THE ECONOMIST: Адаптация к рынку

В условиях сокращения энергопотребления спасти энергетические компании от краха могли бы электромобили.

THE ECONOMIST: Адаптация к рынку

Самое распространённое выражение, которое в последние дни повторяют представители энергетической отрасли США, – это «взлёт цен». Второе по распространённости выражение – «падение «штопором». Спрос, подорванный экономической рецессией, так и не восстановился: в прошлом году американцы потребили на 2% меньше электричества, чем в 2007 году. Государственное агентство США по информации в области энергетики (EIA) прогнозирует, что в период до 2040 года темп роста спроса составит менее 1% в год.

Сегодня потребители приобретают намного больше электронных устройств, чем когда бы то ни было ранее, однако все эти устройства требуют для подзарядки всё меньше и меньше электроэнергии. Например, за последние пять лет телевизоры стали потреблять на четверть меньше электричества. Планшетные компьютеры и ноутбуки потребляют энергии меньше, чем настольные ПК, а благодаря появлению облачных технологий компании получили возможность экономить на содержании серверов, требующих мощного питания. Свой вклад в падение спроса вносит и развитие распределённой энергетики, охватывающей широкий спектр генерирующих мощностей, – от бытовых систем энергоснабжения на основе солнечной и геотермальной энергии до мини-электростанций, снабжающих электричеством крупные компании и студенческие кампусы.

От энергетических компаний мы требуем обеспечения бесперебойного электроснабжения. Выполнение этого требования означает, что хотя всё больше потребителей используют собственные источники энергии, эти компании должны, как и раньше, вкладывать средства в развитие и техническое обслуживание инфраструктуры. Стремясь избежать лишнего риска, руководители энергокомпаний вплоть до настоящего времени почти всегда реагируют на эту ситуацию одним и тем же образом: они продолжают строить традиционные генерирующие и распределительные системы, параллельно с этим добиваясь у регулирующих органов разрешения на повышение цен, чтобы оплатить свои издержки – в том числе посредством перекладывания их на потребителей, у которых уже есть солнечные батареи.

Однако такая стратегия лишь повышает конкурентоспособность электричества «домашнего разлива», и потребители в свою очередь покупают у энергокомпаний всё меньше и меньше электроэнергии, тем самым ускоряя «падение «штопором», в которое вовлекается отрасль. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что финансовые аналитики банка Barclays недавно понизили рейтинг ценных бумаг всех без исключения энергетических компаний США. Для этих компаний, постоянно нуждающихся в дешёвом финансировании, такое понижение рейтинга стало очень плохой новостью: если инвесторы отвернутся от отрасли, источники капитала иссякнут.

Энергетическая отрасль остро нуждается в новой модели бизнеса. По мнению Илайеса Хинкли (Elias Hinckley), специалиста по финансированию энергетики в юридической фирме Sullivan and Worcester, наиболее перспективный вариант этой модели связан с электромобилями, заряжающимися от сети. В настоящее время ежедневные расходы американцев на оплату энергии можно разбить на две большие части: около 1 млрд долларов США уходит на электричество и ещё 1,4 млрд тратится на топливо для автомобилей. До недавнего времени генерирующие компании не имели никакой возможности выйти на топливный рынок. Изменить ситуацию, по-видимому, поможет распространение электромобилей, заряжающихся от сети.

Сегодня по американским дорогам бесшумно ездят 250 тысяч электромобилей. Количество довольно скромное – на их долю в настоящее время приходится менее 1% всех продаж автотранспорта. Однако каждый год продажи электромобилей растут почти вдвое, ярко контрастируя с темпом роста всего автомобильного рынка страны, составляющего 5% в год. По данным компании Opower, продающей программное обеспечение для рационального использования энергии, семьи, владеющие электромобилем, который может заряжаться от сети, как правило, потребляют электричества на 58% больше, чем остальные. Недавно был опубликован доклад Эдисоновского электротехнического института (организации, выступающей координатором всей энергетической отрасли США), в котором электромобили, заряжающиеся от сети, названы источником «четвероякой выгоды» для энергетических компаний: они помогут увеличить спрос, решить стоящие задачи в области охраны окружающей среды, наладить более тесные взаимоотношения с потребителями
и сократить расходы путём электрификации собственного многочисленного автопарка.

Упущенные шансы

Тем не менее энергетические компании явно не горят желанием выйти на этот рынок. Ряд крупнейших из них (например, Dominion, NRG Energy и Duke Energy) общими силами построили несколько сотен станций для зарядки электромобилей. Другие запустили пилотные программы по выкупу электричества, накопленного в аккумуляторах электромобилей, и его перераспределению в периоды пиковых нагрузок на сеть. Однако ни одна из этих компаний до сих пор не предложила производителям электромобилей недорого устанавливать у покупателей бытовые зарядные устройства. Кроме того, сегодня менее 10% энергокомпаний предлагают владельцам электромобилей выкуп электроэнергии по специальным тарифам. По словам Илайеса Хинкли, тот факт, что энергокомпании не используют эти возможности для извлечения прибыли, поражает его до глубины души.

Энергетические компании предпочитают безучастно наблюдать, как другие фирмы, такие как ChargePoint, CarCharging и SemaConnect, занимаются строительством тысяч частных и общественных станций для быстрой подзарядки, беря на себя ту роль во взаимоотношениях с владельцами электромобилей, которую могли бы играть сами энергокомпании. Последние, считает Илайес Хинкли, никак не могут понять, что «у них есть реальный шанс на то, чтобы в буквальном смысле стать владельцами будущей транспортной инфраструктуры Америки».

Впрочем, следует отметить, что складывающаяся картина довольно неоднозначна, поскольку первые владельцы электромобилей (по крайней мере, в США) чаще всего оказываются и первыми среди тех, кто начинает производить собственное электричество. По данным Opower, у 32% владельцев электромобилей, заряжающихся от сети, на крышах домов установлены солнечные батареи (по-видимому, компания проводила опрос в благополучных западных регионах страны, имеющих в году больше солнечных дней). Благодаря использованию солнечных батарей они стали потреблять меньше электричества из сети, причём это сокращение слегка перевешивает прирост потребления на зарядку электромобилей, поэтому в чистом итоге эти люди покупают немного меньше электроэнергии, чем семьи, у которых нет ни электромобилей, ни солнечных батарей.

Всё это может означать, что с распространением электромобилей спрос на электроэнергию увеличится, а затем снова упадёт из-за повсеместного распространения солнечных батарей (их стоимость в последние пять лет упала вдвое). Такое развитие событий первыми ощутят жители богатых регионов США с солнечной погодой, затем придёт очередь остальных частей страны, а за ней и всего мира.

Несмотря на всё сказанное, энергокомпаниям всё-таки следует без промедления начать действовать – строить станции для зарядки электромобилей, заключать контракты с их владельцами на выкуп электричества, накопленного в аккумуляторах, а также, разумеется, устанавливать и обслуживать солнечные батареи (этим уже занимаются некоторые из них). Дело в том, что все эти направления бизнеса будут расти и развиваться ещё многие годы, в отличие от традиционной деятельности энергетических компаний. Выбор, стоящий перед этими компаниями, очень простой: или бездействовать, приближая собственный крах, или смело пойти навстречу радикально новому будущему.


Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28