«Эффект от ДПМ ВИЭ для энергетики скорее отрицательный»
Запуск широкомасштабной программы модернизации российских ТЭС строимостью 1,9 трлн рублей является главным событием года в энергетическом секторе. Ключевые решения принимались при непосредственном участии основного регулятора энергорынка – Ассоциации «НП «Совет рынка». Об ожиданиях и результатах отбора, перспективах корректировки параметров программы, о дальнейшей поддержке ВИЭ и ситуации с долгами за электричество на Северном Кавказе поговорили с председателем правления «Совета рынка» Максимом Быстровым.
Только что завершился стартовый отбор на модернизацию. Какие моменты вы бы выделили, характеризуя его итоги?
В конкурсной части наблюдалась серьёзная конкуренция: объём ценовых заявок более чем в 2,5 раза превысил объём спроса. Благодаря конкуренции были достигнуты три цели. Первое. Отобралось действительно востребованное геноборудование: средний КИУМ (коэффициент использования установленной мощности. – Прим. ред.) составил около 59%, тогда как средний КИУМ тепловых электростанций по стране – 43%. Второе. Капитальные затраты оказались значительно ниже относительно предусмотренного предельного уровня. Поставщики ограничили набор заявляемых мероприятий так, что максимальные капзатраты составляли в среднем лишь 25% стоимости максимального набора мероприятий по максимальной цене. Третье. Стоимостная нагрузка на потребителей не чрезмерна: средняя «премия» к цене КОМ – 60%, в то время как для среднего объекта ДПМ такая премия составляла 300–400%, а результат – модернизация старой генерации и обязательства энергетиков поставлять мощность в течение 16 лет.
О каких изменениях в правилах и условиях может идти речь к следующему отбору на 2025 год, который намечен на сентябрь?
Порядок отбора определён постановлением, любые изменения модели потребуют соответствующих корректировок Правил ОРЭМ. Процедуры отбора на 2025 год стартуют уже в конце июля, а однозначное понимание относительно необходимых изменений – отсутствует. Скорее всего, успеть внести какие-либо корректировки уже просто не получится. В перспективе представляется возможным обсуждение вопроса об укрупнении минимального набора мероприятий, заявляемых на модернизацию. Например, в качестве обязательных можно предусмотреть комплексную замену основного энергетического оборудования станций, а не его частей.
Как вы оцениваете критику итогов отбора со стороны потребителей и отдельных генераторов, в частности ТГК-2?
Претензии были неизбежны, так как конкурсный отбор предполагает наличие проигравшей стороны. Критика результатов отбора проектов, по сути, разнопланова. С одной стороны, это недостаточная глубина модернизации и малый объём предусмотренных проектами работ; мало отобранных ТЭЦ и проектов с существенным повышением эффективности – строительство ПГУ. С другой – это претензии к отбору дорогих проектов. Всё это говорит о том, что в целом механизм сбалансирован и охватывает широкий спектр целей. Но, безусловно, процедура может быть усовершенствована, в том числе учитывая поступающие замечания и предложения.
Вложения в проекты, отобранные на КОММод и в рамках квоты правкомиссии, сопоставимы, но объём обновляемой мощности отличается практически в пять раз: 8,61 ГВт против 1,78 ГВт. Как вы относитесь к предложениям потребителей, направленным в правительство, о проведении аудита CAPEX-проектов, отобранных по квоте правкомиссии, и о введении «ценового потолка» для таких проектов?
Действительно, отобранные правкомиссией проекты дорогие. Но в отличие от конкурсной процедуры квота правкомиссии ориентирована на решение иных задач. Первостепенное значение здесь имеет не дешевизна проекта, а его значимость для региона, энергетики и экономики в целом. Это те проекты, которые ввиду острой необходимости высоких капвложений находятся в заведомо проигрышном положении в рамках конкурсного отбора. Так, очень важными были критерии влияния на экологическую ситуацию, надёжность теплоснабжения, инновационность используемых технологий.
