Михаил Александрович Мень – человек с выдающейся биографией. Родился в 1960 году в семье священника и богослова Александра Меня. Окончил режиссёрский факультет Московского государственного университета культуры и искусств. Работал звукорежиссёром в театрах Сатиры и имени Моссовета, играл в рок-группе «Мост», в начале 1990-х занимался книгоиздательским бизнесом. По второму образованию – юрист (РАГС при Президенте РФ). Кандидат философских наук. Ивановской областью Мень руководил с декабря 2005 года. До этого в течение трёх лет был заместителем мэра Москвы. А с 1999 по 2002 год занимал пост вице-губернатора Московской области.
В логике создания нового министерства и назначения на пост его главы Михаила Меня попытались разобраться наши эксперты.
Игорь Ряпин, независимый эксперт по электроэнергетике:
– Российское ЖКХ – это настолько проблемный участок, что задач на отдельное министерство там, безусловно, хватит. Минрегион отвечал за множество разных направлений, и как это уживалось в одном ведомстве, трудно представить. Кроме того, было не очень понятно, как разделялись полномочия между Минрегионом и Госстроем. Возможно, у новой структуры будут более чётко определены полномочия и ответственность, тогда это положительно отразится на многострадальном ЖКХ. Не следует также забывать, что именно в жилищно-коммунальном комплексе много полномочий есть у регионов и муниципалитетов и надо будет выстроить работу так, чтобы избежать излишней централизации управления отраслью. Задач у нового министерства много и кроме тех, о которых было объявлено на встрече Михаила Меня с Владимиром Путиным (привлечение инвестиций, сдерживание тарифов). Например, надо разбираться с работой управляющих компаний, неплатежи которых за тепло и электроэнергию осложняют положение поставщиков коммунальных ресурсов (в том числе компаний электроэнергетики). Введение социальной нормы потребления электроэнергии также шло по линии Минрегиона и, очевидно, перейдёт в Министерство ЖКХ. А в перспективе, как известно, должны быть введены социальные нормы потребления и для других коммунальных ресурсов. Наконец, реформа рынка тепла, без которой существование наших ТЭЦ ставится под угрозу, тоже должна проходить в тесном взаимодействии с новым министерством. На губернаторском посту Михаил Мень должен был много заниматься вопросами ЖКХ, так что отрасль, безусловно, ему знакома. Задач много, все они сложные, и будем надеяться, что новый министр сможет их решить.
Александр Перов, руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности:
– Сама по себе идея формирования единого и влиятельного регулятора в ЖКХ не нова. Тем более что в значительном числе субъектов РФ подобные министерства существуют. Хотелось бы обратить внимание на заявление Михаила Меня о том, что новое министерство доработает правовую базу для того, «чтобы у ресурсоснабжающих организаций не было возможности перекладывать ответственность с законопослушных граждан на тех, которые уклоняются от платежей». Одна из возможных интерпретаций данных слов следующая: новое министерство продолжит недавно начатую в стране политику ужесточения по отношению к нерадивым жильцам. Однако, кроме того, могут быть приняты меры, которые облегчат жизнь управляющим организациям в части взаимоотношений с поставщиками коммунальных ресурсов и с гражданами. Сейчас управляющая организация обязана оплачивать РСО весь объём поступивших в дом коммунальных ресурсов вне зависимости от того, платят ли полностью ей самой. Вполне возможно, что данную практику решили поменять. Что касается заявления про сдерживание тарифов, то, это не вполне компетенция создаваемого министерства. Если взять, к примеру, теплоснабжение, то здесь главный фактор повышения тарифов – цены на газ, которые выступают главной статьёй затрат при выработке тепла. Причём динамика тарифов на газ росла в последние годы намного быстрее тарифов на тепло, искусственно сдерживавшихся регуляторами по социально-политическим мотивам. Подобная ситуация, в значительной степени и стала причиной нынешнего плачевного состояния сектора теплоснабжения.
Что же касается нового министерства, то здесь надо исходить из того, что сфера ЖКХ у нас выступает в основном в качестве потребителя коммунальных ресурсов. Поэтому, на мой взгляд, для ведомства более приоритетной целью должна быть не борьба с ростом тарифов, а борьба с ростом коммунальных платежей.
Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ»:
– Судя по всему, проблема настолько серьёзна, что для её решения недостаточно создания агентства или службы, и для ответственного лица требуется повышенный статус. Теперь вопрос в том, какие конкретно полномочия будут новой структуре переданы и как они будут прописаны. В идеале работа министерства в рамках, например, электросбытовых вопросов может усилить борьбу с неплатежами на местах и одновременно со снижением числа случаев злоупотребления при подключении/техприсоединении и поддержании стабильного электроснабжения.