«Лучший аналог ДПМ – «альткотельная»

Реформирование энергосистемы в 2003–2010 годах позволило модернизировать большую часть генерирующих мощностей. На втором плане в этот период оказалась сфера теплоснабжения, в полной мере испытавшая недофинансирование. Благодаря запуску оптового рынка электроэнергии и мощности вместе с госпрограммой обновления ДПМ в электроэнергетику удалось привлечь необходимые средства и повысить эффективность генерации. В теплоснабжении этот процесс начат так и не был. В результате в состоянии инвестиционного дефицита оказалась большая часть инженерно-технической инфраструктуры теплоэнергетики страны.

Александр Вилесов

Свой проектный ресурс, по данным Минстроя России, практически полностью исчерпали порядка 70% коммуникаций. Чтобы их заменить, в течение ближайших 7–10 лет необходимо ежегодно осуществлять капитальные вложения не менее 300 млрд рублей. А общая сумма финансовых потребностей на реновацию теплоснабжения составляет до 3 трлн рублей. Только за счёт тарифных источников, без участия крупных инвесторов, реализовать программу модернизации в теплоснабжении в таком масштабе не представляется возможным.


Первым действенным механизмом привлечения инвестиций в отрасль теплоснабжения в форме государственно-частного партнёрства стали концессии. Благодаря их применению дополнительные средства были направлены в объекты, находящиеся в муниципальной собственности. Удалось сформировать долгосрочные инвестиционные обязательства концессионера. Востребованность этого механизма подтверждается ростом объёма заключённых концессий, за 11 лет, по данным Минэнерго России, их количество превысило 1300. Только в Группе «Т Плюс» на сегодняшний день действует 14 концессионных соглашений с муниципальными властями на сумму более 80 млрд рублей.

Инвестиционный охват концессии ограничен муниципальным имуществом, поэтому основным шагом по реализации политики в области теплоснабжения стало принятие в 2017 году ­Госдумой РФ закона ФЗ-279 от 29.07.2017 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», так называемого закона «об альткотельной».

Закон разрешил в отдельных муниципальных образованиях, аналогично реформе электроэнергетики, запускать одновременно и рынок (ценовую зону теплоснабжения), в рамках которого цены на производство тепла, транспортировку перестают регулироваться, и механизм возврата инвестиций, по своей сути схожий с ДПМ. В ценовой зоне теплоснабжения инвестор в лице единой теплоснабжающей организации (ЕТО) принимает на себя инвестиционные обязательства по осуществлению капитальных вложений в ликвидацию неэффективности системы теплоснабжения, а государство гарантирует долгосрочную неизменность правил ценообразования, которое больше не основывается на принципе «затраты+», а исходит из цены альтернативного теплоснабжения.

Переход на метод «альтернативной котельной» является добровольным и занимает от 3 до 6 месяцев. Итоговое решение принимает Правительство РФ на основании совместной заявки администрации муниципального образования и крупнейшей ЕТО города.

Первым городом, где такая система заработала в 2017 году, стал Рубцовск в Алтайском крае. В кратчайшие сроки теплоснабжение в городе было ­реанимировано. Сейчас же этой возможностью воспользовались 23 города с общей численностью населения 9 млн человек. Среди них 18 городов, которые уже отнесены Правительством РФ к ценовой зоне теплоснабжения: Самара, Красноярск, Барнаул, Ульяновск, Оренбург, Пенза, Чебоксары, Владимир, Бийск, Новочебоксарск, Прокопьевск, Рубцовск, Новокуйбышевск, Канск, Усолье-Сибирское, Кирово-­Чепецк, Медногорск, Линёво; и пять городов, которые подали заявки и в ближайшее время ожидают решения федеральных министерств и кабинета министров: Пермь, Саранск, Абакан, Тольятти и Благовещенск.


Планируемый совокупный объём инвестиционных обязательств, направленных на модернизацию систем теплоснабжения перечисленных городов, по данным открытых источников, превышает 180 млрд рублей, что в среднем в 1,5–2,5 раза больше, чем при классическом тарифном ­регулировании.

Дополнительные инвестиции в новой модели обеспечиваются за счёт нескольких источников:

1. Дополнительных ресурсов от ­по­этапного доведения тарифов до цены «альткотельной».

2. Заёмных средств, привлекаемых ЕТО под гарантии долгосрочного ценообразования по методу «альтернативной котельной» и вкладываемых опережающими темпами в высокоэффективные мероприятия.