Учитывая, что «ценовой потолок» предусмотрен только при конкурсном отборе и не распространяется на квоту правкомиссии, предложение о необходимости какой-либо верификации капитальных затрат для таких проектов на предмет их обоснованности, несомненно, имеет основания.
Суммарная стоимость проектов, отобранных на залповом конкурсе, составила 125,1 млрд рублей, хотя прогнозировалось, что в первую трёхлетку будет потрачено 374 млрд рублей из 1,7 трлн рублей, заложенных на программу. Есть ли у «Совета рынка» предварительная оценка возможной «экономии» в рамках программы модернизации?
Действительно, результаты отбора, в том числе с учётом проектов по квоте правкомиссии, показали значительное снижение нагрузки на потребителей относительно уровня, учтённого в предварительных прогнозах. Но нужно отметить, что прогнозы рассчитывались исходя из самого неблагоприятного с точки зрения цен сценария: учитывались проекты с максимально возможным значением капзатрат – наиболее полный набор мероприятий и их максимально допустимая стоимость. «Скидка на конкуренцию» при прогнозировании составляла менее 20%.
В то же время говорить об экономии и перераспределении средств преждевременно, поскольку реализация проектов модернизации – лишь один из целого ряда проектов в электроэнергетике, реализуемых в рамках поручения президента РФ.
Забайкалье настойчиво добивается включения в перечень регионов со спецстатусом, где вместо рыночных цен действуют тарифы и регулируемые договоры (РД). Как вы оцениваете идею потребителей вывести из-под действия РД крупные госкомпании (прежде всего РЖД) и бюджетозависимые организации?
В первую очередь, следует отметить, что ассоциация неоднократно высказывала свою последовательную позицию о нецелесообразности расширения перечня «территорий со 100% РД». Касаясь конкретно Забайкальского края, необходимо отметить, что по итогам 2018 года для потребителей региона (за исключением населения. – Прим. ред.) цена оптового рынка составила около 1,9 рубля за 1 кВт•ч. 13 копеек из этой цены приходится на оплату Читинской ТЭЦ-1, отнесённой к вынужденным генераторам по теплу. При этом средняя цена для потребителей второй ценовой зоны составила 1,68 рубля. Таким образом, по мнению ассоциации, некорректно говорить о значительном отличии цен оптового рынка для потребителей Забайкальского края от среднего уровня цен.
Обсуждаемые предложения по ограничению перечня потребителей, имеющих право на РД, потребуют внесения значительных изменений в нормативную базу отрасли, в том числе в ФЗ-35 «Об электроэнергетике». В первую очередь необходимо будет установить и обосновать критерии «исключаемых» потребителей. Также потребуется практически полностью пересмотреть действующую систему отношений на розничных рынках, внести изменения в порядок определения и применения предельных уровней нерегулируемых цен, порядок формирования баланса с выделением объёмов потребления по РД. Реализация подобных предложений потребует значительных временных и трудовых затрат. Кроме того, возможная конструкция оптового и розничных рынков, обеспечивающая подобную схему, будет крайне неустойчивой к каким-либо изменениям, связанным, например, с изменением субъектного состава или сменой потребителем сбытовой компании.
НЛМК на ПМЭФ-2019 объявил о строительстве ТЭС на 300 МВт на попутном газе, которая позволит существенно повысить и без того значительную «энергосамообеспеченность» комбината. Как обстоит ситуация с развитием распределённой генерации?
В целом вопрос обостряется с каждым годом, учитывая постоянно растущее давление нерыночных механизмов на потребителей. С уходом части потребителей в рознице на собственную генерацию это давление будет усиливаться, ведь сейчас на ОРЭМ мы контрактуем мощность на шесть лет вперёд, а при сокращении объёмов её покупки на рынке совокупная стоимость не изменится, то есть для оставшихся потребителей цены будут расти.
