Энергомост Россия – Япония планируется построить к 2020 году
В перспективе развитие проекта позволит «Интер РАО» обеспечивать электроэнергией основной регион её потребления в районе агломерации Токио на острове Хонсю.
Источник: РИА новости
О возобновлении работы над проектом энергомоста Россия – Япония заявил на Восточном экономическом форуме председатель правления компании «Интер РАО» Борис Ковальчук.
Об организации экспорта электроэнергии в Японию всерьёз заговорили на рубеже прошлого и нынешнего веков. Спрос на электроэнергию со стороны восточных соседей стремительно растёт. Тому есть ряд причин. В Японии низкий уровень резервов мощностей, электроэнергия дорожает, незначительные объёмы запасов собственных природных ресурсов не позволяют в полной мере удовлетворять нужды страны в электроэнергии. В 1999–2000 годах РАО «ЕЭС России» и компания «Марубени Корпорейшн» даже совместно подготовили предварительное ТЭО проекта. Однако развития идея не получила.
Толчком для нового витка работ по строительству моста стали трагические события на АЭС Фукусима – тогда энергосистеме Японии был нанесён серьёзный удар. Неудивительно, что с инициативой возобновить сотрудничество в этом направлении в «Интер РАО» обратилась именно японская сторона.
Переговоры начались в конце 2012 года. А уже в 2013 году «Интер РАО» приступила к формированию предварительного технико-экономического обоснования проекта. Специалисты компании посетили возможные площадки размещения электростанций на Сахалине, проработали возможные маршруты поставки электроэнергии в Японию, провели рабочие встречи с японскими партнёрами и представителями Министерства экономики, торговли и индустрии Японии (METI).
Два этапа
Реализацию проекта предполагается провести в два этапа. Первый должен обеспечить генерацию и транспортировку электроэнергии на остров Хоккайдо.
Для этого на острове Сахалин на борту угольного месторождения «Солнцевская-2» в районе города Углегорска предполагается построить угольную электростанцию установленной мощностью 1050 МВт. Рассматриваются и альтернативные варианты размещения станции – в районе посёлка Ильинский (в этом случае будет использоваться привозной уголь с месторождений «Солнцевское-2») или на месте существующей Сахалинской ГРЭС. В любом случае возможность обеспечения проекта углём в долгосрочной перспективе подтверждена ПАО «Сахалинуголь».
Параллельно предполагается построить линию электропередачи постоянного или переменного тока до пролива Лаперуза, затем подводный участок ЛЭП постоянного или переменного тока плюс расширить существующую или построить новую ЛЭП по японской территории. Для решения этой задачи к проекту логично подключить компанию «Россети». При этом возможность участия в строительстве подводного участка уже подтвердили японские, европейские и отечественные компании, обладающие соответствующими технологиями, такие как ABB, Prysmian, ГК «Комплексные энергетические решения», Sumitomo, Toshiba.
Все эти работы планируется выполнить до 2020 года.
На реализацию второго этапа отводится ещё пять лет – с 2021 по 2026 год. Он предполагает увеличение мощности угольной электростанции на дополнительные 1050 МВт.
В зависимости от конъюнктуры рынка газа проект может быть увеличен за счёт газовой электростанции мощностью 800 МВт, построенной в южной части острова Сахалин – в районе действующего завода СПГ в посёлке Пригородное. В качестве альтернативного местоположения рассматривается посёлок Ноглики на газовом месторождении «Сахалин-3». Вполне возможно, что в строительстве станции примут участие «Газпром» и «Роснефть».
Финальные технические параметры проекта, а также стоимость реализации электроэнергии будут определены по результатам предварительного ТЭО, ТЭО и переговоров с японской стороной.
Плюс электрификация всей страны
Проект предполагает и дальнейшее развитие. Основной спрос на электроэнергию в Японии формируется в центральной части острова Хонсю – в районе агломерации Токио и промышленных районов г. Осака. И как раз там резервы мощностей сейчас очень малы: в Токио до 7%, в регионе Осака до 6%.
Электроэнергию, предоставляемую для нужд Хоккайдо, уже на первом этапе можно будет передавать оттуда на Хонсю по существующему подводному переходу постоянного тока Kitahon, соединяющему оба острова. Ну а в долгосрочной перспективе (2026–2050 гг.) проект может быть продолжен и расширен за счёт объединения энергосистемы Сахалина с ЕЭС России и строительства подводного участка ЛЭП с острова Сахалин до основных регионов потребления электроэнергии в Японии на Хонсю.
В этом случае дополнительные поставки электроэнергии в Японию могут быть обеспечены за счёт использования гидропотенциала Дальнего Востока России и Сибири.
Рассмотрены и варианты реализации электроэнергии, сообщил Борис Ковальчук, которые предполагают долгосрочный offtake-контракт с одной из японских региональных вертикально интегрированных энергокомпаний или компаниями – крупными потребителями электроэнергии и (или) крупной розничной компанией (например, Softbank), планирующей реализацию электроэнергии розничным потребителям.
Закон и деньги
Предварительное ТЭО обозначает, что работы по строительству энергомоста должны начаться в 2016 году. Но к этому времени предстоит преодолеть немало препятствий объективного толка.
Например, сообщил глава «Интер РАО», сейчас японское законодательство не предусматривает юридической возможности импорта электроэнергии в страну. Такая проблема потребует активного межправительственного диалога для изменения законодательной базы страны-партнёра, чтобы предоставить возможность заключить соответствующее межправительственное соглашение.
Масштаб строительства таков, что реализовать его без государственной поддержки будет крайне сложно. По словам Бориса Ковальчука, компания оценивает инвестиции в реализацию проекта в сумму до 7 млрд долларов.
Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество, налогу на прибыль и прочих налогов по проекту со стороны Российской Федерации и Японии значительно облегчит финансовое бремя, которое ляжет на «Интер РАО» и японских партнёров компании при строительстве такого стратегически важного объекта, как энергомост Россия – Япония. В «Интер РАО» рассчитывают и возможность льготного финансирования проекта со стороны российских и японских банков и инфраструктурных фондов (JBIC, РФПИ, Фонд развития Дальнего Востока).
Автор: Валентин Кулявцев