Тарифы не разбухнут от воды
После четырёхлетней дискуссии власти наконец определили механизм снижения платежей за воду для электростанций с прямоточными системами водооборота. Отсутствие льгот грозило ростом цен на тепловую и электрическую энергию: экономить на растущих водных платежах генераторы смогли бы, только инвестировав миллиарды рублей в «замыкание» систем. В декабре Минэнерго предложило ввести для энергетиков понижающий коэффициент при расчёте водных платежей – 0,3, но до правительства эта инициатива так и не добралась. В итоге в кабмин внесён проект Минприроды о введении единой ставки платы за воду для прямоточных электростанций в размере 670 рублей, что существенно снизит расходы большинства таких генобъектов на воду, экономия генераторов может составить до 5 млрд рублей в год. Решение о льготах может оказаться весьма своевременным и повлиять на параметры проектов, претендующих на участие в программе модернизации. Теперь Минэнерго обещает активизировать работу по внесению поправок в Водный кодекс, содержащий запрет на проектирование новых прямоточных систем в России: этот проект, несмотря на всестороннюю отраслевую поддержку, лежит без движения в правительстве уже больше года.
Источник: URA.RU/ТАСС
Минприроды разработало и 5 марта опубликовало на regulation.gov.ru проект поправок в постановление правительства № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами…». Согласно этим изменениям «ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для целей производства тепловой и электрической энергии субъектами электроэнергетики, использующими прямоточные схемы технологического водоснабжения», устанавливается на уровне «670 руб. за 1 тыс. куб. м вне зависимости от речного бассейна с сохранением её ежегодной корректировки начиная с 2021 года», привязанной к уровню инфляции. В последующие годы ставки за водопользования для прямоточных ГРЭС и АЭС составят: в 2020 году – 670 рублей; в 2021 году – 704 рубля; в 2022 году – 739 рублей; в 2023 году – 776 рублей; в 2024 году – 815 рублей; в 2025 году – 856 рублей. С 2026 года ставки продолжат индексироваться с учётом инфляции: размер платы будет умножаться «на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, определённый Минэкономразвития РФ в соответствии с данными государственной статистической отчётности для второго по порядку года, предшествующего году платёжного периода», говорится в проекте постановления правительства. При отсутствии водосчётчиков на электростанциях к ставке также будет применяться повышающий коэффициент 1,1.
«В основу расчёта средней величины ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов предприятиями электроэнергетики, использующими прямоточные схемы технологического водоснабжения (перечислены 15 электростанций. – Прим. ред.), включено отношение ежегодного объёма платы за забор (изъятие) водных ресурсов с учётом индексации действующих ставок с коэффициентом 2019 года (2,01) к объёму забора воды указанными предприятиями, расположенными в наиболее крупных речных бассейнах, таких как Байкал, Урал, Волга, Обь, Енисей, Кубань, Дон и рек бассейна Белого моря», – говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, подготовленному Минприроды.
В сводном отчёте к проекту перечислены те же 14 ГРЭС и одна АЭС, имеющие прямоточные системы водооборота: Гусиноозёрская, Ириклинская, Конаковская, Костромская, Назаровская, Невинномысская, Нижневартовская, Новочеркасская, Пермская, Ставропольская, Томь-Усинская, Череповецкая и Яйвинская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и Кольская АЭС. При этом в тексте самой поправки речь идёт о всех электростанциях с прямоточными системами. Ранее Минэнерго оценивало возможные последствия отказа от льгот для прямоточных электростанций на примере и других АЭС и ТЭС, не перечисленных в сводном отчёте к проекту, а в заключении Минэкономразвития, сделанном в 2017 году, говорилось, что в случае принятия законопроекта могут быть затронуты интересы около 60 ТЭС и двух АЭС. В ассоциации «Совет производителей энергии» не смогли оперативно прокомментировать проект постановления правительства, разработанный Минприроды.
Гидроэлектростанции продолжат вносить платежи за водопользование по прежней схеме – у них плата за воду начисляется за каждую тысячу выработанных киловатт, пояснили в Минэнерго.
