«Уход зарубежных вендоров изменил ландшафт ИТ-рынка»
Среди тем, ставших актуальными в 2022 году, – переход российских предприятий на отечественное программное обеспечение (ПО). Исполнительный директор компании «Сигма» Евгений Одинцов рассказал о новых запросах и вызовах, а также обслуживании иностранного оборудования и оптимизации работы объектов электроэнергетики.
– Какие задачи сейчас являются для компании наиболее актуальными?
– Наша компания – лидер в сфере цифровизации российской энергетики, что влечёт за собой большую ответственность. Стоящие перед «Сигмой» задачи не только соответствуют статусу компании, но и отвечают ключевым запросам отрасли: импортозамещению, цифровой трансформации, обеспечению стабильности и информационной безопасности.
Хочу подчеркнуть, что всё вышеперечисленное – мощные и долгосрочные тренды. Они отражены в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года и Группы «Интер РАО». Поэтому «Сигма», как лидер в разработке цифровых решений для ТЭК и ключевой поставщик ИТ-услуг для ПАО «Интер РАО», продолжает масштабные проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры отрасли. Кроме того, наши проекты и ИТ-решения были выбраны для развития в рамках индустриальных центров компетенций (ИЦК), которые формируются сейчас на базе министерств. Проекты «Сигмы» вошли сразу в два ИЦК – по направлениям ЖКХ и энергетики. Это свидетельствует об актуальности пути, по которому идёт компания, о зрелости и перспективности решений. «Сигма» видит точку роста именно в разработке защищённых решений, направленных на развитие технологического суверенитета энергетического сектора российской экономики.
В рамках развития собственной линейки ИТ-продуктов в 2022 году мы выпустили кроссплатформенное решение для развития инфраструктуры отечественного электротранспорта – «Сигма.ЭЗС». В его состав входят мобильное приложение и сайт для водителей, а также веб-портал для операторов ЭЗС. Решение обеспечивает комфортное взаимодействие всех участников процесса. Такие разработки помогают делать электромобили более доступными для населения, а транспорт – более экологичным.
– Один из актуальных вопросов в энергетике – продолжение работы уже установленного на энергообъектах в России иностранного оборудования в условиях, когда компании-изготовители отказались от его обслуживания. У «Сигмы» есть запросы от клиентов, связанные с обслуживанием цифровой составляющей такого оборудования? Если да, то какие решения может предложить компания?
– Не только запрос, но и крупный реализованный проект. Ещё в 2020 году мы успешно провели на двух электростанциях АО «Интер РАО – Электрогенерация» (в Калининграде и Санкт-Петербурге) пилотный проект по внедрению решения «Мобильный обходчик». Оно позволяет сотрудникам с помощью мобильных устройств контролировать состояние оборудования электростанций, в режиме реального времени обмениваться информацией с информационными системами верхнего уровня (АИС ТОРО), экономить время на формирование отчётов и получение заданий. Всё это позволяет эффективнее организовать работу технического персонала, снижать риски сбоев оборудования и увеличивать срок его эксплуатации. Запрос на оперативное планирование ремонтных работ, безопасное обслуживание оборудования, ведение нарядов-допусков и других рабочих документов в электронном виде очень актуален в связи с возросшим уровнем автоматизации и цифровизации производственных процессов.
Важно отметить, что этот проект решает и задачу импортозамещения: система базируется на российской мобильной ОС «Аврора», включённой в реестр российского ПО и сертифицированной ФСТЭК России и ФСБ России.
Сейчас решение применяется на всех 22 электростанциях АО «Интер РАО – Электрогенерация» в разных регионах РФ и позволяет сократить время выполнения технических обходов на 30%, а объём бумажного документооборота на 80%. На данный момент в системе используется порядка 600 мобильных устройств, с которыми работают более 4120 пользователей.
– Расскажите подробнее о проекте «Нева. Цифровой сбыт», который реализовали «Интер РАО» и «Сигма»? Как продвигается его масштабирование?
– «Нева. Цифровой сбыт» – уникальный российский проект: впервые в отрасли реализовано на российских технологиях BPM-решение федерального уровня для единого управления сбытом электроэнергии. Оно позволяет полностью автоматизировать работу с рутинными операциями: от оформления заявок на заключение договора энергоснабжения до обработки показаний и выставления счетов. Ключевыми эффектами являются оперативный и точный централизованный контроль обслуживания абонентов и автоматизация биллингового цикла расчёта потребителей – юридических лиц.
Ценность проекта для бизнеса заключается в автоматизации процессов, сокращении времени реагирования на запросы абонентов и сторонних служб, снижении трудоёмкости подготовки управленческой отчётности и удобной онлайн-коммуникации. Для конечного потребителя тут тоже есть плюсы в виде улучшения качества обслуживания и прозрачности оказываемых услуг: персонализация сервисов, сокращение времени на решение вопросов, получение услуг через «единое окно». Важным эффектом от внедрения также является сдерживание роста цен на электроэнергию за счёт снижения операционных затрат.
– У «Сигмы» есть комплексное решение для управления распределительными электросетями. В чём его суть? С какими электросетевыми компаниями сотрудничаете по этому продукту?
