Хроники счётчиковых войн. Тепло
Пока энергосбытовые и сетевые компании обсуждают с регуляторами нюансы новой системы распределения ответственности за умные счётчики электроэнергии, в секторе разгорелась новая острая дискуссия. На этот раз споры вызвали индивидуальные приборы учёта (ИПУ) тепла. Её катализатором выступил Минстрой, предложивший отменить действующее с 2012 года требование об оснащении всех строящихся квартир ИПУ. Против идеи выступили Минэкономразвития, заявившее о возможном «шаге назад на пути к энергоэффективности», и производители счётчиков, ежегодно продающие гражданам теплосчётчиков на 6 млрд рублей. Предложение Минстроя настолько обеспокоило производителей оборудования, что они развернули полномасштабную PR-кампанию в профильных СМИ, 28 июня вопрос обсуждался на заседании экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, а 3 июля – на комиссии РСПП по ЖКХ.
Источник: Александр Артеменков/ТАСС
Дискуссии вокруг нормы об обязательной установке теплосчётчиков в новостройках подстегнуло решение Конституционного суда, вынесенное летом прошлого года. Рассматривая заявление жителя Московской области, суд счёл действующие правила предоставления коммунальных услуг частично противоречащими Конституции, так как они предусматривают возможность расчёта по ИПУ (а не по нормативам), только в случае наличия в доме как общедомового прибора учёта (ОПУ), так и исправных индивидуальных счётчиков во всех помещениях. Гражданин имеет право на расчёт «по прибору», если в его жилых помещениях он установлен и исправен, а на входе в дом имеется ОДУ; при этом не важно, оборудованы ли теплосчётчиками иные помещения в доме, следует из определения Конституционного суда. Такая система расчётов «ставит права и законные интересы одних собственников помещений в МКД в зависимость от недобросовестного поведения других собственников помещений в этом доме, что причиняет убытки добросовестным и законопослушным собственникам и позволяет собственникам помещений, чрезмерно расходующим тепло, обогащаться за счёт соседей», указал суд. Правила предоставления коммунальных услуг были скорректированы в соответствии с судебным решением в декабре прошлого года. Но проанализировав ситуацию Минстрой также предложил отменить норму об обязательности установки ИПУ в новостройках. Предложение вызвало острую критику со стороны производителей теплосчётчиков, которые развернули в отраслевой прессе мощную информационную кампанию.
Счета не оправдывают ожиданий
Законодательная норма об обязательной установке теплосчётчиков в новостройках начала действовать в России с 2012 года. За это время в стране было построено около 15 тыс. многоквартирных жилых домов (МДК), рассчитанных на проживание 4–6 млн человек, квартиры которых, по идее, должны быть оборудованы ИПУ тепла. Однако, на практике ситуация выглядит по-иному, говорят представители сектора. В ряде случаев застройщики просто игнорируют требование об установке ИПУ, а покупатели жилья соглашаются с этим в обмен на незначительные скидки. В домах без отделки приборов учёта нет в принципе, никто не проверяет их наличие при сдаче, говорит директор АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Там, где приборы всё же установлены, расчёты за тепло с их помощью нередко создают дополнительные проблемы. После решения Конституционного суда Минстрой начал получать много обращений от граждан: суммы начислений зачастую оказываются больше, чем при расчёте по нормативам. Анализируя претензии, министерство привлекло энергетиков в качестве экспертов, рассказал на круглом столе в Госдуме руководитель департамента отраслевого развития «ЭнергосбыТ Плюс» (структура «Т Плюс») Марина Скрипачёва.
«Граждане приходят и жалуются на высокие платежи в новостройке, оборудованной приборами учёта. Действительно, месячный счёт за 2-комнатную квартиру достигает 13–15 тыс. рублей. Начинаем разбираться. Оказывается, на первом этаже нежилые помещения, никак не оформлены, всё стоит полностью отключено. Соответственно платёж на втором этаже выше, люди фактически отапливают (своим теплом. – ред.) ещё и нежилое помещение. И таких обращений много», – отметил г-жа Скрипачёва.
