Deutsche Welle: Кабинет министров Германии реформирует энергорынок

Правительство Германии согласовало основные параметры изменения правил функционирования энергорынка. Государственные реформы шокировали сторонников возобновляемой энергетики. По их мнению, принятые нововведения серьёзно тормозят переход страны к светлому ВИЭ-будущему.

Deutsche Welle: Кабинет министров Германии реформирует энергорынок


Федеральное правительство Германии одобрило новые правила, регламентирующие процедуру компенсации за производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Фактически речь идёт о масштабных изменениях Закона о возобновляемой энергии от 2000 года (EEG). В своё время этот законодательный акт установил агрессивную систему субсидирования тарифов, по которой сетевые компании были обязаны закупать электроэнергию от любой ветровой или солнечной электростанции по фиксированной ставке на протяжении 20 лет. При этом сами тарифы были сознательно завышены, чтобы сделать ВИЭ-проекты прибыльными даже при высоких ценах на ветровые турбины и солнечные панели.


По мере удешевления ВИЭ-технологий регуляторы постепенно снижали тарифы для новых «зелёных» мощностей. На протяжении последних 16 лет именно EEG обеспечивал бурное развитие ветровой и солнечной энергетики в Германии. Результатом такой поддержки стал рост доли ВИЭ в энергосистеме страны с 6% в 1999 году до 17% в 2010 и до 33% в 2015 году.

Энергетика Германии в 2015 году:
hjjhhjhjhj.png

От господдержки – к свободному рынку

Немецкий EEG косвенно подстегнул развитие возобновляемой энергетики по всему миру – создание огромного гарантированного рынка для возобновляемой энергии мотивировало инвесторов вкладываться в совершенствование «зелёных» технологий. Некоторые страны последовали примеру Германии, принимая у себя законы, подобные EEG. Долгие годы именно ФРГ была примером для подражания в плане перехода к возобновляемой энергетике. Но теперь германское правительство решило отправить сложившуюся систему в утиль. С января 2017 года в стране начнёт работать система конкурентных торгов, на которых право развивать конкретный ветровой или солнечный проект будет предоставляться любому кредитоспособному инвестору, предложившему самую низкую цену за кВт∙ч по 20-летнему контракту. В результате цена чистой энергии для потребителя должна неуклонно снижаться.

Долгие годы именно ФРГ была примером для подражания в плане перехода к возобновляемой энергетике. Но теперь правительство Германии решило отправить сложившуюся систему в утиль.

Министр энергетики и экономики, вице-канцлер Германии и лидер германской социал-демократической партии Зигмар Габриэль, выступая с презентацией реформы, назвал её «сменой парадигмы» в энергетической политике. «Германия откажется от государственного регулирования цен и перейдёт к более рыночной системе ценообразования», – подчеркнул политик.

Бутылочное горлышко

Одно из наиболее спорных положений реформы распространяется на Северную Германию. Там развитие новых проектов в области ветроэнергетики ограничили искусственно, установив верхний лимит по объёму ежегодно вводимых в строй ветровых мощностей.

По словам чиновников, это сделано для того, чтобы темпы развития ВЭС не опережали создание новых магистральных сетей, по которым ветровая энергия с севера поставляется в промышленно развитые южные районы. «В прошлом году сетевые операторы заплатили миллиарды евро за ветровые мощности, которые так и остались невостребованными», – сетует Габриэль.

jhjhjhjhjhjhjhj.jpg
Экологические активисты и производители оборудования для ВИЭ – главные противники реформ. В немецкой индустрии возобновляемой энергетики заняты более 350 000 человек.

Правительство ограничивает строительство новых ветровых мощностей в тех регионах, где в сетевом комплексе сложилась ситуация «бутылочного горлышка». Ограничения будут действовать до тех пор, пока местные сети не смогут обеспечить необходимую пропускную способность для ВЭС. «Так мы стимулируем развитие сетевого хозяйства», – объясняет Габриэль. Эксперт по энергетике партии зелёных Оливер Кришер категорически с этим не согласен. Он рекомендует правительству взглянуть на причины образования сетевых «бутылочных горлышек» внимательнее. «Проблема перегруженности сетей решится, когда крупные угольные и газовые электростанции начнут гибко реагировать на ситуации перепроизводства, возникающие в ветреные или солнечные дни», – говорит Кришер. Однако правящая коалиция отказывается даже обсуждать такую возможность. По мнению Кришера, чиновники избегают малейшего столкновения с группами инвесторов, жизненно заинтересованных в развитии традиционной генерации.

Языком цифр

Цель правительства – удержать долю ВИЭ в энергобалансе страны на уровне 45% к 2025 году. Для этого нужно стабилизировать розничную цену на электричество, позволив энергокомпаниям по-прежнему сжигать значительные объёмы дешёвого угля.

Реформа ограничивает ежегодную совокупную мощность вводимых в строй наземных ВЭС на уровне 2,9 ГВт. Речь идёт о 600–900 новых турбинах, в зависимости от их мощности. Для офшорных ветропарков правила остаются прежними: до 2030 года 15 ГВт ветровых мощностей морского базирования будут поддержаны щедрыми субсидирующими тарифами. Объём производимого ими электричества сопоставим с энергией от 15 угольных электростанций. Что касается фотовольтаики и биогаза, ежегодно через конкурентные торги по новой процедуре будут проходить объекты общей мощностью 600 и 150 МВт соответственно.

hjhjhjhjhjh.jpg

«Зелёные» негодуют

Критики реформы убеждены, что эти ограничения не просто замедлят переход Германии к чистой энергетике, но сделают его невозможным. В результате множество людей, занятых в индустрии ВИЭ, потеряют работу, а страна утратит статус технологического лидера в производстве турбин и солнечных панелей.

Президент Ассоциации ветровой энергетики Германии Херманн Альберс уверен: «Вместо ограничений и избыточного регулирования отрасли нужны стабильная динамика наращивания мощностей и передача ответственности за генерацию “от угля и ядерной энергетики к ВИЭ”».

Между тем предпринятые правительством реформы нашли поддержку у немецких промышленных ассоциаций, объединяющих основных потребителей электроэнергии в стране, а также у VKU – Ассоциации муниципальных предприятий, в которую входит множество генерирующих компаний, вложившихся в электростанции на традиционном топливе. «Переход к более доступной энергии возможен только на основе конкурентных торгов», – утверждает глава VKU Катерина Райхе.

Экология под угрозой

«В результате предложенных правительством реформ цели германской климатической политики, а именно стремительное снижение объёма углеводородных выбросов, окажутся под угрозой», – считает Клаудиа Кемферт, старший энергетический экономист Германского института экономических исследований. Вице-канцлер Габриэль в корне не согласен с такой точкой зрения. «Мы сможем достичь заявленных климатических показателей лишь в том случае, если добьёмся ощутимого прогресса не только в строительстве новых «зелёных» мощностей, но и в транспортировке электричества и в производстве тепловой энергии», – убеждён чиновник.

Предложенные изменения в Закон о возобновляемой энергии уже утверждены Кабинетом министров Германии. На очереди – обсуждение EEG в бундестаге. Как ожидается, окончательное решение по реформе будет принято не позднее летнего перерыва в парламенте, который начинается 8 июля.


Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57