– «Сигма.СУС» – разработанное «Сигмой» решение, входящее в реестр отечественного ПО. Это геоинформационная система для управления распределительными электрическими сетями. С её помощью диспетчер в реальном времени отслеживает всю необходимую информацию: от данных по абонентам до геопозиции мобильных бригад и спецтехники. Если говорить о применении, то «Сигма. СУС» в ИТ-архитектуре сетевой компании находится между ERP-системами и системами объектной автоматики и телемеханики (подсистемы ТМ и SCADA). Она обеспечивает взаимосвязь уровня управления предприятием с уровнем управления объектами распределительной сети. Также система имеет широкие возможности динамической визуализации и может взаимодействовать с комплексом отраслевых приложений для решения задач по анализу, планированию и оптимизации работы энергосистем. Это решение «Сигмы» внедрено в ПАО «Россети – Московский регион».
– Какие решения, разработанные компанией, были отмечены на прошедшем в сентябре международном конкурсе проектов по автоматизации управления и учёта «1С: Проект года»?
– В 2022 году «Сигма» в первый раз участвовала в конкурсе «1С: Проект года» и сразу показала отличный результат. Лучшим в предметной области стал проект по разработке и внедрению системы финансово-экономического управления. Корпоративный финансовый шаблон базируется на российском ПО и охватывает весь спектр бизнес-процессов финансово-экономической деятельности в сегментах «Сбыт» и «Прочие». Уникальность заключается в масштабе, тесной интеграции сегментов и бесшовном взаимодействии блоков в рамках сквозных учётных процессов. Если говорить о цифрах проекта, они тоже впечатляющие. Автоматизированы более 250 бюджетных форм и отчётов, которые позволяют перейти к бизнес-планированию в разрезе 40 независимых аналитик. Предусмотрены более 850 пользовательских ролей с гибкими правами, на 30% сократились трудозатраты в подразделениях, на 30 и 40% ускорилось получение управленческой и регламентированной отчётности.
Звание лучшего в отрасли получил проект «Стандартное ТОРО» – внедрение централизованного решения, которое охватывает бизнес-процессы предприятия: от техобслуживания, ремонта, расчётов и управления базами данных оборудования до обеспечения интеграции в единый ИТ-ландшафт. Система основывается на информационной базе, состоящей из более 60 млн атрибутов и поддерживающей работу более 3000 пользователей. Инновационность заключается в реинжиниринге и создании новых бизнес-процессов, разработки с нуля 85% функционала и переходе на автоматизированную поддержку управленческих решений путём ранжирования технических воздействий на оборудовании. По результатам проекта удалось автоматизировать 3000 рабочих мест; ускорить получение управленческой отчётности на 15%, а регламентированной – на 85%; на 10% сократить производственные издержки и операционные расходы и увеличить производительность труда на 15%.
– Повышение эффективности всегда было одним из приоритетов в электроэнергетике. Какие решения для оптимизации работы объектов электроэнергетики предлагает «Сигма»? Какой эффект они дают? Если можно, приведите примеры внедрения таких решений.
– Выше мы уже говорили про «Мобильный обходчик» и «Сигма.СУС», здесь же затронем ещё одно направление: АСТУ – автоматизированные системы технического управления. Сюда входят решения «Сигма.ССПТИ» и «Сигма.АСР ТЭП», которые работают «в связке» и позволяют повысить эффективность использования топлива на электростанциях. Они обеспечивают автоматический сбор данных от датчиков, систем управления и рассчитывают технико-экономические показатели работы станции на 10-минутном интервале. Это позволяет существенно сокращать затраты на внедрение и сопровождение прикладных информационных систем, обучение и контроль персонала, а также снижает риски получения недостоверной информации или утери данных.
Если говорить о цифрах, данные решения обеспечивают до 90% экономии времени и трудозатрат на обработку данных, а также сокращают трудозатраты на документооборот до 60%. Такие системы сегодня успешно внедрены на 20 электростанциях АО «Интер РАО – Электрогенерация», сам проект не имеет аналогов в России по специфике и масштабу интеграции.
– Ведёт ли «Сигма» работу с ИТ-вузами?
– Да, мы активно работаем над подготовкой ИТ-кадров в целом и для энергетики в частности. Считаем это важным стратегическим направлением, ему посвящено отдельное структурное подразделение «Сигма.Академия», которое занимается работой с вузами, открытием лабораторий, развитием карьерных траекторий студентов и привлечением талантов в компанию. В 2023 году «Сигма.Академии» исполнится три года, за этот период наши курсы прошли почти 300 студентов, а 143 из них остались работать в компании. Это отличный показатель, мы планируем лишь усиливать это направление.
– С началом новой санкционной волны какие новые запросы к вам появились от клиентов? Как идёт их выполнение, какие вопросы удалось быстро решить, а на какие требуется много времени?
– Одна из самых приоритетных задач для ИТ-отрасли сейчас – развитие отечественной аппаратной базы в целях импортозамещения. Понимая, насколько это важно, мы активно расширяем сотрудничество с российскими компаниями, производящими ИТ-оборудование.
Уход зарубежных вендоров изменил ландшафт ИТ-рынка и структуру запросов заказчиков. Возникло довольно много новых задач: от переноса действующей ИТ-системы на другое оборудование до необходимости полноценно развивать систему без поддержки со стороны зарубежного вендора. В этой ситуации опыт и отраслевая экспертиза «Сигма» позволили нам обеспечить стабильную поддержку ИТ-решений наших заказчиков. В частности, если говорить о решениях SAP – у «Сигмы» одна из крупнейших команд российских специалистов по решениям этого вендора, и их компетенции сейчас очень востребованы. В 2022 году спрос на услуги поддержки вырос, и ещё более явно влияние этого тренда мы увидим в 2023 году. Многие заказчики начинают программы по замещению ПО, и рынок услуг поддержки будет меняться с учётом этого тренда.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта портала «Переток» и журнала «Энергия без границ»
17 января 2023 в 21:58