Обама не сдержал тариф
Долгое время тарифы на коммунальные услуги в США оставались почти неизменными, делая американскую систему ЖКХ в глазах обывателей из других стран почти идеальной. Несмотря на то, что размер платежей сильно варьируется от штата к штату, американцы привыкли из года в год платить за свет, газ и воду примерно одинаковые суммы. Однако системный экономический кризис вынудил ряд компаний запустить процесс повышения тарифов, который, впрочем, может быть остановлен многочисленными судебными исками со стороны простых граждан.
Источник: shutterstock
В начале ноября жители штата Миннесота получили неприятный сюрприз. Одна из ведущих компаний, работающих в сфере ЖКХ – Xcel Energy, – подала запрос на повышение тарифов на электричество для жителей штата. Как утверждают в компании, повышенные тарифы будут действовать на протяжении двухлетнего периода, а вырученные за счёт повышения расценок средства корпорация намерена направить на более эффективное выполнение функций по охране окружающей среды.
Соответствующий запрос компания, которая работает в восьми штатах на Западе и Среднем Западе страны и обслуживает в общей сложности порядка 5 млн потребителей, направила в Комиссию штата Миннесота по ЖКХ.
«Наши клиенты рассчитывают на безопасность и надёжность поставок электроэнергии по приемлемой цене, и одобрение данного запроса позволит поддержать инвестиции, необходимые для выполнения этих ожиданий, – отметил Дэйв Спэрбри, президент и генеральный директор компании Northern States Power Co.-Minnesota, входящей в состав Xcel Energy. – Наше предложение позволит сделать счета более управляемыми и предсказуемыми и одновременно даст нам возможность обеспечивать высококачественное обслуживание и потребительскую ценность».
Согласно плану компании, с января будущего года расценки для потребителей увеличатся на 4,6%, то есть средний счёт за электроэнергию вырастет примерно на 4 доллара. В 2015 году рост тарифов составит 5,6%, однако в последующие годы Xcel Energy обещает повышать тарифы лишь на размер инфляции или и того меньше.
В том случае если повышение расценок утвердят, Xcel Energy собирается превратить дополнительные доходы в инвестиции.
Комиссия запланировала публичные слушания по вопросу о повышении тарифов на весну – лето 2014 года. Как ожидается, окончательное решение по этому вопросу будет принято в начале 2015 года. Если запрос Xcel Energy не будет одобрен, компании придётся компенсировать потребителям сумму «переплат».
Регулирование по-американски
Система тарифообразования в энергетике формировалась в США на протяжении последних полутора веков, являясь, по сути,
соглашением между коммунальным предприятием и правительством.
Компании ЖКХ принимают на себя обязательства выполнять свои функции в ответ на обещание властей устанавливать расценки, позволяющие полностью покрыть расходы, связанные с их выполнением, ну и, конечно, получать прибыль.
В настоящее время общенациональные вопросы в сфере тарифообразования находятся в ведении федеральных органов власти, в частности Федеральной комиссии по регулированию в области энергетики (FERC). FERC занимается вопросами транспортировки электроэнергии между территориями нескольких штатов, а также следит за ситуацией на оптовом рынке энергоресурсов.
Впрочем, её функции дополняются деятельностью регулирующих органов, работающих как в каждом отдельном штате, так и на местном (муниципальном) уровне. Как FERC, так и регулирующие комиссии штатов придерживаются в своей деятельности в целом схожих процедур. В любом случае все органы выполняют одни задачи: анализ обоснованности расценок, формирование структуры тарифов и информирование потребителей, распределение расходов между различными классами потребителей; разработку стандартов качества обслуживания и мер защиты прав потребителей.
В большинстве американских штатов руководителей комиссий назначают губернаторы, и лишь в некоторых – избирают. В любом случае полномочия регулятора ограничены законом, а принимаемые решения могут быть обжалованы в судах.
Встать, суд идёт!
В судебную плоскость, например, в обозримом будущем может перейти спор, возникший между различными группами населения в Калифорнии. Пока жители этого крупнейшего американского штата платят за электроэнергию по факту – сколько нажёг, столько и отдал. Однако обитатели более жарких районов Калифорнии, которым приходится активнее пользоваться кондиционерами и, как следствие, ежемесячно платить за электричество заметно больше, чем их «северным соседям», сложившейся ситуацией недовольны. Их представители предложили ввести единую для всех калифорнийцев обязательную ежемесячную надбавку в размере 10 долларов. Однако против такой уравниловки неожиданно выступили... «зелёные». По их мнению, такой подход ставит в явно невыгодное положение сторонников ВИЭ, которые оборудовали свои жилища дорогостоящими энергосберегающими устройствами или солнечными батареями.
