Сбыты приблизят к эталону

О переходе к методу «эталонных затрат» при расчёте сбытовых надбавок будет официально объявлено в ближайшее время. Но у игроков рынка остается много вопросов к методике расчёта, на согласование которой отводится ещё три месяца. Тема перехода к системе «эталонных затрат» станет одной из ключевых на круглом столе «Возможности и риски развития розничного бизнеса электроэнергии в России», который пройдет 20 апреля в Москве. Накануне дискуссии «Переток» представляет обзор основным вопросов по теме.

Сбыты приблизят к эталону

Источник: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

Идея перехода на метод унифицированных (эталонных) затрат при расчёте надбавки энергосбытовых компаний обсуждалась ещё во время существования ныне ликвидированной Федеральной службы по тарифам и перешла «по наследству» Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В 2016 году антимонопольщики подготовили проект соответствующего постановления и планировали в октябре внести его на утверждение в правительство. Тогда новая методика могла бы применяться при утверждении тарифов уже на этот год. Однако из-за разногласий заинтересованных сторон, прежде всего сбытовых компаний и ФАС, окончательное решение было отложено. Заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв в начале марта заявил, что правительство может утвердить постановление о внедрении нового метода регулирования сбытовых надбавок для крупнейших сбытов – гарантирующих поставщиков (ГП) – уже этой весной.

«Мы рассчитываем, что в этом году он (метод эталонных затрат. – Прим. ред.) уже будет применяться тарифными органами субъектов при регулировании тарифов на будущий год», – отметил Виталий Королёв в интервью ТАСС.

Как пояснил «Перетоку» заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин, сейчас проходят финальные совещания и документ должен быть вскоре опубликован.

Стимул к повышению эффективности

Основная задача метода унифицированных затрат – стимулировать энергосбыты к повышению эффективности. Сейчас доходы сбытов рассчитываются по методике «затраты плюс»: надбавка прямо пропорциональна затратам, в том числе цене покупки электроэнергии на оптовом рынке. Так что энергосбытовым компаниям выгоднее покупать электроэнергию дороже, экономия же, напротив, приводит к снижению тарифа и собственных доходов. Сбытам пока также невыгодно оптимизировать эксплуатационные затраты (на аренду помещений, оплату труда и т.п.), от которых зависит тариф. Новая методика, предлагаемая ФАС, предполагает расчёт надбавок энергосбытовой компании, исходя из унифицированной величины затрат на 1 кВт∙ч. При этом сокращая свои затраты относительно эталона, компания сможет оставлять у себя сэкономленные средства. Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке будет транслироваться напрямую на потребителя, в этой ситуации чем дешевле гарантирующий поставщик приобретёт электроэнергию, тем привлекательнее будут его услуги для потребителей.

В самой надбавке будут учитываться как постоянные затраты (на содержание и аренду помещений, оплату труда, печать и доставку платёжных документов, организацию работы кол-центров и взаимодействия через Интернет), так и переменные, связанные с обслуживанием заёмных средств и созданием резервов по сомнительным долгам, поясняет Сергей Дудкин. Эталонный размер постоянных и переменных затрат будет определён для каждой точки поставки. К эталонным затратам будут применяться региональные коэффициенты (с учётом удалённости) и коэффициенты масштаба (чем больше точек поставок у гарантирующего поставщика, тем ниже коэффициент).

Ещё один ключевой момент – введение в эталонную надбавку гарантированной предпринимательской прибыли в размере 1,5% от необходимой валовой выручки (НВВ) сбытов за вычетом сетевой и инфраструктурной составляющей. Сейчас тариф ГП рассчитывается исходя из НВВ, которая не включает расчётную предпринимательскую прибыль. Финансовые поступления по новой строке будут оставаться в распоряжении сбытовой компании и могут увеличиваться на сэкономленную от оптимизации затрат сумму или уменьшаться, если фактические затраты превысили эталонные. Система с учётом предпринимательской прибыли вместо НВВ уже действует при расчёте тарифов по другим коммунальным услугам (водоснабжению, теплоснабжению и др.).

В ходе внедрения нового механизма регулирования ФАС также планирует сократить количество группу потребителей. Сейчас тариф рассчитывается для четырёх групп (помимо населения) в зависимости от потребляемой мощности – до 150 кВт, от 150 до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и более 10 МВт. Регулятор планирует объединить первые две группы с сохранением уровня тарифа, который был для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств от 150 до 670 кВт. Это приведёт к небольшому снижению тарифа для потребителей до 150 кВт.

