Киловатты высокой культуры

Бывшие электростанции дали приют многим известным на весь мир музейным комплексам. Так городские власти убивают сразу несколько зайцев: исторический ландшафт сохраняется, а жители получают новый культурный объект. Но кризисная экономика предъявляет свои права: теперь, если старые ТЭЦ и реконструируют, то лишь на условиях скорой окупаемости.

Киловатты высокой культуры

Источник: fliсrk.com

Афродита и котлы

Античные статуи прямо посреди машинного зала – этим зрелищем не первый год заманивают посетителей в один из самых необычных римских музеев ­– Центр Монтемартини.

По обеим сторонам атриума, расположенного на первом этаже, здесь выстроились ёмкости для сжатого воздуха, который приводил в движение дизели этажом выше. Статуи Геры, Афины, Артемиды и Афродиты собрались в хоровод вокруг мощных машин. Неподалеку – два огромных двигателя соединены паровой турбиной, а прямо перед их панелью управления Ахилл держит умирающую царицу амазонок Пентиселею.

Древние скульптуры оказались по соседству с промышленной эстетикой практически случайно. В 1997 году из-за реорганизации в Капитолийских музеях сотни статуй на время перенесли в здание бывшей электростанции.

640px-Montemartini_-_facciata_1030415.JPG 3529052561_cdac3f7dbd_z.jpg

Выставку так и назвали – «Машины и боги». Экспозиция оказалась настолько популярной, что промышленная площадка осталась домом для многочисленных греческих и римских скульптур. Контраст между белым мрамором и тёмным, местами ёще замасленным металлом, приобрел и смысловую нагрузку. Сотрудники музея любят повторять, что таким образом в их галереях сочетаются духовные ценности древнего города с эстетикой эпохи, движимой сталью и паром.

Построенная в 1912 году, теплоэлектростанция стала первым объектом генерации для общественных нужд и более чем полвека исправно снабжала энергией основную часть Рима. Она получила свое название в честь её главного инженера Джованни Монтемартини.

Станцию поместили на берегу Тибра, чтобы обеспечить постоянный доступ к воде. Для своего времени мощность была вполне выдающейся – 7 тыс кВт с увеличением до 16 тыс. кВт за счёт установки дополнительных паровых турбин. Частично выводить объект из эксплуатации начали в 1963 году, затем, уже в 80-е, площадка постепенно трансформировалась в арт-центр.

До сих пор в Колонном зале, названном так из-за многочисленных котловых опор, на потолке красуются воронки для удаления угольной золы. Через люки отходы от топлива ссыпали в телеги, чтобы затем использовать для дренажа в римских садах и парках. В машинном зале в первозданном виде установлены два впечатляющих своими размерами двигателя. Распределительные валы каждого из них весят по 81 тонне, а их длина превышает 20 метров. Агрегаты поставили в апреле 1933 года, в присутствии Бенито Муссолини.

9451420823_248db9bfa0_z.jpg 3450680815_8351bab2e2_z.jpg

Теперь это часть масштабного проекта по превращению старейшего промышленного квартала Рима – Ostiense Marconi – в культурную зону.

Заглавные объекты

В мировых столицах – государственных и культурных – ещё немало бывших ТЭЦ, на месте которых поселились знаменитые музеи. В нескольких из них до сих пор можно оценить величие старых энергоагрегатов. К примеру, в стенах шанхайского музея «Электростанция искусства» (Power station of art), созданного в помещении бывшей угольной ТЭЦ. Внутреннюю планировку почти не меняли, часть агрегатов оставили в залах. Здесь расположились одновременно три музея – античного, традиционного и современного искусства.

Ещё одна ТЭЦ, давшая новому культурному объекту не только дом, но и имя, превратилась сегодня в главный филиал Музея прикладных искусств и наук под Сиднеем, который так и называется – «Электростанция». В нем можно найти коллекции, посвященные дизайну, коммуникациям, транспорту, медиа, компьютерным и космическим технологиям, а также паровым двигателям. До 1988 года в здании находилась электростанция «Ультимо», рассчитанная на обслуживание сиднейской трамвайной линии.