И тут немаловажным фактором является гарантия надёжного электроснабжения переходящих в том числе на собственную генерацию. Ведь если они не уменьшают присоединённую мощность, то всегда могут рассчитывать на резерв генерации из ЕЭС в прежнем объёме, даже если довольно длительно её не потребляют и, соответственно, не оплачивают. То есть другие потребители, по сути, субсидируют надёжность энергоснабжения потребителей с собственной генерацией. Ситуация может несколько законсервироваться с введением оплаты сетевых резервов, так как немного изменится экономика собственной генерации. Это может дать время для решения вопроса с нерыночными механизмами дополнительной финнагрузки на потребителей и для снижения стимула ухода потребителей на собственную генерацию.
Только что был проведён фактически последний отбор в рамках ДПМ ВИЭ. Как вы можете охарактеризовать промежуточные итоги программы ДПМ ВИЭ?
Год к году конкурсы сложно сравнивать, на нынешнем отборе объёмы были совсем небольшие. Тем не менее заявки по ВЭС и СЭС ниже прошлогодних средневзвешенных. Будут ли снижаться в дальнейшем цены? Думаю, да, так как это общемировой тренд, и мы пока даже не приблизились к тем минимумам, которые фиксируются на мировых рынках.
Что касается промежуточных итогов программы, то можно уже с уверенностью говорить, что поставленные перед ней задачи из сферы промышленной политики выполнены – панели и ветроустановки у нас производятся. Но для энергетики тут эффект скорее отрицательный: кроме роста цен отрасль иных эффектов не получила.
Минэнерго предлагает продлить действующую программу поддержки зелёной энергетики до 2035 года, сохранив её основные параметры, но уменьшив затраты потребителей. В прошлом году обсуждался вариант перенаправления на программу после 2024 года «экономии потребителей» от снижения цен на РСВ – около 400 млрд рублей. Какой сценарий актуальный сейчас?
Про 400 млрд – ранее мы уже говорили, что требуются серьёзные уточнения в методику учёта ВИЭ-генерации при планировании режимов работы и развития ЕЭС. Соответственно, будут уточнены и методики оценки эффекта от ценопринимания ВИЭ генерации на ОРЭМ. Сейчас по совокупности сложившихся факторов сложно прогнозировать такую экономию для потребителей.
Что касается обсуждения поддержки за горизонтом 2024 года, то дискуссия не прекращалась. Мы и дальше продолжаем отстаивать позицию о необходимости встраивания ВИЭ в рыночные условия. Полагаем, что это нужно делать через отбор проектов по одноставочной цене и снижение предельных уровней цен на отборах до средневзвешенной цены ОРЭМ к 2035 году.
Но основная дискуссия сейчас разворачивается вокруг объёмов поддержки. Если мы хотим удержать рост цен в пределах инфляции, то нужно признать, что денег на пожелания всех инвесторов не хватает и нужно искать баланс между объёмами и стоимостью развития всех видов генерации.
Долги на ОРЭМ по итогам мая достигли 78,5 млрд руб., при этом на долю Северного Кавказа приходится уже 75% всех неплатежей. Как в «Совете рынка» оценивают ситуацию с неплатежами на ОРЭМ? Какие точки кроме СКФО остаются «болезненными»?
Институт финансовых гарантий, заработавший на ОРЭМ ещё в 2013 году, принципиально переломил ситуацию с платёжной дисциплиной. Участники перестали задерживать платежи и кредитоваться на ОРЭМ; на рынке осталась только проблема системных неплательщиков. Прирост долгов формируется преимущественно гарантирующими поставщиками, находящимися под управлением «Россетей» (выполняет функции ГП в республиках Северного Кавказа, Калмыкии и Тыве. – Прим. ред.), работающих в регионах со спецстатусом (на РД. – Прим. ред.). Система фингарантий на оптовом рынке выстраивалась под обеспечение платежей по крупным договорам с наибольшими объёмами поставки. Проблемные ГП, у которых в среднем около 80% объёма покупки приходится на РД, в системе фингарантий «попадают» на очень небольшие суммы, и в принципе, более половины проблемных ГП свои обязательства по предоставлению обеспечения платежей на РСВ и балансирующем рынке выполняют.
