5 февраля 2014 в 21:48
Как по написанному
Комментарии:
Соцнормы отдали на откуп регионам
Правительство России отказалось от идеи повсеместного введения с 1 июля 2014 года социальной нормы энергопотребления. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, регионы должны сами решать, когда вводить ограничение. В их же компетенции – определение её размера. Таким образом, Белый дом прислушался к мнению глав субъектов Федерации, предлагавших дать им право самостоятельно устанавливать соцнормы
Источник: Shutterstock
От идеи к воплощению
Отправной точкой реформирования системы энергопотребления в России считаются майские указы президента России от 2012 года. Тогда Владимир Путин дал поручение правительству разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. Подготовка законодательной базы заняла больше года. В результате соответствующее постановление № 614 российский кабмин выпустил в июле 2013 года. И уже через два месяца, с 1 сентября, в шести регионах России (Владимирской, Орловской, Нижегородской, Ростовской областях, Красноярском крае и Забайкалье) стартовал эксперимент по введению соцнорм.
Примечательно, что изначально в списке пилотов значилось 16 субъектов РФ. Однако, встретив сопротивление населения на местах, главы некоторых регионов отказались участвовать в эксперименте. В частности, Приморский край, власти которого в письме Минрегиону (ранее курировал этот проект) объясняли свое желание выйти из эксперимента как раз массовыми акциями протеста местных жителей. А представители Кемеровской области даже выступили с публичной критикой проекта. Так, в одном из интервью заместитель губернатора Кемеровской области по ЖКХ и транспорту Анатолий Лазарев заявил, что субъектам Федерации не была предложена внятная методика расчёта соцнормы.
Позже к публичной критике идеи введения соцнорм на электропотребление присоединился и мэр Москвы Сергей Собянин. В письме президенту России Владимиру Путину столичный градоначальник выразил опасение, что «негативные последствия социального характера превысят экономический эффект от введения социальной нормы». В этом же послании Собянин попросил правительство дать регионам право самим решить, когда вводить социальную норму.
О негативных последствиях и даже прямом вреде от введения соцнорм на электроэнергию говорят и в Карелии. По мнению местных властей, в большей степени от этого новшества могут пострадать жители Севера, которые живут в условиях суровых холодов и полярной ночи.
В Карелии прямо говорят, что соцнормы на свет вредны. Особенно для жителей Севера, которые живут в условиях полярной ночи и сильных холодов. Паузу в вопросе введения норм на электричество взяли Ульяновская и Самарская области. Глава последнего региона Николай Меркушин сообщил об этом решении сразу после совещания у Дмитрия Медведева.
«Нужно ещё раз проработать каждый аспект этого решения», – отметил губернатор Самарской области.
Благие намерения
Одной из основных целей введения в России социальной нормы энергопотребления, декларируемых российскими властями, считается повышение энергоэффективности. Согласно постановлению правительства, за потребление, укладывающееся в соцнорму, россияне будут платить по сниженной цене, за превышение – по повышенной. В первый год действия нововведения цена киловатт-часа сверх нормы не должна превышать 30% от стоимости электроэнергии, установленной в её рамках. При этом авторы проекта из Минрегиона ссылались на успешный европейский опыт, где нормы энергопотребления, по их словам, успешно действуют уже давно.
Вторая задача, которую планируется достичь путём внедрения соцнорм, – это ликвидация перекрёстного субсидирования. Перераспределение тарифов по оплате электроэнергии между различными группами потребителей, одни из которых (промышленные, малый и средний бизнес либо региональный бюджет) оплачивают часть стоимости электроэнергии другим – населению. Такая практика действует в нашей стране с начала 1990-х, когда при переходе к рыночным отношениям правительство России, чтобы избежать социальных протестов, заморозило тарифы для населения, повысив их коммерческому сектору.
По официальным данным, объём так называемой перекрёстки составляет порядка 200 млрд рублей. Однако согласно исследованию энергетического центра бизнес-школы «Сколково», проведённому в марте прошлого года, реальная цифра почти в 1,5 раза выше – более 320 млрд рублей.
Выступая перед членами Общественной палаты, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис сообщил, что по итогам введения социальных норм на электроэнергию в шести регионах России эксперимент можно считать удавшимся. Так, по его словам, выводы министерства достаточно позитивны: от 70 до 90% семей или домохозяйств укладываются в установленные пределы. Для всех этих семей, как отметил чиновник, действуют льготные тарифы на электроэнергию и платёж снизился в среднем на 3%.
Основной же объём переплаты, по данным ведомства, пришёлся на жителей коттеджных посёлков, загородных вилл и многоквартирных домов бизнес-класса. Так, в Ростовской области потребление таких домохозяйств выше соцнормы в два – пять раз, но и для них рост платежей не превысил в среднем 4%.
«С точки зрения рациональности, с точки зрения социальной справедливости тот эксперимент, который сейчас идёт, удался», – констатировал Андрей Чибис.
Двумя днями позже глава министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень держал ответ по этому же вопросу перед правительством. Выступая на совещании под руководством Дмитрия Медведева, министр был более сдержан в оценках итогов эксперимента, заявив о необходимости внесения изменений в существующую нормативную базу.
В частности, Михаил Мень предложил установить развилку по понижающему и повышающему тарифу. В первом случае – от 3 до 10% от ныне существующего. По словам Меня, это направлено на то, «чтобы люди реально могли почувствовать» экономию. Во втором случае, при сверхнормативном потреблении, рост тарифа на электроэнергию не должен превышать 40%.
«Кроме того, – заявил глава Минстроя и ЖКХ, – в отношении многодетных семей и домохозяйств, имеющих в своём составе инвалидов, детей-инвалидов, необходимо установить социальную норму с повышающим коэффициентом в 1,5 раза».