Пока вопрос о введении надбавки находится на рассмотрении в сенате законодательного собрания штата, однако если принятое там решение не устроит какую-либо сторону, дело поступит в суд.
Впрочем, самостоятельно «биться» в судах или нанимать дорогостоящих адвокатов не обязательно – в США действует разветвлённая сеть обществ защиты прав потребителей, готовых отстаивать интересы плательщиков.
Гражданин имеет право
В США никто не мешает гражданам самим вмешаться в процесс ценообразования. Так, при проведении комиссиями штатов слушаний по установлению новых тарифов на электроэнергию предусмотрена возможность для выступления плательщиков, которые, хотя и не обладают экспертными знаниями, могут привести свои доводы в пользу неправомерности повышения тарифов. На практике комиссии, конечно, не расценивают соображения отдельных граждан как весомые аргументы, однако на конечном результате рассмотрения запросов о повышении тарифов (их коммунальные компании в США обычно подают один раз в 2–5 лет) подобные выступления могут сказаться. Например, предполагаемое повышение не отменят, но уменьшат.
Цена вопроса
В целом порядка 75% населения Соединённых Штатов электроэнергию поставляют частные акционерные энергокомпании, чья деятельность регулируется как раз властями штата (или штатов), где они работают. Остальным электричество поставляют компании, которыми на паях владеют объединённые в выборные структуры жители небольших городов, сельских районов и других административно-территориальных единиц.
Цена электроэнергии для потребителей в США, по данным за июль текущего года, которые распространило Управление энергетической информации Минэнерго страны, составляла 12,6 цента за кВт∙ч. Единственным исключением стали полностью островные Гавайи – для жителей этого штата расценки оказались заметно выше – 36,6 цента за кВт∙ч. Кстати, совсем недавно обитателям Гавайских островов опять не повезло: по данным компании Hawaiian Electric Co., в октябре этого года тарифы на электричество для населения снова поднялись. Причина – более высокие затраты на топливо для электростанций и рост цен на мощность, которая закупается у независимых производителей. В результате, по подсчётам Hawaiian Electric, за октябрь владельцы обычного дома на острове Оаху, потребляющего 600 кВт∙ч, заплатят 208,32 доллара.
Некоторые специалисты склонны связывать свои тезисы о неоправданно высоких тарифах на электроэнергию с жадностью сетевых компаний. Например, Уильям Пентлэнд, либерально настроенный юрист и автор ряда публикаций по вопросам энергетики, утверждает, что в 1995 году стоимость доставки электроэнергии компаниями, зарегистрированными как акционерные общества, составляла в США 7,1 цента за кВт∙ч, при этом на производство электроэнергии приходилось порядка 65% от её стоимости для потребителей. Сегодня же расходы на производство, по данным Института электричества Эдисона, составляют менее половины от конечной цены электроэнергии.
«Цена, которую потребители платят за электричество, выросла в результате повышения стоимости опор ЛЭП и проводов, на них приходится более половины той суммы, которая значится в обычном ежемесячном счёте индивидуального бытового потребителя за электричество», – отмечает Пентлэнд в комментарии, размещённом на сайте журнала Forbes.
Его видение решения этой, казалось бы, парадоксальной ситуации полностью совпадает с выводами, содержащимися в докладе, подготовленном специалистами Массачусетского технологического института. Собственно, основные, на его взгляд, выдержки из этого документа, озаглавленного «Будущее электросетей», г-н Пентлэнд тоже приводит в своем материале: «Ситуация, сложившаяся в отношении оптовых затрат на производство электроэнергии, привела к тому, что в 1990-х годах многие крупные промышленные и коммерческие потребители в штатах, где действовали высокие регулируемые тарифы, начали добиваться реструктуризации и конкуренции поставщиков с тем, чтобы они могли начать закупки у оптовых поставщиков, обеспечив снижение затрат, или запустить собственное производство. В ближайшие десятилетия такую же ситуацию можно будет наблюдать и среди менее крупных коммерческих и бытовых потребителей».
Уильям Пентлэнд отмечает, что если разрыв между стоимостью производства электроэнергии и ценой, которую платят потребители, станет слишком большим, такая ситуация может «угрожать нынешнему политическому равновесию», сделав вопрос о росте тарифов на ЖКХ предметом не судебных, а политических баталий.
Автор: Константин Еловский