Эксперты, привлечённые производителями тепла, указали что на фоне отсутствия какой-либо ответственности за температуру в собственных квартирах, часть владельцев, имеющих теплосчётчики, но не проживающих в этих помещениях, предпочитаю полностью отключать отопление. Это минимизирует расходы недобросовестных граждан, но приводит к тому, что соседи вынужденно «отапливают» их квартиры, передавая тепло через стены, полы и потолки. Исходя из представленных данных, при снижении в квартире температуры на 1°C, теплопотребление у соседей, поддерживающих нормативный показатель, увеличивается на 20%. За отопительный сезон «дополнительная» переплата из-за «отопления» соседних квартир может составлять те же 20%, позднее поясняли эксперты.
В ходе дискуссии поградусные расчёты были раскритикованы производителями теплосчётчиков: изменение температуры на 1°C увеличивает расход тепла в соседнем помещении на 1-2%, в пределах измерительной погрешности приборов, заявили они в Госдуме. Ранее поставщики оборудования представили свои данные, по которым при разнице температур в 1°C в смежных квартирах теплопотребление в более тёплой квартире вырастет только на 3,6%, а не на 20%. В связи с этим против отмены обязательной установки ИПУ в новостройках высказалось некоммерческое партнёрство «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (АВОК), которую в Госдуме представлял гендиректор ГК «Sayany» Игорь Кузник.
«Мы провели этот круглый стол, у нас четыре журнала, мы его (выводы – ред.) публиковали во всех четырёх журналах, и все единогласно высказались за целесообразность поквартирного учёта», – заявил г-н Кузник в Госдуме.
Впрочем, единого мнения по спорному вопросу внутри профильной ассоциации нет. В первом номере 2019 года журнал «Инженерные системы. АВОК – Северо-Запад» была опубликована статья члена президиума ассоциации Вадима Ливчака. В ней автор с формулами «в руках» доказывает, что в типовой трёхкомнатной квартире площадью 80 кв. м снижение температуры на 2 °C (с 22 до 20 °C) приведёт к сокращению потребления на треть, в то время как в квартирах с нормативной температурой расходы из-за теплообмена через стены с более холодным помещением вырастут на 11%. При установке внутриквартирной температуры на отметке 15 °C дополнительные теплорасходы соседей для поддержания у себя нормативной температуры составят 30% (при температуре наружного воздуха -26 °C), следует из данных г-на Ливчака.
90% новостроек «топят» улицу
Проблема перетока тепла отчасти вызвана качеством новостроек – энергоэффективность вводимых домов зачастую не выдерживает никакой критики, отмечают в секторе. Теплопотери в новостройках в несколько раз больше, чем в старых домах, говорит главный инженер, вице-президент «Фортума» Парвиз Абдушукуров, ссылаясь на данные авиационной тепловизионной съёмки жилых кварталов Челябинска 1960-1965 и 2012-2014 годов постройки.
«У нас только 10% вводится энергоэффективных домов (класса А. – ред.), а всё остальное – неэнергоэффективные. И вот в этих домах – это 90% – применение приборов учёта оказалось неэффективным, потому что люди реально топят улицу», – заявила в Госдуме Татьяна Вепрецкая.
На первом этапе после ввода домов в эксплуатацию нормативный метод определения расходов на отопление оказывается наименее конфликтным, отмечает директор АНП «Национальный жилищный конгресс».
«Мы смотрели разную практику и видим, что меньше всего жалоб и более корректные, понятные жителям расчёты там, где первые года применяются нормативы потребления. Есть неминуемый период, необходимый для стабилизации взаимоотношений управляющей компании и жителей новостройки», – пояснила г-жа Вепрецкая.
Она предложила не отказываться от установки теплосчётчиков, а подходить к вопросу комплексно. В домах класса А установка ИПУ должна быть обязательной, но сохранение требования для МКД класса В и ниже грозит продолжением скандалов и выставлением спорных счетов, полагает Татьяна Вепрецкая. При этом обязательным дополнительным требованием к ИПУ должна быть их дистанционность, сейчас такой нормы не предусмотрено, что станет тормозом при дальнейшей цифровизации систем поставки коммунальных ресурсов, добавляет она.