По словам Дмитрия Медведева, правительство, уточняя процедуру введения социальной нормы, ставило задачу охватить не менее 70% населения в каждом субъекте Федерации.
«В принципе эта задача в данных (пилотных. – Прим. ред.) регионах была реализована, но с разными результатами», – заявил глава правительства.
Очевидно, как считает Дмитрий Медведев, что итоги эксперимента требуют специального анализа. Так, регионы при внедрении норм энергопотребления должны учитывать доходы населения и состояние жилищного фонда.
«Обязаловки и тотального введения, я думаю, нам сейчас допускать нельзя. С учётом того, что у нас страна очень разная, регионы очень разные, нам лучше делать это (вводить соцнормы. – Прим. ред.) разноскоростным путём на основе решений, которые принимаются руководством территории», – констатировал премьер.
Игорь Ряпин, независимый эксперт по электроэнергетике:
– Этот эксперимент формально начался совсем недавно. Главное, что удалось показать, – установить соцнорму таким образом, чтобы в неё укладывалось абсолютное большинство населения региона, вполне возможно. Важно, на мой взгляд, чтобы введению соцнормы предшествовала масштабная информационная кампания, так как необходимо объяснить людям, что это не способ отобрать деньги. А наоборот, способ защитить население и более справедливо распределить нагрузку по оплате электроэнергии. Иначе есть риск отказа от введения соцнормы и ликвидации перекрёстного субсидирования. В принципе с учётом последнего совещания в правительстве можно сказать, что время на это у регионов будет. Можно надеяться, что принятые на нём решения – это действительно отсрочка, причём с установлением 2016 года как года, в котором во всех регионах соцнорма на электроэнергию должна быть установлена. И на совещании в правительстве говорилось лишь о разной скорости движения к этой дате в разных регионах. Ведь всё-таки эксперимент в Ростовской области – там, где были наиболее точно соблюдены все условия, – признан скорее удачным.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
– Я сомневаюсь, что найдётся хоть один руководитель региона, который будет бороться с перекрёстным субсидированием и поддерживать промышленность в ущерб населению. Без позиции федерального центра этот проект дальше не пойдёт. Считаю, что в таком виде, который был озвучен на совещании у Дмитрия Медведева (уход от обязаловки), это не что иное, как перекладывание ответственности на региональный уровень. И фактически – сворачивание данной инициативы. Я неоднократно говорил, что проект с самого начала был запущен не совсем правильно. Имеется в виду название «социальные нормы». Россияне, как известно, негативно относятся к любому нормированию и уравниловке, этого с лихвой хватило при советской власти. Внедряемый механизм надо было назвать, к примеру, «тарифный минимум». Тогда и отношение к новшеству было бы другим. И если уж мы говорим про опыт Европы, то и надо было полностью его копировать – оказывать адресную поддержку (выделять субсидии) на оплату электроэнергии социально незащищённым гражданам, а всем остальным продавать её по рыночным ценам.
Александр Перов, руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности:
– Вряд ли сейчас можно говорить о том, что правительство пошло на попятную с введением социальных норм. Остаётся, конечно, ещё много неясностей. Но всё-таки речь в официальных заявлениях шла именно о предоставлении регионам права перенести сроки с 1 июля этого года на более позднее время, а не о возможности региону вообще отказаться от внедрения практики такого нормирования. В глобальном же смысле, на мой взгляд, произошло следующее. Не секрет, что введение социальных норм воспринимается очень негативно в обществе. И сейчас решение этого болезненного вопроса в добровольно-принудительном порядке отдаётся регионам. А федеральные власти при этом как бы дистанцируются, снимая таким образом с себя ответственность за это непопулярное решение.
Андрей Резниченко, независимый эксперт по электроэнергетике:
– Основная проблема социальной нормы заключается даже не в том, много ли будут переплачивать обычные граждане за электроэнергию (хотя это тоже проблема для государства), ибо в любом случае это будут некритичные для семейных бюджетов суммы. Главное – как будет организован процесс предоставления льгот. И вот здесь начинается самое интересное: как и когда сбытовая компания узнает о том, что данному абоненту положена льгота? Путь первый: граждане сами будут приносить соответствующие справки. То есть заставить их бегать по кругам ада органов соцзащиты. И не один раз, а непонятно с какой периодичностью, ибо льготы, как известно, надо подтверждать (льготник может переехать, может перестать считаться таковым, может, извините, умереть, и много чего ещё). Именно ада, ибо речь преимущественно о пожилых людях, которых одномоментно в этих органах окажется огромное количество и службы соцзащиты просто захлебнутся в работе. Итог – социальный взрыв. Путь второй: заставить органы соцзащиты передать базы в энергосбыты. Но здесь другая проблема – баз-то как таковых почти не существует. Да и опять-таки процесс передачи баз, если они даже будут созданы (а в это мало кто верит) должен происходить регулярно, а это немыслимые трудозатраты. А теперь – внимание! – перенесёмся в сбытовую компанию: документы на каждого льготника нужно обрабатывать вручную каждый месяц. Это, по сути, создать систему, которая будет даже больше по численности, чем система социальной защиты населения! Разумеется, её работникам необходимо будет платить зарплату, их надо обеспечить современным оборудованием. Думаю, не надо объяснять, на кого в итоге будут переложены эти дополнительные огромные расходы. И теперь главный вопрос: нужна ли такая система нормирования вообще? Ответ на него за два предстоящих года, скорее всего, найдёт своё подтверждение в документах и на региональном уровне.
Автор: Мария Истомина