Самым проблемным регионом, на который приходится около 50% всех долгов ГП Северного Кавказа, остаётся Дагестан. И к сожалению, в этом регионе ситуация из года в год только ухудшается. Также «Совет рынка» и рыночное сообщество в целом не удовлетворены платёжной дисциплиной на оптовом рынке в Северной Осетии и Ингушетии. За пять месяцев 2019 года уровень расчётов этих трёх ГП составил 29,5; 62,8 и 69,9%, снизившись «год к году» на 22, 21 и 3% соответственно.
Если оставить за скобками долги Северного Кавказа, Калмыкии и Тывы, то ситуация с расчётами на ОРЭМ стабильна и даже демонстрирует положительную динамику с учётом завершения процедуры замены проблемных ГП в ряде регионов.
На ПМЭФ-2019 «Россети» подписали соглашения с республиками СКФО о модернизации сетей, снижении потерь и повышении платёжной дисциплины. Есть ли динамика в решении проблемы северо-кавказских долгов?
Динамику в вопросе северо-кавказских долгов, к сожалению, пока можно отметить только в переговорном процессе. В 2018 году к обсуждению вопросов повышения платёжной дисциплины и погашения накопленной задолженности подключились «Россети». До этого в основном диалог строился только с «МРСК Северного Кавказа». Вопрос обсуждается как на уровне правительства в контексте соблюдения критериев 534-го постановления Кабмина (их невыполнение влечёт досрочную либерализацию цен в регионах на РД. – Прим. ред.), так и в Набсовете «Совета рынка», решением которого создана рабочая группа по обсуждению вопроса реструктуризации задолженности ГП Северного Кавказа.
«Россети» и «МРСК Северного Кавказа» в рамках данной группы предложили генераторам реструктуризировать долги при условии роста платёжной дисциплины в 2019–2020 годах с выходом на 100%-ный уровень оплаты текущих платежей с 1 июля будущего года. Учитывая текущее существенное снижение платёжной дисциплины, достижение заявленных показателей представляется маловероятным. Изменения в менеджменте «Россетей» и «МРСК Северного Кавказа», принимая во внимание их определённые успехи в работе с регионами, на наш взгляд, говорят о желании заниматься данной проблемой. Но о результатах этой работы можно будет говорить не ранее 2020 года.
1 августа 2019 в 14:32
Другие статьи автора
1 февраля в этом году стало знаковым днём для российской электроэнергетики. В этот день на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) был выведен последний объект, построенный в России по программе договоров предоставления мощности. Воронежская ТЭЦ-1 «Квадры», введённая в этом году, стала 136-м генобъектом, построенным по ДПМ. За 10 лет в стране появилось почти 30 ГВт новых мощностей, средний коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) которых в 2019 году превысил 60%. Итоги программы ДПМ специально для «Перетока» подвёл председатель правления «Совета рынка» Максим Быстров.
После первого же отбора проектов модернизации ТЭС в 2019 году участники рынка и потребители начали предлагать возможные корректировки этой программы. Часть из них была реализована – например, квота для проектов с использованием российских газовых турбин большой мощности. Многие предложения до сих пор продолжают обсуждаться, при этом назрели новые масштабные поправки в связи с ростом цен на оборудование. Когда планируется завершить актуализацию предельных капитальных затрат, актуален ли вопрос об изменении объёмов программы и что думают о её возможных корректировках в одном из основных регуляторов – ассоциации «НП Совет рынка» – рассказал председатель правления ассоциации Максим Быстров.