С государством дешевле
Прогнозируемый в Генсхеме рост энергоцен к 2042 году с 3,3 рубля до 6,6 рубля за 1 кВт•ч можно замедлить в случае принятия правительством дополнительных решений о льготном финансировании и других мерах, снижающих затраты в отрасли, сообщил сегодня на заседании комиссии РСПП по электроэнергетике директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов. Темой обсуждения стала ценовая динамика на ОРЭМ на среднесрочную перспективу до 2030 года и на горизонте Генсхемы-2042.

Пока цены на российском рынке конкурентны, но ценовые перспективы вызывают беспокойство, признала глава набсовета «Совета производителей энергии» (СПЭ), член правления «Интер РАО» Александра Панина, уточнившая, что выступает с позиции экспортёра электроэнергии. В конкурентной гонке победят те, чья будущая выработка окажется дешевле. Ключевыми моментами здесь являются цены на топливо и стоимость строительства новой генерации, отметила г-жа Панина.
«Потребителей волнует цена на электроэнергию, но не волнует цена на газ. Нет беспокойства, почему цена на газ так быстро растёт? Или цены на уголь? А согласно прогнозу социально-экономического развития, они продолжат расти, цены на газ будут увеличиваться ежегодно, опережая инфляцию», – сказала она.
Впрочем, стоимость нового строительства волнует главу партнёрства генераторов ещё больше. Самый главный минус – это ключевая ставка ЦБ, при которой ни один инвестиционный проект сейчас не может конкурировать с зарубежными. Кроме того, ситуацию осложняет кратный рост цен на оборудование.
Как рассказал Андрей Максимов, до 2030 года в Сибири будут построены (отобраны проекты) 1,4 ГВт новых мощностей, на Дальнем Востоке (ДФО) – 1,1 ГВт, в Южном федеральном округе – 1,9 ГВт, в столичном регионе – 900 МВт. Проекты в ДФО оценены в 1,3 трлн рублей, уже отобранные на конкурсах в Сибири – 938 млрд рублей, и ещё 750 млрд – ориентировочная цена нового отбора в Сибири. Расходы на проекты в ОЭС Юга составят около 900 млрд рублей, сообщил представитель Минэнерго и добавил, что никаких предпосылок для снижения этих цифр сейчас нет, скорее они будут увеличиваться по мере реализации проектов.
Тенденцию к росту расходов энергетиков поддерживают машиностроители. Минэнерго совместно с Минпромторгом и ФАС проанализировали динамику стоимости энергетического оборудования: комплексная замена паросилового блока в 2018–2023 годах подорожала в 2,1 раза, надстройка ГТУ – в 1,6 раза, замена котлоагрегата на угле – в 5,5 раза, на газе – в 3,3 раза. Стоимость сервиса и техобслуживания ПСУ в 2021–2023 годах выросла на 45%, котельного оборудования – на 56%, цены на обслуживание оборудования иностранного производства – на 118%.
«Как раз в РСПП стоит пообсуждать всю цепочку, а не обсуждать отдельно причины, почему в конце этой цепочки у нас рост цен на электроэнергию происходит. Он происходит, потому что по всей цепочке идёт рост. И не просто на проценты… когда котлоагрегаты растут в пять раз, сложно думать, что цена на электроэнергию будет иметь тенденции к снижению», – отметил Андрей Максимов.
При этом, по его словам, в последние 15 лет доля затрат на электроэнергию в расходах промышленности и населения снижается. Так в 2010 году у промпотребителей в среднем по стране эта доля составляла 4%, в 2020 году – 3%, а в 2025 году – уже 2,5%. Но сейчас тенденция переломится и к 2042 году доля энергозатрат у промышленности может вырасти более чем в 2,5 раза. Если в стране сохранится ситуация с ростом цен на оборудование и, самое главное, с ключевой ставкой, то с 2025 года рост доли расходов на электроэнергию возвращается: до 4% в 2030 году, до 5,5% в 2036 году и до 6,6% – в 2042 году, поделился расчётами директор департамента Минэнерго.
«В результате от хорошей низкой базы мы можем прийти к высокой цене, потому что мы строим дороже, чем весь окружающий мир. Что с этим делать? Есть два подхода: рыночный и нерыночный. Европа массово строит ВЭС и СЭС, цены растут, волатильность достаточно большая. А в Китае цена генерации за пять лет изменилась на 1 юань: было 360, стало 361, а в евро она даже снизилась. Они вводят тысячи гигаватт за последние три года, но цены не растут, потому что идут государственные деньги, государственные льготы, работают госкомпании. Мне кажется, в нашей ситуации, чтобы цены так не росли, нужно использовать комплексный подход. Есть рыночная часть, но нужна поддержка государства в части льготного, проектного финансирования, субсидирования ставки. Предложение в протокол (заседания комиссии РСПП – ред.) – включить комплексные меры поддержки электроэнергетики в части реализации новых инвестпроектов, которые формируют основной риск роста цен на энергорынке», – заявила Александра Панина.
Автор: Переток