как показывает практика, пока прогнозируемое потребление с фактическим и близко не совпадают».
Это мнение разделяет и ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, заявляя необходимый объём мощности на будущий год, потребитель не всегда способен предугадать развитие событий в экономике в целом и на рынке в частности.
Другая причина – постоянно меняющиеся правила игры. В частности, так называемое ручное регулирование в отношении тарифообразования. Яркий тому пример – заморозка тарифов естественных монополий на 2014 год.
Достаточно тесно связанная с рынком мощности тема – это рынок тепла. Как заявил недавно на пресс-конференции глава Минэнерго России Александр Новак, анализ КОМ показал, что одним из основных недостатков действующей модели является «очень большое перекрёстное субсидирование между теплом и электроэнергией». Для сдерживания тарифов на тепло часть его себестоимости закладывается в цену на электроэнергию. На решение проблемы «перекрёстки» в том числе направлена готовящаяся в данный момент реформа рынка тепла, которая ориентировочно должна стартовать с июля 2014 года. Эксперты пока скептически относятся к этим планам. Прежде всего потому, что реформа потребует инвестиций в модернизацию инфраструктуры, оценивающихся на уровне 2 трлн рублей, и не совсем ясно, где взять эти средства на фоне политики сдерживания тарифов.
Но если эти проблемы относятся скорее к разряду трудноразрешимых, то справиться с рядом других трудностей на сегодня представляется вполне возможным.
В ожидании перемен
Одним из существенных недостатков действующей модели, по мнению участников рынка, является то, что цены, формируемые в КОМ, позволяют сегодня покрыть условно-постоянные издержки только старым станциям, стоимость основных фондов которых уже самортизировалась, в то время как относительно новые объекты, а также станции с малой установленной мощностью оказываются нерентабельными. Ситуация усугубляется применением предельной цены на мощность в большинстве регионов России (price cap, устанавливаемый в той или иной ЗСП по решению ФАС).
Существование конкуренции между старыми и новыми станциями признаёт сегодня и «Системный оператор». Но сама проблема несколько глубже, и она пересекается с вопросом избытка мощности, угроза которого уже сейчас нависла над рынком.
«Существующий на сегодня избыток мощности составляет порядка 3000 МВт, – заявил в рамках X Профессионального энергетического форума заместитель председателя правления ОАО «Системный оператор ЕЭС» Федор Опадчий. – Если ничего не менять, то с учётом ввода объектов в рамках ДПМ и наблюдаемого изменения спроса этот показатель будет расти».
По словам Федора Опадчего, у «Системного оператора» есть ответ на вопрос, что делать с излишками мощностей: выводить старые станции, которые не соответствуют требуемым (довольно жёстким) техническим параметрам, через недопуск к КОМу. Правда, по его словам, это не совсем рыночный инструмент. Другой вариант – это проработать и принять экономически обоснованное решение о том, целесообразно ли проводить на том или ином объекте замещающие мероприятия или пока имеет смысл продолжить работу на старых мощностях.
К решаемым проблемам относится и недостаточная конкуренция в рамках ЗСП. Она стала очевидной с момента запуска механизма КОМ. И ответные меры не заставили себя ждать. В частности, с подачи ФАС количество ЗСП сокращается от года к году. Так, если в первом КОМе участвовали 29 ЗСП, в этом году их количество сократилось до 21. И в перспективе, если ФАС и «Системному оператору» удастся всё же продавить свое предложение, в России вообще может остаться всего четыре зоны свободного перетока.
Однако всё это лишь полумеры. Накопившиеся претензии к существующей модели КОМ во многом могло бы снять проведение долгосрочных отборов, так как это и задумывалось изначально в рамках реформы РАО ЕЭС. Впрочем, пока подобное развитие событий выглядит таким же недостижимым, как и ряд других задумок многострадальной реформы.
Автор: Мария Истомина