Компромиссные ставки
Вопрос о снятии запрета на строительство прямоточных систем водоснабжения начал активно обсуждаться ещё в конце 2014 года, после того как Минприроды объявило о старте ежегодной индексации на 15% ставок водных платежей начиная с 2015 года. По задумке министерства, в итоге к 2025 году они должны вырасти в 4,65 раза от уровня 2014 года. При отсутствии льгот для генераторов доля водных платежей в себестоимости электроэнергии, по данным Минэнерго, выросла бы с 1,9 до 3,7%. Для крупных конденсационных электростанций этот рост мог составить до 13%, что подтолкнуло бы собственников к закрытию нерентабельных станций или переходу на оборотные системы водоснабжения. В последнем случае необходимые допинвестиции на 1 МВт установленной мощности составили бы около 2,5 млн рублей для ТЭС и 13 млн рублей для АЭС, а в целом отрасли такой переход обошёлся бы в сумму около 109 млрд рублей, предупреждало профильное министерство.
«Общий объём поступлений финансовых средств в федеральный бюджет от платы за водопользование составляет порядка 20 млрд рублей. Из него около 10,78 млрд рублей (54%) приходится на предприятия электрогенерации, 2,8 млрд рублей (14%) – на предприятия гидроэнергетики, для которых вода является основным ресурсом в производстве электрической энергии, и порядка 6,42 млрд рублей – на остальных водопользователей (промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.)», – говорится в пояснительной записке к проекту Минприроды.
По данным Минэнерго, все электроэнергетики ежегодно в среднем потребляют на собственные нужды около 24,1 млрд куб. м воды из поверхностных водных объектов; на долю прямоточных ТЭС и АЭС (32% установленной мощности ЕЭС) приходится 21,7 млрд куб. м, или 90% потребления воды. При увеличении ставок за водопользование вся финансовая нагрузка идёт в тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей, а также в тариф на тепло для всех потребителей. В 2018 году, по данным Минэнерго, она составила 0,3–0,6 млрд рублей на одну электростанцию, в 2024 году достигнет в среднем 1,1 млрд рублей. Переход всех прямоточных тепловых станций на оборотную систему сократит поступления в бюджет к 2025 году в 3,7 раза – с 6,2 млрд рублей, уплаченных в 2017 году, до 1,7 млрд рублей в 2025 году, подсчитали в середине прошлого года эксперты Института проблем ценообразования Высшей школы экономики. Без льгот энергетики сократят водопотребление до 4,2 млрд куб. м к 2030 году, поступления в бюджет сократятся на 253 млрд рублей – до 70 млрд рублей, подсчитали в Минэнерго. При этом и Минэнерго, и энергетики отмечали, что электростанции, в отличие от других потребителей, не загрязняют воду и возвращают её в природу, а единственным сколь-либо значимым является только тепловое воздействие.
В декабре «Коммерсант» сообщал, что Минэнерго подготовило собственный проект постановления правительства, предполагающий введение для электростанций с прямоточными системами водооборота понижающего коэффициента 0,3 (30% от текущих ставок). Такое решение позволяло министерству прогнозировать доходы федерального бюджета от платы за водопользование к 2030 году на уровне около 106 млрд рублей в год. Однако вариант с коэффициентом 0,3 к марту стал не актуален, сейчас в Минэнерго поддерживают проект Минприроды, в разработке которого министерство Александра Новака также принимало участие.
«Компромиссные ставки платы, подготовленные Минприроды совместно с Минэнерго, формируют сбалансированный подход к начислению платы за водопользование, позволяющий предотвратить избыточный рост цен на электрическую и тепловую энергию для населения и промышленности ввиду необходимости масштабных инвестиций в оборотные системы водоснабжения. Следовательно, это исключает необходимость компенсаций из бюджетов разницы между экономически обоснованным тарифом и ограничениями роста цен (тарифов), с одной стороны, и позволяет сохранить принцип соразмерной платности пользования природными ресурсами – с другой», – заявили «Перетоку» в Минэнерго.
Вода подешевеет почти вдвое
В пояснительной записке к проекту поправок в качестве примера0обоснования приведена ситуация на Гусиноозёрской ГРЭС (подразделение «Интер РАО – Электрогенерация»). Станция фактически забрала из естественной среды в 2017 году 490,257 млн куб. м воды, использовала 489,989 млн куб. м, в том числе на производственные нужды – 489,794 млн куб. м. При этом доля платы за воду в себестоимости энергии составила 429,465 млн рублей (около 5%, на долю топливной составляющей приходится 74%). Таким образом, 1 тыс. куб. м воды обошлась Гусиноозёрской ГРЭС в 2017 году примерно в 870 рублей. По данным за первый квартал 2018 года, доля платы за водопользование в себестоимости Гусиноозёрской ГРЭС выросла до 5,4%, стоимость 1 тыс. куб. м забранной воды увеличилась до 1 тыс. рублей. Как пояснили «Перетоку» в «Интер РАО – Электрогенерация», размер текущей платы за водопользование определяется двумя постановлениями правительства: № 876 от 2006 года (определяет размер самих ставок) и № 1509 от 2014 года (вводит повышающие коэффициенты). Для Гусиноозёрской ГРЭС ставка в 2019 году составляет 576 рублей за 1 тыс. куб. м, а коэффициент – 2,01. Таким образом, в этом году ГРЭС платит 1 157,76 рубля за 1 тыс. куб. м временно изъятой из природы воды.