Как и Центр Монтемартини, запущенная в 1899 году «Ультимо» была первой крупной электростанцией в городе. Первоначально она работала на паровых двигателях американского производства с прямыми генераторами тока, затем их сменили британские турбогенераторы. В середине прошлого века пришлось модифицировать котлы, чтобы перевести мощности с дефицитного тогда угля на мазут. После закрытия трамвайной сети в Сиднее в начале 60-х годов станцию вывели из эксплуатации.

На 11 лет раньше сиднейской ТЭЦ в центре Москвы появился будущий Новый, или Малый Манеж, в то время – Георгиевская электрическая станция. Здание, возведённое «Обществом электрического освещения» тоже оказалось первым для города мощным источником электроэнергии: она имела шесть паровых котлов и четыре паровых машины, а постоянный ток поступал частным потребителям по подземным кабелям. Но в 1897 году на Раушской набережной построили Центральную электростанцию, а предшественницу остановили за ненадобностью. Георгиевскую же использовали под гараж для создаваемого в Москве таксопарка. Первые выставки в этом здании прошли еще в 1908 году – в рамках электротехнического съезда, где демонстрировали беспроволочный телеграф Попова. После этого вернуть выставочную функцию Манежу удалось только в 1994 году.

Культ за 30 млн фунтов

Примерно в тот же период, судя по реализованным архитектурным проектам, эпоха превращения знаковых энергоплощадок в музеи закончилась. Частные инвесторы, как и профильные чиновники, больше не направляют огромных средств на создание подобных культурных объектов «с нуля».

В последние годы масштабное расширение за счёт бывших промышленных площадей анонсировала лишь крупная галерея «Тейт Модерн», под которую в мае 2000 года была перепрофилирована электростанция Бэнксайд на южном берегу Темзы. Станция отметилась в мире искусства не только выставками. К примеру, в киноверсии «Ричарда III» именно она выступает в роли величественного лондонского Тауэра. В южной трети здания до сих пор находится подстанция, принадлежащая французской EDF Energy, однако эти площади вскоре тоже частично отойдут музею.

London_2.jpg gverovicilicinvertedhouse2.jpg

О расширении галереи было объявлено незадолго до Олимпийских игр 2012 года в Лондоне: предполагается, что под музей отдадут два подземных резервуара для хранения топлива, не используемых с 1981 года. На их месте планируется открыть кинозалы, площадки для дискуссии, инсталляций и перфомансов. Тогда сообщалось, что реконструкцию стоимостью 216 млн фунтов закончат в 2016 году.

Архитектор этого промобъекта на юге Лондона, Джилс Гилберт Скотт, известен дизайном знаменитой красной телефонной будки, а также еще одной лондонской электростанции, Баттерси. Её тоже предлагали в качестве площадки для «Тейт Модерн», но сочли слишком ветхой и неудобно расположенной.

Очертания Баттерси поклонники рок-музыки давно считают культовыми: изображение станции было на обложке пластинки Animals легендарных Pink Floyd, где рядом с трубами парит надувная розовая свинья. Кадрами ТЭЦ открывается фильм Хичкока "Саботаж", здесь же снимался один из эпизодов комедии "На помощь" с участниками "Битлз".

Концепций реновации площадки было множество – от тематического парка до огромных размеров киноцентра. Сообщалось также, что рядом может быть построен новый стадион для футбольного клуба "Челси" Романа Абрамовича.

После покупки малазийской компанией фасад здания со стометровыми трубами решено было сохранить, а территорию более 740 тыс кв метров – капитально реконструировать. На площадке станции появятся свыше 1000 элитных квартир, отель на 200 номеров и просторный торговый центр. По данным The Guardian, апартаменты в обновлённом здании будут стоить около 30 млн фунтов. Отвечая на претензии к дороговизне, инвесторы указывают на дорогостоящую инфраструктуру, необходимую для развития объекта.

По той же схеме будет реконструирована и третья, последняя по счету крупная электростанция на Темзе ­– Лотс Роуд, обеспечивавшая энергией лондонской метро больше века назад. Проект обойдется в миллиард фунтов стерлингов, затраты планируется окупить, прежде всего, за счёт коммерческой недвижимости. Аналогичную концепцию выбирают и американские инвесторы. Так, на месте крупнейшей электростанции к западу от Миссисипи создан жилой комплекс The Landmark.

Однако денег на то, чтобы сделать экс-электростанции объектами строго культурного профиля – например, теми же музеями – найти уже не удаётся.


Автор: Юлия Макарова

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20