Источник: SHUTTERSTOCK
ПАО «Россети» заявляет об огромных долгах сетевому комплексу за услуги по передаче электроэнергии: суммарно 128 млрд рублей, в том числе 84 млрд рублей – долги со стороны гарантирующих поставщиков. ГП имеют встречные претензии – 44 млрд рублей неоплаченных потерь в сетях. Разногласия по суммам взаимных долгов становятся предметом постоянных судебных тяжб сетей и сбытов. Например, только у МРСК Урала по состоянию на 1 июля этого года в судах различных инстанций рассматриваются более 500 исков на сумму около 7,3 млрд рублей.
«Россети» уже давно пытаются исправить эту ситуацию. Ещё в конце февраля 2014 года замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко говорил, что министерство предложит лишать сбытовые компании статуса гарантирующего поставщика за долги перед сетевыми организациями.
Соответствующий проект постановления наконец разработан. Он предусматривает лишение энергосбытовой компании статуса гарантирующего поставщика в случае, если сетевая организация инициирует процедуру банкротства и суд вводит в ГП процедуру наблюдения. При этом в число кредиторов проблемного сбыта попадает только эта сетевая компания (и не попадают поставщики оптового рынка). Кроме того, по закону сетевая компания получит статус гарантирующего поставщика до момента проведения нового конкурса на определение ГП региона.
Текст требует серьёзной доработки, считают в Некоммерческом партнёрстве гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). «Предлагаемые изменения создают стимулы и механизмы по перехвату сетевыми организациями статуса гарантирующего поставщика в свою пользу», – говорится в письме председателя правления НП ГП и ЭСК Натальи Невмержицкой в Минэнерго. По мнению НП, сетевые компании могут и будут пытаться искусственно создавать условия для лишения энергосбытовых компаний статуса ГП по указанному основанию.
Наталья Невмержицкая обращает внимание, что расчёты на оптовом рынке прозрачны, а с сетями – нет. Сетевые организации могут сами влиять на размер финансовых обязательств, не соглашаясь, например, с размером полезного отпуска электроэнергии и величиной потерь. «Обязательства между сетевыми и сбытовыми компаниями носят взаимный характер, сетевые организации своими действиями могут существенно влиять на финансовое положение гарантирующих поставщиков», – говорится в письме предправления партнёрства.
Согласно новому постановлению правительства, для возбуждения процедуры банкротства сетевой организацией достаточно задолженности всего в 100 тысяч рублей, не оплаченной в течение трёх месяцев. «Таким образом, сетевые компании оказываются в существенно более выгодном положении по сравнению с поставщиками ОРЭМ», – отмечают в НП.
С этим мнением согласны в группе «Т Плюс», компании – гарантирующего поставщика в нескольких регионах России. «По действующему сейчас законодательству банкротству могут быть подвергнуты организации за долг в 100 тысяч рублей. Для рынка с оборотом в десятки и сотни миллионов рублей это крайне незначительная сумма, что может стать поводом для злоупотреблений», – сказали «Переток.ру» в пресс-службе компании.
Но самое важное, считают энергосбыты, принятие проекта постановления в текущей редакции не достигнет свой цели по снижению задолженности перед сетевым комплексом. Дело в том, что долги сбытов перед сетями в основном вызваны либо массовыми неплатежами потребителей, либо наличием крупного должника (ЖКХ, УК, бюджет, проблемные неотключаемые потребители) на розничном рынке. «Поэтому даже в случае перехода статуса ГП к сетевой организации «мёртвая» дебиторская задолженность на розничных рынках, а также текущая задолженность потребителей не уменьшаются, а увеличиваются», – считают в НП ГП и ЭСК. «Без существенного изменения механизма воздействия на должников (в том числе так называемых неотключаемых – бюджетных, ЖКХ, непрерывных производств) долг сетевым организациям сильно не снизится», – говорят в «Т Плюс».
Платежи в рознице являются одной из самых болезненных тем для электроэнергетики: на начало июля задолженность потребителей перед гарантирующими поставщиками составила около 167 млрд рублей (год назад – 151 млрд рублей). В условиях, когда не платят потребители, а возможность привлекать кредиты для покрытия кассовых разрывов не бесконечна, гарантирующим поставщикам крайне трудно рассчитываться в срок. И если на 1 января 2014 года ГП были должны распредсетям 65,5 млрд рублей, то на 1 июля – уже более 80 млрд рублей. При этом на оптовом рынке действуют суровые санкции: высокие пени за просрочку и риск лишиться статуса гарантирующего поставщика. Поэтому на опт ГП стараются платить без задержек.
Партнёрство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний предлагает Минэнерго доработать проект постановления. Реестр кредиторов должен быть единым – чтобы все, кому должен «проблемный» ГП, имели равные права на получение задолженности. Основанием для лишения статуса ГП за долги перед сетевыми организациями должен быть не только факт введения наблюдения в рамках процедуры банкротства, но и одновременно наличие существенного долга (как перед поставщиками на ОРЭМ не менее чем за два расчётных периода). При этом реальную величину задолженности ГП перед сетевыми организациями должен определять независимый от сетевиков орган, например НП «Совет рынка».
У сетевого комплекса свои предложения. В их числе – ввести авансовую систему расчётов гарантирующих поставщиков за услуги по передаче электроэнергии, а также финансовые гарантии, аналогичные тем, что действуют на оптовом рынке. Увеличить ставку пени за просрочку платежей в адрес сетей – чтобы она была такой же, как действующая на оптовом рынке.
Но самой эффективной мерой исправить ситуацию могло бы быть повышение платёжной дисциплины на розничном рынке: если потребители будут вовремя платить гарантирующим поставщикам, у последних не будет проблем с расчётами перед сетями. Законопроект, призванный решить эту проблему, обсуждается уже два года и, как надеются в Минэнерго, будет принят Госдумой в осеннюю сессию.