Отсутствие автоматики, передающей информацию и создающей возможность для формирования единой цифровой системы, обессмысливает процесс: нет синхронизации в передаче показаний и счета начинают скакать, согласен главный инженер НПП «Тепловодохран» Андрей Козлов. В этой связи более перспективно заниматься созданием дистанционных систем с участием узлов погодного регулирования – именно здесь можно найти энергоэффективность, которая позволит экономить, избегая перетопов и некорректных начислений, полагает участник дискуссии в Госдуме.
Ещё один момент, на который указывают тепловики и представители управляющих компаний, – необходимость введения минимального оплачиваемого уровня потребления. Это лишит недобросовестных граждан стимула полностью отключать батареи в своих квартирах, рассчитывая на «бесплатное» тепло от соседей. Сейчас никакой ответственности за неконтролируемое регулирование теплосистем нет. Постановление правительства № 354 предписывает, что температура в помещениях не может опускаться ниже 12 °C, в СНиПах минимальная температура определена в 15°C, но никакой ответственности в случае нарушений не предусмотрено. На этом фоне нередкие случаи размораживания квартир выглядят вполне логичными, сетуют в СПЭ.
Производителям счётчиков нужны продажи
Категорически против отмены обязательного требования об установке теплосчётчиков в новостройках выступают производители ИПУ. Они упирают на лозунг повышения энергоэффективности в России и агрессивно продвигают свою продукцию на розничном рынке, обещая гражданам существенную финансовую выгоду. «Знают ли лица, принимающие законы, что квартирный учёт тепла приводит к снижению потребления на 20% за счёт появления мотивации?» – спрашивал в Госдуме Игорь Кузник, добавив, что такие показатели были достигнуты в одном из МДК Абакана. Энергоэффективность надо растить «снизу», уверены производители приборов.
Поставщики обещают гражданам существенную экономию от установки ИПУ: уменьшив платёжку за отопление на 10–15% оборудование окупится за 1–2 года при нормативном сроке службы 10 лет. Однако реальная экономия случается далеко не всегда, после установки ИПУ счета, в ряде случаев, напротив, растут, отмечают представители управляющих компаний. Фактическая окупаемость приборов зачастую оказывается под вопросом не только из-за относительной дороговизны самого прибора (средние розничные цены на них составляют 6,5–9 тыс. рублей). Обязательная поверка устройств должна проводиться каждые 5–6 лет, стоимость услуги колеблется в зависимости от региона от 3 до 7 тыс. рублей, отмечает Марина Скрипачёва. Кроме того, многие застройщики предпочитают экономить, устанавливая в новостройках самое дешёвое оборудование – оно быстро выходит из строя, их замену приходится оплачивать самим гражданам, никаких норм и правил, техтребований при их замене нет.
В секторе полагают, что поставщикам ИПУ есть за что бороться: с учётом дополнительных услуг ёмкость рынка может превышать 4 млрд рублей в год, привёл экспертную оценку один из собеседников «Перетока». Впрочем, сами производители теплосчётчиков говорят о ещё больших суммах. Выручка только от продаж этих приборов в 2018 году в России составила 5,8–6,2 млрд рублей, следует из анализа рынка, представленного в конце мая производителем приборов – компанией «Теплоком». По этим данным, лидерами сектора являются компании ГК «Взлёт» (12–13%), «Теплоком» (доля 11–12%), «Термотроник» (10–11%) и «Логика» (8–9%), около 40% рынка приходится на небольших производителей.
Наличие коммерческих интересов участников рынка привело к тому, что обсуждение носит не технологический характер, а выдернуто из контекста и переведено в плоскость решения вопросов экономии граждан, которую им обещают поставщики, говорит глава департамента развития ЖКХ Минстроя Светлана Никонова.
