«Преференции к конкретным типам проектов следует применять крайне аккуратно»

После первого же отбора проектов модернизации ТЭС в 2019 году участники рынка и потребители начали предлагать возможные корректировки этой программы. Часть из них была реализована – например, квота для проектов с использованием российских газовых турбин большой мощности. Многие предложения до сих пор продолжают обсуждаться, при этом назрели новые масштабные поправки в связи с ростом цен на оборудование. Когда планируется завершить актуализацию предельных капитальных затрат, актуален ли вопрос об изменении объёмов программы и что думают о её возможных корректировках в одном из основных регуляторов – ассоциации «НП Совет рынка» – рассказал председатель правления ассоциации Максим Быстров.

Максим Быстров

– В этом году исполняется пять лет с утверждения программы модернизации ТЭС. Как в целом вы оцениваете промежуточные итоги программы? Насколько она позволяет достигать заявленных целей? По мере реализации программы звучали предложения уйти от обновления небольших узлов или сделать акцент на модернизации ТЭЦ и т. д.

– Изначально программа была направлена исключительно на то, чтобы с помощью конкурентного механизма обновить устаревающие мощности востребованной тепловой генерации. Затем в рамках программы была реализована задача по созданию спроса на головные образцы отечественных газовых турбин. Считаю, что программа обеспечивает достижение поставленных целей. На текущий момент уже отобрано 127 проектов суммарной мощностью 26,8 ГВт, в том числе проекты, предусматривающие установку инновационных газовых турбин трёх типоразмеров, представленных отечественными производителями. Уже модернизированы 24 объекта, которые поставляют в сеть более 5 ГВт мощности. Механизм именно конкурсного отбора позволил значительно снизить величину капитальных затрат и, соответственно, финансовую нагрузку для потребителей оптового рынка. Капитальные затраты по тем проектам, которые были отобраны на конкурсах, на 16% ниже, чем могло быть заявлено в отношении соответствующего набора мероприятий по модернизации. При этом заявленные капзатраты также были в три раза меньше, чем предполагала квота, – 420 млрд рублей отобранных против потенциально возможных более 1,2 трлн рублей.

Активное обсуждение механизма модернизации ТЭС и даже критика его отдельных параметров доказывают важность и необходимость программы для энергорынка в целом. Сейчас в целях совершенствования КОММод (механизм конкурсного отбора проектов модернизации – ред.) Минэнерго России и заинтересованным рыночным сообществом детально прорабатываются все озвученные предложения по его изменению, в том числе на площадке «Совета рынка» и при самом активном участии наших экспертов.

– Какие корректировки «Совет рынка» считает целесообразным внести сейчас в программу модернизации?

– Среди множества предложений, на наш взгляд, наиболее важным является актуализация величин предельных капитальных затрат. «Советом рынка» привлечён технический консультант, который проводит оценку актуальных уровней этого показателя (аналогичная работа проводилась в 2018 и 2020 годах). Результаты данной оценки будут широко обсуждаться участниками оптового рынка и представителями профильных министерств и ведомств. Важно отметить: какие бы корректировки ни принимались, главное – обеспечить высокий уровень конкуренции на отборе и сбалансированность обязательств, требований и ответственности сторон договоров на модернизацию.

– Когда планируется завершить все работы по обновлению калькулятора модернизации? В целом сейчас уже понятно, насколько плановые капзатраты вырастут по сравнению с последним прошедшим отбором? Насколько может сократиться объём мощностей под модернизацию в связи с подорожанием оборудования? Каков объём средств, которые остаются доступными в рамках КОММод, и какой объём генерации можно будет обновить за счёт этих денег с учётом роста капзатрат?

– Завершить работы по актуализации калькулятора затрат на реализацию мероприятий по модернизации планируется во втором квартале этого года.

Необходимо отметить, что результаты данной работы могут быть учтены при определении уровней предельных капитальных затрат, которые будут указаны в нормативных актах правительства Российской Федерации. Именно могут быть учтены, а не будут напрямую перенесены в регуляторику КОММод. При подготовке проектов соответствующих актов правительства будет проводиться широкое обсуждение с рыночным сообществом и всесторонний анализ полученных результатов. Поэтому говорить о том, насколько вырастут предельные капзатраты и какими могут быть результаты отборов, в данный момент несколько преждевременно.

Масштаб программы модернизации зафиксирован в объёмных величинах и предполагает модернизацию порядка 40 ГВт мощностей. Корректировка планируемых к модернизации объёмов в настоящее время не обсуждается.

