Топ-менеджер GE Уильям Ховард: «Энергетики не должны бояться стать диджитал»
Шопинг, банковские операции, транспорт – интернет-решения сегодня охватывают почти все сферы нашей жизни. Уильям Ховард, старший продакт-менеджер в General Electric Power Digital и член консультационного совета Renewable Energy World Europe, объясняет, почему энергетический сектор также должен перейти в так называемую цифру.
Источник: Mascha Tace/ Shutterstock.com
Мы живём в цифровой век. Сегодня люди всё делают в режиме онлайн, даже голосуют на выборах сидя за компьютером. И энергетика – отнюдь не исключение из этой всеобщей цифровой трансформации. Потребители заинтересованы в новых диджитал-решениях, помогающих, в том числе, сэкономить на электричестве.
С распространением технологии Smart grid («умных» сетей), солнечных панелей на крышах жилых домов и энергохранилищ, простые люди получили возможность создавать собственные сети, генерировать своё электричество и продавать его друг другу, уравновешивая спрос и предложение в рамках своего локального сообщества. Теперь они могут даже зарабатывать на этом.
Разумеется, что такое положение вещей – это прямая угроза коммерческим интересам энергокомпаний. Но энергетики не должны прятать голову в песок перед лицом этой угрозы. Напротив, им следует, наконец, решиться стать диджитал. Лишь путём глубокой трансформации энергетическая отрасль сможет удовлетворить запрос потребителей на доступное, устойчивое и надёжное энергоснабжение сегодня и в будущем.
Если энергетический сектор сделает всё правильно, то диджитализация окажет на него мощное позитивное воздействие. Но достичь этих изменений спустя рукава не получится.
Лицом к потребителю
Цифровая трансформация – это больше, чем просто точечное внедрение технологий. Речь идёт о людях и процессах, способных изменить бизнес-модели энергокомпаний, развернув их, как говорится, лицом к потребителю. Эти изменения включают в себя использование данных и аналитики для принятия более эффективных решений. Поэтому сегодня всё более значимой становится способность компаний к быстрой адаптации и постоянному совершенствованию всей цепочки: от генерации электроэнергии до её поставки конечному потребителю.
В первую очередь энергетическому бизнесу следует начать собирать и обрабатывать данные, поступающие от генерирующего оборудования, чтобы правильно оценивать состояние своих активов, предсказывать, когда они могут выйти из строя, и составить верное расписание профилактических работ. Только так компании смогут снизить затраты на поддержание своей инфраструктуры, устраняя проблемы до того, как они станут по-настоящему серьёзными.
Этот подход можно распространить на всю бизнес-стратегию, в том числе и через внедрение платформы IIoT (индустриальный «Интернет вещей»), помогающей связать локальные технические решения в единое целое. Ведь множество небольших улучшений в совокупности способны принести огромные преимущества.
Цифровые системы способствуют массовому развёртыванию и внедрению улучшений. Нередки случаи, когда продвинутые сотрудники находят простое и недорогое решение той или иной проблемы с помощью доступных средств (например, того же Excel), но их находка не получает должного развития и не идёт дальше отдельного подразделения. Компании, более тесно связанные с помощью цифровых инструментов, могут быстрее обмениваться решениями, так что хорошие идеи в них приводят к действительно впечатляющему результату.
Цифровая трансформация поможет энергокомпаниям лучше выстраивать отношения с потребителями. Это не означает просто сбор пользовательских данных для отправки клиентам поздравительных открыток. Очевидно, что для потребителей крайне важна возможность быстро и просто платить за электричество онлайн.
Цифровые коммуникации и «Интернет вещей» позволяют производителям электроэнергии дистанционно измерять количество электроэнергии, потраченное тем или иным пользователем, и оповещать клиентов, если что-то пошло не так. К примеру, существуют технологии, оповещающие владельца «умного» дома о том, что в его отсутствие на протяжении нескольких часов не работал холодильник, так что хранящиеся в нём продукты небезопасны. Энергокомпаниям стоило бы взять подобные решения на вооружение. Такого рода «добавочная стоимость» может не только существенно улучшить жизнь потребителей, но и подтолкнуть бизнес от простой продажи киловатт/часов к тому, чтобы стать продвинутым поставщиком услуг современным домохозяйствам. Но чтобы развивать эти сервисы, энергокомпаниям, безусловно, понадобится определённая смелость.
Окунаясь в цифровой мир
Меняться всегда трудно. Особенно когда нет руководства к действию от регулятора. Но с другой стороны, правительству трудно регулировать то, что оно ещё не видело в работе. Отрасли не стоит ждать того момента, когда государство скажет ей, что делать и в какую сторону развиваться. Напротив, энергетики должны использовать возможность самим сформировать среду, в которой им комфортно будет работать. Нужно просто нырнуть в эту цифровую среду. А регуляторы последуют за вами.
Множество компаний по понятным причинам сникли перед масштабом этой проблемы. Но переход в так называемую цифру можно начать с простых вещей, которые, с одной стороны, не обеспокоят регуляторов, а с другой – быстро окупятся. Существует множество доступных облачных решений, которые просто внедряются и обеспечивают быстрый возврат инвестиций.
Реальный риск заключается как раз в том, чтобы опоздать на этот цифровой поезд. Сегодня энергокомпании имеют реальный шанс не только серьёзно усовершенствовать систему управления своими активами, но и обеспечить потребителей важными и востребованными услугами, став важнейшей частью их жизни, как это уже сделали банки и технологические гиганты. Рано или поздно кто-то воспользуется этим шансом. И лучше набраться смелости, чтобы быть на этом пути первым.
Источник: energydigital.com