Источник: Bloomberg
Платина, которая сегодня используется преимущественно в ювелирных украшениях и автомобильных каталитических конвертерах, обладает уникальной способностью реагировать с водородом, благодаря которой она эффективна как катализатор в топливных элементах. Anglo American Platinum и канадская Ballard Power Systems Inc. (BLD) проводят совместные испытания процесса энергоснабжения на основе топливных элементов, чтобы проверить, можно ли с его помощью наладить освещение в отдалённой деревне.
Испытание, проводимое в ЮАР, где добываются самые большие объёмы платины в мире, может в конечном счёте привести к более широкому распространению топливных элементов как источника электроэнергии в развивающихся регионах. Более 1,3 млрд людей во всём мире живут без электричества, и почти половина из них проживает в странах Тропической Африки согласно информации Международного энергетического агентства.
«Если вы ждали хороших новостей о платине, то рост спроса на топливные элементы определённо должен вас порадовать», – сказал по телефону Майкл Кавана (Michael Kavanagh), аналитик из компании Noah Capital Markets (Pty) Ltd. в Кейптауне.
В деревне Наледи Траст, расположенной примерно на 200 километров (124 мили) южнее Йоханнесбурга, по меньшей мере пять лет не было электричества, пока Anglo American Platinum и Ballard Power Systems не закончили установку системы в июле. Топливные элементы обладают мощностью примерно 15 киловатт, сообщила Клинта Пиллей (Kleantha Pillay), руководитель отдела рыночного развития Anglo American Platinum, крупнейшей компании по добыче платины в мире. Испытание продлится по меньшей мере год.
Топливные элементы
«Мы никогда прежде не испытывали мини-сеть на основе топливных элементов, – сказала Клинта Пиллей. – Включать свет жителям деревни должно быть так же просто, как и нам с вами».
Система в Наледи Траст работает на метаноле. Водород извлекается из топлива и подаётся через мембрану. В этот момент в ходе химической реакции, в которой платина участвует в качестве катализатора, производится электроэнергия.
В топливных элементах используется около 2,5–3 граммов платины на один киловатт генерирующей мощности, поэтому система, питающая светильники и холодильники в деревне, содержит около 45 граммов (1,59 унций) этого металла.
Затраты на развёртывание мини-сети на основе топливных элементов составляют около 200 000 долларов США. Если учесть операционные и капитальные затраты в следующие 20 лет, энергоснабжение 35 домов в Наледи Траст стоит 1,05 доллара США/киловатт-час.
По данным горнодобывающей компании Amplats в Йоханнесбурге, примерно столько же стоит строительство 8 километров национальной электросети. Топливные элементы могут стать менее дорогостоящим способом снабжения электроэнергией населённых пунктов, расположенных на расстоянии более 8 километров от национальной электросети и состоящих из 200 домов, каждому из которых требуется менее 3 киловатт-час в сутки.
Стимулирование спроса
Компании, добывающие платину, очень заинтересованы в распространении технологии топливных элементов, которое подстегнёт спрос на драгоценный металл, просевший в этом году на 13%. Такие системы также используются в качестве источников питания для вышек сотовой связи в отдалённых районах и вилочных погрузчиков, работающих на складах. Компания Amplats разрабатывает системы на основе топливных элементов, которые питают оборудование в деревенских школах и на добывающих предприятиях, включая головные прожекторы и электровозы.
Она также является одной из шести компаний, объявивших о создании Международного совета по вопросам инвестиций на рынке платины (World Platinum Investment Council), который будет стремиться к «развитию активного инвестиционного рынка» этого металла согласно заявлению в электронном письме.
Около 70% платины, добываемой каждый год, в итоге используется для создания украшений или производства каталитических конвертеров, контролирующих выбросы в автомобилях. По данным компании Johnson Matthey Plc., в Европе используется 25% всей добытой платины, при этом по уровню спроса европейские автомобилестроители уступают только китайским ювелирным компаниям.
Из-за неблагоприятной ситуации в европейской экономике в прошлом году автомобильный рынок показал худшие результаты продаж за последние 20 лет, а в этом году спрос растёт медленными темпами.
Транспорт на топливных элементах
Горнодобывающие компании тоже делают ставку на широкое распространение транспорта на топливных элементах в будущем, то есть электромобилей, работающих на топливных элементах, а не аккумуляторах. В июне компания Hyundai Motor Co. начала поставлять на рынок внедорожник, в котором применяется эта технология, а корпорация Toyota Motor Corp. вчера раскрыла подробные планы по запуску седана Mirai.
По оценкам IHS Automotive, к 2020 году мировой объём продаж малотоннажных автомобилей может достигнуть 100 млн штук. Если 1% этих автомобилей будет работать на топливных элементах, спрос на платину к этому времени может вырасти на 8%, сказала Клинта Пиллей.
Однако есть одно «но»: пока не ясно, смогут ли горнодобывающие компании удовлетворить потребности автомобилестроителей, сказал Майкл Кавана.
Новая отрасль
Он сообщил: «Факт в том, что в мире недостаточно платины, чтобы технология топливных элементов получила широкое распространение». По его словам, топливные элементы «останутся нишевой технологией, пока не станет понятно, как использовать меньше платины» в топливных элементах, применяемых в автомобилях.
Спрос на топливные элементы может в конечном счёте привести к образованию новой отрасли в ЮАР, где находятся самые большие разведанные запасы платины в мире и финансово неблагополучная государственная энергетическая компания, испытывающая трудности с удовлетворением спроса потребителей.
«Вся цепочка создания стоимости в секторе топливных элементов может находиться в ЮАР при условии достижения достаточного масштаба», – Годфри Олифант (Godfrey Oliphant), заместитель министра полезных ископаемых, сказал в августе, когда был запущен проект в Наледи Траст. По его словам, начиная со следующего года будет испытано не менее 300 топливных элементов в других деревнях.
Пока в Amplats оценивают систему на основе топливных элементов, жители Наледи Траст уже вынесли свой вердикт.
«Она работает очень хорошо, причём всегда, – сказал 92-летний Петрус Мвундла (Petrus Mvundla), стоящий возле своего неокрашенного четырёхкомнатного дома, опираясь на трость. – Люди довольны».