«Практика установки приборов учёта не направлена на решение вопросов повышения эффективности теплоснабжения в целом в интересах всех, а направлена на частные вопросы экономического характера по оприбориванию граждан любым путём. Это чувствуется и по обращениям граждан в наш адрес, когда им обещают решить все вопросы с теплоснабжением за счёт установки индивидуального прибора учёта – сделать так, что в квартире будет тепло, и это будет стоить дёшево. Но и прибор учёта стоит достаточно дорого, и его дальнейшая эксплуатация и обслуживание имеет свою цены. Граждане оказываются не готовы к такой стоимости. Такая практика установки приборов не направлена на решение проблем отрасли и повышение эффективности», – заявила представитель Минстроя.
Единственной госструктурой, которая поддерживает позицию производителей ИПУ, оказалось Минэкономразвития (МЭР). В министерстве не видят статистики, доказывающей, что закон не применяется, и не понимают, на чём основывается постановка вопроса об отмене нормы, действующей с 2012 года.
«Это очевидный шаг назад по пути развития энергоэффективности в стране», – заявил директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии МЭР Дмитрий Денисов на заседании комиссии РСПП по ЖКХ.
По итогам этой встречи и РСПП, и МЭР выпустили пресс-релизы, в которых указано, что экономия от использования ИПУ, по оценкам министерства, «составляет порядка 20%». Однако, в ходе заседания в РСПП г-н Денисов пояснял, что расчёты базируются на немецком опыте: «20-процентный эффект достигается не от установки прибора учёта индивидуального тепловой энергии, а именно от возникновения у потребителей энергоэффективного поведения». Это уточнение не вошло в сообщения по итогам заседания.
«Мы категорически против постановки вопроса о том, что индивидуальный прибор учёта сам по себе решает проблемы с энергоэффективностью в отдельно взятой квартире и расходы (по его показаниям. – ред.) равны счёту за отопление. Такую позицию, в том числе отдельных коммерческих компаний, мы считаем недопустимой. Она вводит в заблуждение граждан и порождает ту негативную подсветку этой темы, которая в последнее время очень часто появляется в прессе», – заявила Светлана Никонова.
Сначала общедомовые, потом индивидуальные
В АВОК полагают, что поставщики ресурсов против отмены нормы обязательной установки ИПУ в новостройках из-за стремления компенсировать свою неэффективность. «Им невыгодно узнать, что по суммарным показаниям индивидуальных приборов оплачено будет только, к примеру, 50%, так как остальное пришлось на потери в сетях», – заявил представитель АВОК в ходе одной из дискуссий. Производители тепла не против теплосчётчиков как таковых, но предлагают расставить приоритеты – прежде всего, нужно решить вопрос с общедомовыми счётчиками, считают в СПЭ. Приоритет контроля «на входе» в дом для генераторов очевидна – по сути, именно здесь «тепло» перестаёт быть рыночным товаром и превращается в услугу (отопление). Оснащение всех домов ОПУ позволит определять реальные потери в сетях, получить достоверные данные о системе с помощью разрозненных ИПУ невозможно, отмечают тепловики.
По данным Росстата, сейчас ОПУ оснащены лишь 61% многоквартирных жилых домов в России. До 1 августа 2017 года установка общедомовых счётчиков была не обязательна при тепловой нагрузке менее 0,2 Гкал, что соответствует потреблению одноподъездного девятиэтажного жилого дома. С учётом доли ветхого фонда в отдельных регионах «оприборенность полезного отпуска» пока составляет менее 50%; «в этой ситуации говорить об ИПУ вообще не корректно», отмечают поставщики ресурсов.
В Минстрое с приоритетом общедомовых счётчиков согласны. Отмена обязательности установки ИПУ связана с тем, что в стране достаточно много вторичного и вводимого жилья с «вертикальной» разводкой внутридомовых теплосетей, что делает установку прибора бессмысленной, заявила г-жа Никонова. При этом зазря отвлекаются ресурсы от установки общедомовых приборов учёта: именно создание тотальной системы учёта на границе «поставщик – управляющая компания» в Минстрое считают первоочередной задачей.
«В перспективе все дома нужно обеспечивать приборами учёта, но для действующего жилья, новостроек, экономкласса, неоприборенных домов с горизонтальной разводкой и пр. нужно оставить лишь право жильцам самостоятельно принимать решения по этому вопросу через решения общих собраний», – считает глава профильного департамента Минстроя.
Автор: Сергей Исполатов