«Все изменения, происходящие в Минэнерго, отвечают вызовам времени»

В феврале исполнился год, как Анастасия Бондаренко, до этого 10 лет возглавлявшая юридический департамент Минэнерго, была назначена заместителем главы ведомства. К её компетенции относятся вопросы законопроектной работы министерства, госслужбы, антикоррупционных мер, а также развития кадрового потенциала отрасли. Статс-секретарь Минэнерго рассказала «Энергии без границ» о законотворческих планах властей в энергетическом секторе, о внутренних изменениях в министерстве и перспективах принятия знаковых для отрасли нововведений.

Анастасия Бондаренко

Законные изменения

– Бурную дискуссию в конце прошлого года вызвало решение о «закрытии списка регионов с особенностями функционирования» энергетики. Главы ряда регионов поспешили заявить о необходимости включения их территорий в перечень субъектов, энергообеспечение которых осуществляется по регулируемым договорам (РД). В чём суть изменений?

– Внесённый в Госдуму проект об ограничении перечня регионов, на которые распространяются особенности регулирования – так называемые регионы, работающие по регулируемым договорам, – в числе приоритетных для отрасли. Ранее перечень территорий устанавливался актом правительства; сейчас нами предложено прописать перечень в законе, потому что последствия введения особенностей регулирования в этих регионах напрямую влияют в том числе и на бюджетные расходы. Сейчас предполагается, что в статье 36 ФЗ-35 «Об электроэнергетике» будет дан полный перечень этих территорий – в него попадут те девять регионов, которые уже сейчас переведены на РД: это шесть республик Северного Кавказа, а также Тыва, Карелия и Бурятия.

У нас идёт проработка обращений регионов, не попавших в проект перечня. В законе мы зафиксируем перечень территорий, для которых устанавливаются особенности регулирования до 2027 года, с планомерным снижением доли РД начиная с 2023 года на 10% каждые полгода. В перспективе это позволит постепенно вернуть эти регионы на конкурентный рынок. Необходимость этого закона уже давно назрела, но мы действительно получаем обращения из ряда регионов, в частности из Забайкалья, о необходимости и их включить в этот перечень. При этом президент Владимир ПУТИН в ходе заседания президентской комиссии по ТЭК дал поручение не расширять более перечень «льготных» регионов и потребителей, которые получают преференции за счёт других участников рынка, а зафиксировать список и определить порядок и конечные сроки действия особенностей регулирования. В том же Забайкалье текущее положение вызвано особенностями социально-экономической ситуации в регионе. При этом тариф на энергию в Забайкалье ниже среднероссийского. Включение региона в перечень особенно не отразится на ценах для населения или среднего бизнеса – основным бенефициаром выступит самый крупный потребитель на территории Забайкалья – РЖД. Поэтому, проанализировав экономические последствия, правительство не поддержало предложение Забайкалья о включении его в перечень регионов на РД.

– Какие ещё законопроекты, разрабатываемые сейчас при участии Минэнерго, вы выделили бы в качестве наиболее значимых?

– Мы плотно работаем с комитетами Госдумы по законо­проекту о микрогенерации, внесённому в нижнюю палату правительством. Этот проект вводит понятие «объекта микрогенерации» и открывает путь для развития нового направления в возобновляемой энергетике. Любой гражданин (пока речь не идёт о жителях многоквартирных домов) получит право оснащать свой дом или дачу солнечной батареей или ветроустановкой, после чего станет как потребителем энергии из сети, так и сможет поставлять излишки в сеть в период работы его ВИЭ-оборудования. Эта деятельность для граждан не будет признаваться предпринимательской: связанный законопроект Минфина освобождает граждан от налога на доходы физических лиц при получении выгоды от использования ВИЭ-установок. Одновременно механизм определяет порядок расчётов «потребителя – производителя» со сбытовой компанией: по какой цене энергия частного ВИЭ-­генератора поставляется в сеть, как проводится оплата и пр. В дополнение к закону потребуется также принять подзаконные акты, которые будут уточнять порядок коммерческого учёта, техприсоединения и т. д.

Среди других законодательных инициатив, курируемых Минэнерго при принятии на Федеральном Собрании, стоит выделить также поправки в Кодекс об административных правонарушениях, уже принятые Госдумой в первом чтении. Они направлены на усиление административной ответственности за повторное самовольное подключение к электро- и теплосетям. Изменения увеличат штрафы за такие действия для физических, юридических и должностных лиц. Сейчас мы дорабатываем поправки в законопроект с тем, чтобы под действие ужесточённых норм попадали не только незаконные подключения к электросетям, но и врезки в газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы, а также соотносим нововведения с уже имеющейся ст. 215 прим. 3 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность по схожему составу.

