По крайней мере так считают в инвестиционном банке UBS, недавно выпустившем свежий отчёт с прогнозом о том, что в недалёком будущем технологический прогресс в трёх областях – солнечной энергетике, производстве аккумуляторов и электромобилей – навсегда вытеснит традиционный метод производства электричества на основе крупных электростанций, работающих на каменном угле или природном газе. Согласно изданию Renew Economy, публикующему информацию об отчёте, переломный момент настанет около 2020 года. Именно к этому времени средства, вкладываемые среднестатистическим потребителем Германии, Италии, Испании и большинства других стран Европы в бытовую систему солнечных батарей с 20-летим сроком эксплуатации, а также в бытовое устройство аккумулирования энергии и электромобиль, начнут окупаться за шесть – восемь лет. А главное – эти расчёты будут верны, даже если государство полностью перестанет субсидировать солнечную энергетику.
«Иными словами, – говорится в отчёте, – немецкий потребитель будет получать электричество бесплатно в течение 12 лет», приобретя в 2020 году систему солнечных батарей.
Это означает, что после 2020 года, по-видимому, возникнет такая конфигурация экономических стимулов, которая начнёт подталкивать среднестатистическую европейскую семью к отказу от традиционной модели обеспечения электроэнергией, основанной на приобретении её у энергетических компаний. «К 2025 году прекратят работу не все [электростанции], – делают оговорку авторы отчёта, – и тем не менее мы берём на себя смелость утверждать, что в будущем на замену электростанциям, выводящимся из эксплуатации, не будут вводиться в строй новые».
Из результатов проведённого анализа также следует, что энергетические компании смогут успешно работать в этих новых условиях, только если займутся созданием интеллектуальных распределительных сетей, позволяющих намного эффективнее управлять спросом в рамках намного менее централизованной энергосистемы, в том числе благодаря созданию небольших локальных резервов электроэнергии и генерирующих мощностей.
Ожидается, что для отдельно взятой семьи этот новый подход к управлению энергообеспечением будет выглядеть следующим образом: по ночам происходит зарядка электромобиля, днём электроэнергия вырабатывается солнечными панелями, а излишки выработанного электричества запасаются в аккумуляторах, которые снабжают энергией дом по вечерам. По-видимому, часть электричества при этом всё равно будет поступать из централизованной энергосистемы для использования в короткие периоды суток, когда запасов солнечной энергии не хватает – в основном ранним утром. А создание интеллектуальных систем энергообеспечения жилищ позволит намного эффективнее удовлетворять спрос на электроэнергию.
По мнению экспертов UBS, пройдёт ещё немало времени, прежде чем электромобили вытеснят транспортные средства, работающие на нефтепродуктах. Тем не менее уже сегодня общая стоимость владения электромобилем Tesla Model S эквивалентна этому показателю для такого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, как Audi A7. В 2017 году Tesla планирует выпустить на потребительский рынок новую модель стоимостью в 35 000 долларов США.
По оценкам UBS, после 2020 года рыночная доля электромобилей начнёт расти ускоренным темпом и, по скромным подсчётам, составит 10%. Тем не менее, несмотря на значительный рост продаж электромобилей и гибридных автомобилей, которые можно заряжать от сети, в настоящее время эти транспортные средства составляют ничтожно малую часть мирового автопарка. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, чтобы среднемировая температура повысилась не более чем на два градуса Цельсия, доля автомобилей этого типа в мировом объёме продаж автомобилей к 2050 году должна составлять три четверти.
Из проведённого UBS анализа следует, что указанного переломного момента можно достичь лишь при условии комбинированного эффекта, который окажет одновременный прогресс в трёх областях – производстве солнечных батарей, аккумуляторов и электромобилей. Эксперты прогнозируют, что появление новых технологий создания аккумуляторов и увеличение объёмов их производства (в частности, благодаря «гигафабрике», которую планирует построить Tesla) к 2020 году позволит сократить их стоимость более чем на 50%. Аккумуляторы для электромобилей и бытовых устройств для хранения резервов электроэнергии подешевеют, а спрос на них вырастет. В результате доля электромобилей на рынке увеличится, создавая новые стимулы для дальнейшего развития технологий производства аккумуляторов, и эта циклическая зависимость будет укрепляться.
Одновременно с этим вырастет общая эффективность энергопотребления: если раньше обширные территории обслуживались одним-единственным источником энергии, то теперь потребление будет определяться множеством параметров на местном уровне. При этом уменьшится потребность в передаче электроэнергии на большие дистанции, а с ней и сократятся сопутствующие энергопотери.