Гидрогенераторам забетонировали лазейку
«Совет рынка» скорректировал рыночные договоры и закрыл правовую лазейку, позволившую «Норд Гидро» и «РусГидро» построить по 49,8 МВт мини-ГЭС вместо 25 МВт, разрешённых для одного проекта действующей программой ДПМ ВИЭ. Механизм классифицировал мини-ГЭС как генобъекты мощностью до 25 МВт. «Норд Гидро» и «РусГидро» ранее провели через конкурс и реализуют по два проекта – Белопорожских ГЭС-1 и ГЭС-2; Красногорских малых ГЭС (№1 и №2) – каждый мощностью 24,9 МВт. В обоих случаях строится одна плотина, к которой с двух сторон пристраивается по зданию ГЭС, которые юридически являются отдельными проектами. При подготовке «второй волны» ДПМ ВИЭ ГЭС (в рамках ДПМ ВИЭ 2.0) власти решили увеличить мощность допускаемых проектов до 50 МВт. Но чтобы впредь не допускать «удваивания ГЭС» на одной плотине, «Системному оператору ЕЭС» предписано с 1 апреля не аттестовывать ГЭС, строящиеся по программе, если мощность всех объектов гидрогенерации, «относящихся к одному напорному фронту», превышает 50 МВт.
Наблюдательный совет «Совета рынка» на заочном заседании принял изменения в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП), связанные с аттестацией генобъектов, мощность которых поставляется по ДПМ ВИЭ, сообщил регулятор 30 марта. Ранее правительство внесло соответствующие изменения в Правила ОРЭМ.
«В случае, если суммарная установленная мощность всех введённых в эксплуатацию генобъектов гидрогенерации, относящихся к одному напорному фронту, составляет 50 МВт и более, предельный объём поставки мощности генерирующих объектов ДПМ ВИЭ ГЭС, относящихся к одному напорному фронту, определяется «Системным оператором» равным нулю (генерирующий объект признается неаттестованным)...», – говорится в релизе «Совета рынка».
Изменения, вступающие в силу 1 апреля, призваны закрыть юридическую лазейку в условиях ДПМ ВИЭ, которой в 2015 году воспользовалась «Норд Гидро», а в 2017 году – «РусГидро». По условиям программы, в неё, наряду с проектами ВЭС и СЭС, включались мини-ГЭС, мощность которых ограничивалась 25 МВт. Обходя это ограничение, «Норд Гидро» представила на конкурс два проекта – Белопорожских ГЭС-1 и ГЭС-2, мощность каждой из которых составит 24,9 МВт. При этом технологически оба проекта связаны: они предполагают создание на реке Кемь в Карелии одной плотины, на концах которой будут построены здания двух формально разных ГЭС. Через два года на конкурсе были отобраны две Красногорские малые ГЭС, которые по схеме «одна плотина – две станции» на реке Кубань строит «РусГидро».
«Разукрупнение» проектов под условия ДПМ ВИЭ неизбежно вело к увеличению расходов как минимум при строительстве двух отдельных зданий ГЭС и обеспечении инфраструктуры, признавал ранее один из собеседников «Перетока» в среде гидрогенераторов, но добавлял, что речь шла о «не слишком значительных суммах» в масштабах проектов.
49,8 МВт Белопорожских ГЭС «Норд Гидро» вызвалось построить за 8,66 млрд рублей (капзатраты, заявленные на конкурсе, 174 тыс. за 1 кВт установленной мощности), при этом позднее компания-инвестор оценивала общую стоимость проекта в 11,8 млрд рублей. Электростанции должны были начать поставки на рынок в ноябре-декабре 2019 года, но сроки пропущены. 22 марта, по сообщению петрозаводских СМИ, на площадке Белопорожских ГЭС произошло ЧП – прорвало дамбу в районе ГЭС №2. Представитель подрядчика заявил, что инцидент не повлияет на ход работ по монтажу оборудования, запуск которого предварительно запланирован на июнь.
Красногорские малые ГЭС на Кубани «РусГидро» должнj запустить в 2021-2022 годах. Капзатраты на конкурсе составили 163,9 тыс. рублей за 1 кВт или чуть более 8,15 млрд рублей за обе мини-ГЭС. Возврат инвестиций в рамках ДПМ ВИЭ будет осуществляться за счёт спецнадбавки к цене мощности, которую оплачивают все потребители ОРЭМ. Их суммарные расходы по проектам Белопорожских и Красногорских ГЭС за 15 лет с учётом гарантированной доходности в «Сообществе потребителей энергии» оценивают в 18,82 млрд рублей и 17,93 млрд рублей соответственно.
Но несмотря на прохождение отбора двух «удвоенных» проектов регуляторам не удалось полностью распределить квоту, которая резервировалась в программе ДПМ ВИЭ для мини-ГЭС. Из 390 МВт выбрано лишь чуть менее 170 МВт. Несмотря на протесты гидрогенераторов, 221,9 МВт власти решили перераспределить между ВЭС и СЭС. Одновременно правительство приняло решение о продлении программы ДПМ ВИЭ после 2024 года. На этот раз регуляторы решили квотировать деньги: на реализацию «зелёных» проектов может быть потрачено до 400 млрд рублей. Доля мини-ГЭС составит 30 млрд рублей, но предельная мощность проектов, имеющих право на включение в программу, удвоена и составит 50 МВт.
Таким образом, принятые «Советом рынка» поправки в ДОПы, с одной стороны, легитимизируют проекты «Норд Гидро» и «РусГидро», прошедшие отбор благодаря нечётким формулировкам нормативной базы. С другой, они закрывают пробел, который в теории мог бы привести к строительству 100-мегаваттных ГЭС по программе ДПМ ВИЭ 2.0 за счёт средств потребителей.
Автор: Сергей Исполатов