Кроме того, у нас на площадке Госдумы находится законопроект о потребителях с управляемой нагрузкой. Сейчас мы прорабатываем подзаконные акты к нему на уровне правительства. Как только эта работа выйдет на завершающую стадию, мы ожидаем принятия этого закона Госдумой.

Разрабатывается сразу несколько законопроектов, касающихся вопросов безопасности в ТЭК. Один законопроект уточняет понятийный аппарат, совершенствует механизмы, предусмотренные ФЗ-256. Другой уточняет вопросы охраны объектов ТЭК средней и высокой категории опасности. Требования к частным охранным предприятиям, работающим на таких объектах, будут устанавливаться правительством и окажутся чуть жёстче, чем у других охранных структур.

Мы продолжаем обсуждать в правительстве законопроект о регуляторных соглашениях в электро­энергетике. Он вводит новую форму соглашений между энергокомпаниями и властями регионов, чтобы гарантировать определённый объём инвестиций под прозрачные и выполняющиеся тарифные решения.

Ещё один значимый законопроект, который поддерживает Минэнерго, хотя мы и не были его разработчиком, – поправки в Водный кодекс, которые сделают исключения из жёсткого запрета на размещение в водоохранных зонах складов горюче-смазочных материалов. С одной стороны, вопрос связан с размещением АЗС на берегах рек для развития водного туризма. С другой – у нас возникают трудности при размещении крупных объектов энергетики, которые по проекту обязательно должны быть оборудованы складами ГСМ. Такие вопросы, в частности, возникали у «Интер РАО» при строительстве электростанции в Калининградской области. Запрет предполагается снять для всех регионов, но только при положительном заключении государственной экологической экспертизы и при соответствии требованиям природоохранного законодательства.

Структурные изменения

– Значительные изменения в ближайшее время произойдут и в структуре самого Минэнерго. Как это связано с предстоящим лицензированием энерго­сбытовых компаний, которое планировалось провести в 2018 году, но затем было отложено до середины 2020 года?

– Изменения в структуре Минэнерго уже произошли в январе. У министерства появилась новая, весьма трудозатратная функция: для её выполнения создано новое подразделение – департамент лицензирования энергосбытовой деятельности. Набор в штат сейчас только начинается, в новую структуру будет принято до 35 специалистов. С 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии будет запрещено. Лицензию, по нашим предварительным оценкам, должны получить около 1,3 тыс. компаний. Фактически у каждой нужно будет проверить массу документов для подтверждения финансовой устойчивости, перечень услуг, качество обслуживания клиентов и т. д. Кроме того, отдельные требования, которые также надо будет проверять, предъявляются к директорам сбытовых компаний. Под этот значительный объём работы и создаётся новая структура, которая будет заниматься темой на постоянной основе, принимать и проверять документы, выдавать лицензии – на этот процесс и отводятся ближайшие 1,5 года. Хотя сам регламентный процесс выдачи лицензии занимает около 50 дней при отсутствии замечаний, но мы понимаем, что в реальности он будет занимать намного больше времени, особенно на первом этапе, когда сбыты будут только осваивать процесс получения лицензий.

– Правительству ещё необходимо утвердить полный перечень лицензионных требований к сбытам?

– Это так. Основные требования к потенциальным лицензиатам изложены в федеральном законе, но уточняющие требования по двум большим блокам – финансовой устойчивости и качеству обслуживания населения – будут оформлены актом правительства. В прошлом году его проект прошёл общественное обсуждение, к нему было высказано очень много замечаний и предложений. Сейчас он дорабатывается и будет снова вынесен на обсуждение экспертного сообщества, после чего, как мы рассчитываем, он будет принят.

– Достаточно ли отведённого времени для проведения процесса лицензирования, учитывая, что подзаконные требования пока не утверждены?

– Времени хватит. В проекте и был изложен максимальный набор требований, участникам рынка он известен. Корректировки, если и будут, то скорее в сторону уменьшения требований, изъятия избыточных норм; будут уточняться параметры, так что сбытовым компаниям уже в целом понятно, какие требования к ним будут предъявляться.

– Какие ещё структурные изменения происходят в Минэнерго?

– У нас также происходит внутреннее перераспределение функций в профильных департаментах. В Минэнерго были упразднены два департамента: административной и законопроектной работы, а также госслужбы и мобилизационной подготовки. Их функции сконцентрированы в двух новых департаментах. Первый – департамент законопроектной работы и развития кадрового потенциала – курирую я. Его основная функция – координирующая. Законопроектами, их подготовкой и разработкой, занимаются отраслевые департаменты: электроэнергетический, угольный, нефтегазовый и т. д. Но координацию, сопровождение проектов федеральных законов в Федеральном Собрании осуществляет этот департамент. В нём же будет сосредоточена вся антикоррупционная работа внутри министерства.

