Нетипичная просадка
Традиционный спад платёжной дисциплины на розничном рынке электроэнергии (РРЭ) в начале года оказался более глубоким, чем обычно: в январе показатель снизился почти на 7%; уровень расчётов едва превысил 80%. Хуже стали платить все, но более других – бюджетные потребители, в том числе неотключаемые предприятия ЖКХ. Отдельная головная боль – коммунальщики Северного Кавказа, уровень расчётов которых с «Россетями» составляет в среднем 26,8%, а, например, в Ингушетии – 1%. На этом фоне сбыты вновь предлагают ввести систему субсидиарной финответственности, предусмотреть механизм компенсации убытков при поставках неотключаемым потребителям, а также повысить очерёдность энергетиков как кредиторов при банкротстве должника.
Источник: Olesya Zhuk / Shutterstock.com
Суммарный объём долгов за поставленную на розничном рынке электроэнергию по итогам января обновил рекорд и превысил 350 млрд рублей. За январь (статистика на РРЭ поступает на месяц позднее, чем данные по ОРЭМ) показатель вырос сразу на 22,8% (65,4 млрд рублей) и достиг 352,4 млрд. Годом ранее объём долгов на РРЭ составлял 301,9 млрд рублей, пиковое значение (330,8 млрд) в 2020 году было зафиксировано по итогам ноября, в декабре сумма опустилась до 287 млрд. Основной прирост задолженности на РРЭ – более 50 млрд рублей – в январе обеспечили клиенты гарантирующих поставщиков (ГП), долги перед которыми достигли 305,1 млрд рублей, следует из данных «Центра финансовых расчётов» (ЦФР, структура «Совета рынка»).
Снижение платёжной дисциплины потребителей в начале года является характерной особенностью российского розничного рынка. По итогам 2019 года уровень расчётов составил 99,09%, а в январе – лишь 85%; в 2020 году тенденция была та же: итоговые 99,07% против 87,6% на старте. Традиционное снижение уровня расчётов в январе-апреле со стороны бюджетных структур ежегодно происходит из-за специфики деловых циклов в них, поясняют в ассоциации ГП и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК). Договоры с такими предприятиями приходится перезаключать каждый год, так как средства (в виде «лимитов» на оплату энергии) выделяются из региональных и местных бюджетов ежегодно. Бюджетники обращаются за перезаключением договоров только после выделения этих «лимитов», из-за чего оформление контрактов на новый календарный год происходит с задержкой и срывает график платежей за потреблённые ресурсы, поясняют в ассоциации. Однако в этом году «просадка» оказалась более серьёзной, чем обычно – «год к году» показатель января снизился на 6,9 п. п., до 80,7%. По оперативным данным ЦФР, в феврале ситуация лишь немного стабилизируется: суммарный объём долгов на РРЭ по итогам второго месяца года вырастет ещё на 5,3 млрд, до 357,8 млрд рублей (долги перед ГП составят 310 млрд).
«Падение платежей на розничных рынках в январе – процесс ожидаемый, но в 2021 году ситуация не совсем типичная. «Просадка» более глубокая и снижение платёжной дисциплины отмечается по всем группам потребителей», – отмечают в «Совете рынка».
По данным ЦФР, основным источником обвала расчётов в январе стали бюджетные потребители, которые ухудшили платежи по сравнению с январём 2020 года сразу на 13 п. п. – с 66,6% до 53,6%. Уровень расчётов остальных групп потребителей снизился в интервале от 3,4 п. п. (сельхозпроизводители; 85,6%) до 6,9 п. п. (непромышленные потребители; 82%); население в январе заплатило 79,5% от начисленного, что на 4,9 п. п. хуже прошлогоднего результата.
Объём дебиторской задолженности за тепловую энергию в России в январе-феврале вырос на 29%, до 269,9 млрд рублей. По данным «Совета производителей энергии», на 1 января задолженность составляла 209,2 млрд рублей, на 1 февраля – уже 237,9 млрд. В феврале уровень собираемости по сравнению с тем же месяцем 2020 года снизился на 5,2%. Финансовая дисциплина жилищных организаций снизилась на 12,9%, населения – на 5,5%, теплоснабжающих организаций (перепродавцов) и прочих потребителей – на 8,3%. Наибольшее снижение уровня оплаты тепла показали УК, население и бюджетные потребители Чукотки (–57,1%), Псковской области (–15,9%), Якутии (–14,5%) и Оренбургской области (–14,3%).