3. Реинвестируемых эффектов, полученных от реализованных инвестиционных мероприятий.

Основные направления инвестиций, планируемые ЕТО в рамках перехода в ценовую зону, связаны с заменой изношенной инженерно-­технической инфраструктуры теплоснабжения и повышением её эффективности:

• перекладка тепловых сетей, исчерпавших проектный ресурс в 25 лет;

• закрытие неэффективных котельных и перевод нагрузок на когенерационные источники (ТЭЦ);

• модернизация неэффективных котельных, находящихся вне зоны теплоснабжения от ТЭЦ;

• объединение (укрупнение) зон теплоснабжения от ТЭЦ;

• переход к закрытой схеме теплоснабжения;

• повсеместный автоматизированный учёт тепловой энергии.

Механизм ценовой зоны позволяет не только привлечь и осуществить дополнительные инвестиции, что крайне важно для обновления фондов, но и переводит систему экономических отношений участников теплоснабжения на качественно более высокий уровень, приближая организацию рынка тепла к рынку электроэнергии.

Роль ЕТО изменяется и возрастает, оператор начинает нести полную ответственность перед органами власти города за развитие инфраструктуры теплоснабжения, равно как и в полной мере отвечать перед жителями и организациями города за надёжность и качество их теплоснабжения.

Например, в случае нарушения ЕТО параметров по надёжности и качеству теплоснабжения ей придётся выплатить адресно потребителю весомый штраф, размер которого сопоставим со стоимостью электроотопления.

Инвестиционная деятельность ЕТО в ценовой зоне осуществляется под муниципальным контролем и в рамках гражданско-правовой ответственности обес­печена соглашением об исполнении схемы теплоснабжения, заключаемым с органом местного самоуправления.

Законами и актами Правительства РФ вводится обязательная регламентация деятельности единых теплоснабжающих организаций: критерии загрузки теплоисточников, правила заключения договоров, существенные условия договоров теплоснабжения, правила определения и выплаты компенсации за нарушение надёжности и качества теплоснабжения, требования по раскрытию информации, требования к стандартам ЕТО. Предусматриваются механизмы досудебного урегулирования споров между организациями в виде обязательного для сторон порядка определения цен в случае спора с участием органа регулирования, а также при возникновении спора с потребителем по значениям параметров надёжности и качества теплоснабжения.

Модель «альткотельной» предусматривает повышение публичности и прозрачности деятельности ЕТО, а также сохранение существующей системы государственного контроля, которая включает возможность контроля за правилами деятельности теплоснабжающей организации, контроля за готовностью к отопительному периоду, санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей и т. п. Законодательством предусмотрены нормы антимонопольного контроля за доминирующим положением ЕТО.

Наконец, в случае неоднократного нарушения антимонопольного законодательства принимается решение о принудительном лишении статуса ЕТО в порядке, установленном Правительством РФ.

Статус может быть присвоен только органами местного самоуправления и только тем компаниям, которые в полной мере удовлетворяют жёстким критериям по обеспечению всех предусмотренных законом ­обязательств.

Другая важная задача – снижение негативного воздействия теплоэнергетической отрасли на окружающую среду. Переход города на модель «альткотельной» должен оказать положительное влияние на состояние экологической ситуации. Во-первых, преимущество получают эффективные системы централизованного теплоснабжения, основанные на комбинированной выработке электрической и тепловой энергии (когенерации). Во-вторых, ЕТО мотивирована на оптимизацию системы теплоснабжения и соответственно на перераспределение нагрузки на наиболее эффективные источники тепла (которые, как правило, являются технически более оснащёнными и потому более соответствующими требованиям экологической безопасности). В-третьих, если инвестиций в действующей модели тарифного регулирования не хватает даже на поддержание текущего состояния тепловой инфраструктуры, то за счёт возможностей привлечения средств в ценовой зоне теплоснабжения возможно выполнение и достаточно капиталоёмких инвестиционных мероприятий, обеспечивающих улучшение экологических показателей.

Ещё одним важным механизмом влияния на экологическую ситуацию является усиление в ценовых зонах теплоснабжения требований к разработке схем теплоснабжения. Схемы теплоснабжения должны содержать обоснованные и оптимальные технические решения по развитию систем теплоснабжения. Схема теплоснабжения будет комплексным документом перспективного планирования и развития системы теплоснабжения населённого пункта, в который помимо обоснованных мероприятий по эффективному и безопасному её функционированию также войдёт экологическая безопасность.