Споры пока не закончены

Внесение проекта постановления в правительство – важный шаг, но далеко не последний. Чтобы оценить последствия внедрения новой системы, необходимо знать детали расчёта всех показателей эталонной надбавки, отмечают участники отрасли. «Документ, оказывающий существенное регулирующее воздействие на бизнес, необходимо разрабатывать и обсуждать вместе с проектом методических указаний и расчётом социально-экономических последствий для конечных потребителей и для субъектов рынка электроэнергии в целом», – считают в компании «Энергосбыт Плюс» (объединяет сбытовые активы группы «Т Плюс» в 16 регионах России. – Прим. ред.). Пока же отсутствие методических указаний не позволяет сейчас определённо сказать, как эталонная модель регулирования отразится на бизнесе компаний.

Одним из спорных моментов остаётся порядок учёта региональной специфики при унификации затрат энергосбытов. В настоящее время размер сбытовой надбавки может различаться на порядок – от 0,04–0,06 рубля за кВт∙ч в Дагестане до 0,61 рубля в республике Марий Эл. Предлагаемый ФАС подход с применением коэффициентов правильный, считают в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциация ГП и ЭСК), но «оценить последствия для отдельных регионов можно будет только после разработки ФАС методических указаний с численными значениями самих эталонов».

Продолжает обсуждаться с участниками отрасли и эталонный размер переменных расходов. В частности, ГП настаивают на учёте в затратах резервов по всем должникам. ФАС же исходит из того, что надбавка должна покрывать резервы только по долгам населения и так называемых неотключаемых потребителей, на которых у ГП нет рычагов воздействия. Этот подход, как считают в ведомстве, будет стимулировать сбытовые компании более жёстко взимать задолженность, при необходимости проводя отключения, а не «размазывать» ответственность по всем потребителям.

При обсуждении эталонной системы в прошлом году активно обсуждалась тема внедрения параметров качества услуг ГП и их учёта в надбавке. Нынешняя редакция постановления таких требований не содержит. Но, как рассказал Сергей Дудкин, в направленном в правительство проекте документа есть поручение Минэнерго в течение шести месяцев разработать параметры качества обслуживания потребителей электроэнергии и механизм учёта этих параметров при утверждении сбытовой надбавки. Напомним, ФАС предлагает ввести дополнительный коэффициент, повышающий либо понижающий надбавку в зависимости от того, оказались ли параметры качества услуг сбыта выше или ниже определённого уровня (какой это уровень и каковы параметры – предмет разработки).

Ещё один вопрос, волнующий участников рынка, – каким образом будет происходить переход от нынешней модели регулирования «затраты плюс» к новой эталонной модели. В прошлом году активные обсуждения вызвало предложение ФАС установить переходный период только для тех сбытов, у которых уровень НВВ окажется ниже эталона. Предполагалось, что в течение пяти лет будет происходить постепенное повышение надбавки, чтобы потребители успели адаптироваться к росту тарифа. Для тех гарантирующих поставщиков, у которых текущие доходы окажутся выше эталонного уровня, предполагался незамедлительный переход на новую модель с соответствующим снижением выручки.

В этом году ФАС скорректировала предложение: переходный период должен быть в обоих случаях: пять лет для тех компаний, у которых надбавка ниже эталонного уровня, и три года для тех, у кого выше. В Ассоциации ГП и ЭСК такой подход называют сбалансированным. Однако недовольство участников рынка вызывает сам факт необходимости механического снижения НВВ до уровня эталона, «что не учитывает уже достигнутые сбытовыми компаниями уровни качества обслуживания клиентов», отмечают в «Энергосбыт Плюс».

Очевидно, что в таких регионах, как Марий Эл, Хабаровский край, Мордовия, Нижегородская область, Хакасия, где надбавка ГП превышает 0,5 рубля за 1 кВт∙ч, сбытам придётся распрощаться с частью доходов, так как их текущие затраты, скорее всего, будут оценены как завышенные и существенно превысят эталон. Здесь выиграют потребители, чьи тарифы, соответственно, сократятся. В Дагестане, Новосибирской области, Татарстане и ряде других регионов, где надбавка ниже 0,1 рубля за кВт∙ч, введение новой системы, напротив, приведёт к постепенному росту тарифов. В любом случае все тарифные изменения не коснутся населения, для которого устанавливается предельный уровень тарифа, подчёркивает Сергей Дудкин.

О том, что на этапе внедрения метода эталонных затрат в целом по рынку проиграют скорее сбыты, чем потребители, свидетельствует оценка ФАС. По расчётам антимонопольщиков, экономия потребителей в переходный период составит 12,6 млрд рублей (с учётом совокупного снижения и повышения НВВ у гарантирующих поставщиков в разных регионах РФ).

«Экономия 12,6 млрд рублей означает, что собственная выручка поставщиков от сбытовой надбавки сократится на 10%, – говорит директор, руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. – Внедрение механизма эталонной надбавки предусматривает, что это будет стимулировать сбытовые компании к эффективности и необязательно должно приводить к снижению рентабельности сектора. Но в краткосрочной перспективе для компаний, у которых эталонная надбавка окажется ниже текущей, снижение рентабельности возможно».


Автор: Ксения Бачманова

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20