– Если новых переносов КОММод не будет, то последний отбор в рамках действующей программы пройдёт в конце 2027 года. К этому времени должен быть завершён только один из выбранных на спецконкурсе проектов модернизации, предполагающий установку отечественных газовых турбин, – на Новочеркасской ГРЭС ОГК-2. При этом уже сейчас генкомпании сообщили о том, что на трёх электростанциях иностранные газовые турбины будут остановлены в ближайшие годы. Вряд ли в КОММод до 2027 года наши компании заявят необкатанные газовые турбины. В свете всей этой ситуации, на ваш взгляд, стоит ли говорить о продлении программы модернизации или о старте новой программы? На что она должна быть нацелена и какие могут быть ключевые условия?

– Помимо Новочеркасской ГРЭС проект, предусматривающий установку отечественной газовой турбины, до конца 2027 года будет реализован также на Нижнекамской ТЭЦ. Кроме того, отечественная газовая турбина будет введена в эксплуатацию уже в этом году на ТЭС «Ударная». Газовые турбины российского производства будут устанавливаться в рамках проектов модернизации на Дальнем Востоке и проектов нефтегазовой отрасли. Всё это в совокупности должно обеспечить достаточный уровень их «обкатки». Кстати, на отборе проектов инновационных ПГУ была достаточно высокая конкуренция, хотя в тот момент не было опыта использования отечественных газовых турбин большой мощности.

При обсуждении темы продления программы модернизации, которое уже ведётся в рамках дискуссии о совершенствовании механизма КОММод, необходимо прежде всего определиться с целями и задачами: сохраняем мы их, равно как и базовые принципы, в первоначальном виде или же будем уточнять. Так, например, обсуждается донастройка механизма, которая позволит обеспечить приоритет отбора каких-то видов генерации (например, ПГУ) или непосредственное введение квот для гарантированного отбора проектов этих видов генерации. Такие изменения механизма могут быть продиктованы стратегическими планами государства по формированию целевой структуры генерации в разрезе технологий. Однако, на мой взгляд, такие преференции к конкретным типам проектов следует применять крайне аккуратно, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на уровень конкуренции на отборах.

– Вопрос об объёме резервирования генмощностей на конкурентном отборе мощности (КОМ) пока продолжает обсуждаться. Раньше больше претензий высказывали потребители, теперь – генераторы. Какова позиция «Совета рынка»?

– Предложения по внесению изменений модельного и технологического характера в порядок проведения КОМ обсуждаются на площадках Минэнерго и «Совета рынка». Задача формирования достаточного объёма резервов относится к компетенции «Системного оператора». «Совет рынка», в свою очередь, заинтересован в прозрачности и эффективности механизма КОМ, основанного на рыночных стимулах. Чтобы востребованное и эффективное оборудование получало достаточный объём денежных средств для обеспечения его дальнейшей эксплуатации и неглубокой – не подпадающей под критерии КОММод – модернизации.

– Продолжает ли обсуждаться с представителями отрасли механизм инвестдоговоров, которые крупные промпотребители могли бы заключать с генераторами для создания новых мощностей? На ваш взгляд, какая конфигурация таких договоров оптимальна?

– Механизм продолжает прорабатываться и является одним из ключевых проектов ассоциации в настоящий момент. Нашей целью является создание конструкции, максимально учитывающей интересы не только сторон таких договоров, но и всех участников энергорынка. Наиболее реально, по мнению «Совета рынка», построить эту конструкцию для тех случаев, когда сторонами договора будут новый генерирующий объект и новый потребитель. Это позволит исключить формирование дополнительных объёмов перекрёстного субсидирования между участниками рынка.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта портала «Переток» и журнала «Энергия без границ»


15 апреля 2024 в 16:00

Другие статьи автора

«Эффект от ДПМ ВИЭ для энергетики скорее отрицательный»

Запуск широкомасштабной программы модернизации российских ТЭС строимостью 1,9 трлн рублей является главным событием года в энергетическом секторе. Ключевые решения принимались при непосредственном участии основного регулятора энергорынка – Ассоциации «НП «Совет рынка». Об ожиданиях и результатах отбора, перспективах корректировки параметров программы, о дальнейшей поддержке ВИЭ и ситуации с долгами за электричество на Северном Кавказе поговорили с председателем правления «Совета рынка» Максимом Быстровым.

«Значение программы ДПМ для российской энергетики сложно переоценить»

1 февраля в этом году стало знаковым днём для российской электроэнергетики. В этот день на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) был выведен последний объект, построенный в России по программе договоров предоставления мощности. Воронежская ТЭЦ-1 «Квадры», введённая в этом году, стала 136-м генобъектом, построенным по ДПМ. За 10 лет в стране появилось почти 30 ГВт новых мощностей, средний коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) которых в 2019 году превысил 60%. Итоги программы ДПМ специально для «Перетока» подвёл председатель правления «Совета рынка» Максим Быстров.