Положительная динамика по переходу на новую модель рынка тепла наблюдается уже сейчас. Это очевидно на примере Ульяновска, первого города в европейской части России, который перешёл на новую модель. Здесь инвестиции в инфраструктуру теплоснабжения были увеличены почти на четверть. В ближайшие 10 лет их общая сумма вырастет и вовсе в 10 с лишним раз. Финансирование в развитие теплоснабжения составит 9,5 млрд рублей.

Система теплоснабжения города, спроектированная полвека назад, в 2010-х годах работала на пределе, вопрос привлечения ресурсов для её обновления был приоритетным в регио­нальной повестке. К началу 2020 года полной замены требовали 69% теплосетей города. Для обновления системы теплоснабжения было принято решение использовать возможности закона об «альткотельной».

По инициативе властей региона и «Т Плюс» ценовая зона теплоснабжения заработала в городе с 2020 года. Благодаря переходу в ценовую зону снизилось количество повреждений на тепловых сетях, в ближайшем будущем сократятся и технологические потери – с 16 до 13%. Инвестиции также позволят перевести город на закрытую схему теплоснабжения, в которой на производство тепла будет расходоваться меньше топлива. При этом в 2020 году в городе был зафиксирован один из самых низких уровней роста тарифов на тепловую энергию для центрального теплоснабжения – 2,3%. Это в среднем, а для половины населения стоимость Гкал и вовсе поднялась всего на 0,5%.

В конце 2020 года на «альткотельную» перешёл Оренбург. Несмотря на существенный износ системы теплоснабжения, отопительные периоды здесь несколько лет проходили без серьёзных нарушений. Но обновление труб требовалось, как и везде. Переход регионального центра на «альткотельную» за 15 лет позволит нарастить инвестиции с 6,7 до 10,4 млрд рублей. Это позволит увеличить объёмы перекладок с текущих 2 до 4%, что на четверть сократит долю изношенных сетей. Кроме того, город сможет закрыть старые и неэффективные источники, а их нагрузка будет переведена на недозагруженные в настоящий момент ТЭЦ.

Ещё один пример изменения ситуации с теплоснабжением – Самара. В городе долгое время существовали проблемы с высокой степенью износа тепловых сетей. Масштабная авария зимой 2019 года, когда без тепла остались порядка 300 домов, стала отправной точкой неизбежных изменений. В ноябре 2020 года в городе завершился переходный период и полноценно заработали механизмы «альткотельной». Планируемые объёмы инвестиций в теплоснабжение города в период 2020–2034 годов составят 29,8 млрд рублей. Из этих средств больше половины будут вложены в модернизацию тепловых сетей, ещё 13 млрд рублей позволят заменить муниципальные сети. Это означает надёжное теплоснабжение для города.

Для компании же в первую очередь сократятся издержки на транспортировку ресурса и снизятся теплопотери. До 2034 года будет заменено свыше 300 км всех трубопроводов города. Это не только сети «Т Плюс», но и муниципальные и бесхозяйные трубы. Фактически будет полностью модернизирован самарский тепловой узел. А общий износ коммуникаций снизится от 72 до 57%.

Одна из главных задач перехода к новой модели рынка – добиться равной стоимости услуги для всех потребителей. По расчётам специалистов, этого удастся достичь в течение 10 лет. Единая стоимость услуги исключит ценовую дискриминацию потребителей.

Не менее важной задачей новой модели является создание условий для ухода с рынка неэффективных и устаревших источников тепла, которые раньше имели возможность наращивать тарифы вместе со своими растущими издержками и потерями.

В целом города получат современную и эффективную генерацию, а инвесторы – гарантированную окупаемость своих вложений за счёт эффективно работающей системы теплоснабжения, без сбоев и коммерческих потерь.

Совместный проект портала «Переток» и журнала «Энергия без границ».


14 апреля 2021 в 16:47

Другие статьи автора

В поисках взаимовыгодной модели

В осеннюю сессию новый состав Госдумы рассмотрит долгожданный для энергетиков законопроект о целевой модели рынка тепла, призванный изменить систему регулирования тарифов и взаимоотношений на рынке тепла. Сейчас тарифы на теплоснабжение образуются в основном по методу «затраты плюс», то есть конечная цена зависит от суммы заявленных затрат. Размер тарифа ограничен только «социальной целесообразностью» в виде предельных ограничений платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Затратный метод может обосновывать текущие издержки, но не служит основой для инвестиционных решений, а справедливая цена на тепло – это цена альтернативного решения для потребителя.