В сбытовой ассоциации указывают на ухудшение финансовой дисциплины среди управляющих компаний и ТСЖ, бюджетных потребителей, а также снижение расчётов по статье «компенсация потерь в сетях». Из материалов ЦФР следует, что объём «компенсационных» долгов вырос в январе с 61,6 млрд до 65,1 млрд рублей, по итогам февраля составит 66,2 млрд. При этом задолженность за услуги по передаче энергии в течение первого месяца года увеличилась со 102,1 млрд до 109,3 млрд рублей, а прогнозный показатель на февраль оценивается в 114,8 млрд.
В разрезе федеральных округов уровень расчётов в рознице составил от 76,9% в Сибири (–10,9 п. п.) до 85,5% в Приволжье (–3,8 п. п.); по сравнению с январём прошлого года показатель расчётов вырос лишь в СКФО – на 0,3 п. п., до 78,5%. Но, несмотря на это, Северный Кавказ остаётся одной из наиболее проблемных зон розничного рынка. Ранее регион формировал львиную долю долгов и в оптовом сегменте, но с середины прошлого года «Россети», структуры которых выполняют в СКФО функции ГП, в рамках соглашения о реструктуризации обязались оплачивать генераторам 100% поставок. Так что сейчас госхолдинг вынужден покрывать разрыв между сборами в рознице и расчётами на опте за свой счёт.
Уровень расчётов розничных потребителей с ГП «Россетей» на Северном Кавказе в январе практически сохранился на уровне января 2020 года и составил 63%. При этом наибольшее падение расчётов – с 37% до 30% – показали бюджетные потребители региона. Критически низкой в СКФО остаётся финансовая дисциплина предприятий ЖКХ – 26,8%, достигая в отдельных республиках «абсолютно вопиющих значений», заявили «Перетоку» в «Совете рынка».
По данным «Россетей», к 1 марта долги предприятий ЖКХ на Северном Кавказе за поставленную электроэнергию достигли 13,9 млрд рублей, за год увеличившись на 3,3 млрд. Уровень расчётов коммунальщиков Ингушетии с энергетиками составляет 1% (долг – 1,4 млрд рублей), Дагестана – 7% (4,8 млрд), Карачаево-Черкессии – 27% (239 млн рублей), Кабардино-Балкарии – 29% (2,4 млрд). На этом фоне наиболее дисциплинированными выглядят предприятия ЖКХ Чечни, которые оплачивают чуть более половины (53%) от потреблённого и задолжали ГП 2,2 млрд рублей.
«Пренебрегая своими договорными обязательствами перед «Россети Северный Кавказ», руководители недобросовестных ЖКХ-предприятий не просто злоупотребляют статусом так называемых «неотключаемых» должников, но и ставят под угрозу стабильное энергоснабжение целых республик. Кроме того, с их стороны – налицо факты игнорирования поручений региональных органов власти, не раз рекомендовавших коммунальщикам в кратчайшие сроки рассчитаться с долгами за потреблённый энергоресурс», – указывали «Россети» в своём ТГ-канале. В госхолдинге не смогли предоставить дополнительных комментариев в ответ на запрос «Перетока».
Крупнейшими неотключаемыми должниками за тепло и электричество являются организации коммунального комплекса (котельные, водоканалы), образованные в форме ГУПов и МУПов, говорят в ассоциации ГП и ЭСК. Накопив существенную задолженность, такие организации «уходят» в банкротство, а их имущество передаётся собственником в новую структуру, действующую по аналогичному сценарию. Энергокомпании ранее неоднократно предлагали прекратить возможность подобных злоупотреблений путём введения субсидиарной ответственности собственника имущества унитарного предприятия по долгам такого предприятия за энергоресурсы, напоминают в сбытовой ассоциации.
Другим механизмом для борьбы с неплатежами в рознице могла бы стать компенсация убытков поставщиков из-за невозможности прекратить поставки ресурсов так называемым неотключаемым потребителям. Сложившаяся практика, когда суды и надзорные органы запрещают отключать коммунальщиков, позволяет местным властям перекладывать финансовые расходы по обеспечению бесперебойного предоставления гражданам коммунальных услуг на ГП и поставщиков тепла. Механизм компенсации убытков (недополученных доходов) уже широко применяется для возмещения банкам недополученных доходов по кредитам, выданным по льготным ставкам региональным операторам ТБО, резидентам Арктической зоны и т. д., указывают в ассоциации.
Третий шаг, который предлагают сделать представители сбытового сектора, – повышение очерёдности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве. Сейчас поставщики энергоресурсов несправедливо находятся в одной очереди кредиторов неотключаемого должника наравне с теми, кто может выбирать своих контрагентов по критериям платёжеспособности и добросовестности, а также прекращать договорные отношения с ними в случае нарушения обязательств, отмечают представители сбытового сектора.
Автор: Сергей Исполатов