Новая средняя по стране ставка на уровне 670 рублей за 1 тыс. куб. м предполагает для той же Гусиноозёрской ГРЭС почти двукратное от текущего уровня снижение ставок за водопользование для генераторов с 2020 года. Впрочем, этот вариант является более щадящим для бюджета как получателя водных платежей энергетиков. При введении коэффициента 0,3 уровень ставки около 700 рублей за 1 тыс. куб. м был бы достигнут лишь к концу общего цикла повышения платы за водопользование (к 2023–2024 годам).
По данным Минприроды, прямоточные электростанции сейчас тратят на оплату водных ресурсов 10,78 млрд рублей в год. Пересмотр ставок с 1 января может позволить энергетикам экономить до 5 млрд рублей. С такими оценками согласны и эксперты рынка, оценивающие экономию в 2021–2025 годах в сумму не менее 20 млрд рублей. Деньги точно не будут лишними: в ближайшие месяцы власти проведут «залповый» отбор проектов в стартующую программу модернизации. Долгосрочная фиксация ставок на воду делает общую ситуацию более понятной, снимает угрозу дорогостоящего перевода электростанций на оборотные системы и позволяет энергетикам оптимально структурировать проекты обновления энергоблоков.
Прямоток тоже нуждается в обновлении
Предлагаемый Минприроды вариант не выглядит самым оптимальным с точки зрения баланса интересов энергетиков, потребителей и федерального бюджета, полагает старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников.
«Российские ГРЭС и АЭС с прямоточными системами вполне могут потреблять меньше воды, и речь совсем не обязательно идёт о строительстве градирен или переводе ТЭС на парогазовый цикл. Ответом могла бы стать системная работа над повышением эффективности систем охлаждения станций – ревизия, очистка, ремонт, замена, оптимизация работы циркуляционных насосов, водоводов, конденсаторов турбин на отдельных станциях или даже энергоблоках. Всё это оборудование, как правило, отработало уже по 40–50 лет, здесь есть серьёзные резервы по сокращению потребления воды на выработку электроэнергии. Эта работа требует значительных инвестиций, и программа модернизации ТЭС даёт генкомпаниям возможность использовать платежи по ДПМ как источник финансирования модернизации систем охлаждения. Если есть возможность использовать средства федерального бюджета, то разумнее было бы их направлять не только на снижение платежей энергетиков за водопользование, но и на поддержку технологий повышения экологичности ТЭС», – отмечает г-н Мельников.
Потерявшиеся поправки в Водный кодекс поищут в кабмине
Нерешённым пока остаётся ещё один вопрос, связанный с прямоточными системами водооборота. Дело в том, что в Водный кодекс с середины 2000-х годов внесён прямой запрет на их проектирование. Норма появилась более 10 лет назад, причиной решения называлось ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ, однако позднее стало понятно, что неблагополучную экологическую ситуацию создали «сбросы сточных вод Братским целлюлозно-бумажным комбинатом, горно-обогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности».
Минэнерго указало на избыточность запрета, отсутствие экономических и экологических оснований для его сохранения. Кроме того, в 2016 году Росстандарт своим приказом отнёс прямоточные системы к наилучшим доступным технологиям. В конце 2017 года Минэнерго подготовило проект поправок в ст. 60 Водного кодекса РФ, отменяющий запрет на проектирование и строительство АЭС и ТЭС с прямоточными системами водоснабжения. О поддержке инициативы заявили члены профильного комитета Госдумы, представители отраслевого сообщества. С идеей согласились даже в Минстрое, предложив параллельно дополнить ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» положением об обязательном контроле «физических параметров сточных вод» в дополнение к анализу уровня загрязнения. Но, несмотря на консолидированную позицию, поправки в Водный кодекс не внесены до сих пор. Проект Минэнерго более года лежит в правительстве без движения, в ближайшее время министерство вновь намерено поднять этот вопрос в кабмине, говорит источник «Перетока» в Минэнерго.
Автор: Сергей Исполатов