Мы собираем и анализируем справки о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера не только госслужащих, но и круга лиц подведомственных организаций. Документы направляют также генеральные директора, их замы и главные бухгалтеры. Всё это анализируется в том числе с точки зрения контроля за расходами. По факту крупной покупки оценивается доход семьи за предыдущий трёхлетний период. Если цифры не сходятся, то отчитывающийся обязан ­раскрыть источник средств. Этот же департамент выполняет функции по обеспечению прозрачности деятельности компаний ТЭК – то же декларирование сведений о доходах-расходах, отсутствие конфликта интересов… Эта работа проводится правительством и Росфинмониторингом, но мы в ней тоже участвуем. Департамент также отвечает за обеспечение социального партнёрства в ТЭК, взаимодействие профсоюзов и объединений работодателей.

Ещё две важные функции – кадровая политика внутри Минэнерго и развитие кадрового потенциала отрасли. Первая история больше бюрократическая: приём на работу по конкурсу, проведение квалификационных экзаменов, аттестации, отпуска, командировки... Но наиболее сложная задача сейчас – это второе направление, а именно: кадровый потенциал в ТЭК. Сейчас практика сложилась таким образом, что каждая компания сама готовит нужные ей кадры, взаимо­действие встраивается по принципу работы энерго­компании со своим конкретным вузом, что не всегда идёт на пользу всему сектору ТЭК.

Экономически более эффективно было бы формировать со стороны министерства отраслевой кадровый заказ и распространять наиболее успешные программы обучения, обмениваться ими. На сегодняшний день у нас нередко возникают ситуации, когда компания может разработать успешную эффективную программу обучения по конкретной специальности, но она будет недоступна коллегам по отрасли, которые продолжают учить своих сотрудников по устаревшим или стандартизированным программам. В этих условиях мы предлагаем Минэнерго как площадку для выстраивания более обширного взаимо­действия в сегменте подготовки кадров для отрасли для всех заинтересованных сторон: приходите, взаимодействуйте, обменивайтесь. Это, конечно, не значит, что надо терять конкурентные преимущества. Но мы за развитие экономики всей страны, и открытость в этом случае обернётся плюсами для всех участников процесса. Необходимо уходить от линейности, выстраивать взаимодействие между энергокомпаниями, вузами смежного профиля, подталкивать компании к формированию кадрового заказа с учётом перспективных инвестпланов, так как подготовка специалиста занимает 4–6 лет. Необходимо увязывать кадровые системы энергокомпаний и вузы в единую систему, создавать информационную базу и площадку для формирования сводного кадрового заказа без потерь для специфики узких отраслей и специальностей.

– Чем будет заниматься второй новый департамент Минэнерго?

– Вторая новая структура в Минэнерго, заменившая департамент госслужбы и мобилизационной подготовки, – департамент экономической безопасности в ТЭК. Он займётся как традиционным функционалом (мобилизационная подготовка и гражданская оборона), так и некоторыми новыми вопросами. С 2011 года в рамках ФЗ-256 Минэнерго занимается вопросами ­безопасности объектов ТЭК. По этому закону все объекты ТЭК оцениваются и признаются «более» или «менее» уязвимыми для террористических и иных угроз безопасности. «Менее уязвимые» или «системно не влияющие» не категорируются, а лишь учитываются как объект ТЭК. К «более уязвимым» относятся те, нападение на которые повлекут большие последствия, вред для экономики или населения. Они разбиваются на три категории: высокой, средней и низкой опасности. Категорирование этих объектов, внесение их в реестр – это тоже функции Минэнерго. К этой же работе сейчас присоединены функции по обеспечению защищённости критической информационной инфраструктуры.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами выделено отдельное направление работы – темы, требующие консолидации усилий: анализ судебной практики, экспертиза действий отдельных должностных лиц, компаний – участников рынка. Здесь мы тоже хотим создать единую информбазу и площадку для координации действий всех участников. Цель – обеспечение защиты интересов государства, в том числе как собственника долей участия в госкомпаниях.

– Кто из заместителей министра будет курировать новые департаменты по лицензированию и мобилизационной подготовке?

– Департамент лицензирования сбытов – Алексей Леонидович Текслер (позднее назначен врио губернатора Челябинской области и покинул Минэнерго – ред.); законопроектный и кадровый – я; экономической безопасности – Андрей Владимирович Черезов. Приказ о перераспределении обязанностей был подписан в конце ноября, сейчас готовим в него изменения в части названия новых департаментов.

Все эти изменения, как мне кажется, отвечают современным вызовам. Кроме того, мы давно не меняли структуру Министерства энергетики, она довольно стабильно работала последние шесть лет. Но проанализировав изменения в законодательстве, новые требования, пришли к выводу, что необходимо обновление. Оно позволит нам двигаться вперёд с правильным ускорением.

Совместный проект портала «Переток» и журнала «Энергия без границ»


20 марта 2019 в 17:24