14 мая 2013 в 15:49
Тарифная составляющая на самом деле не играет большой роли в росте цен ЖКХ, поскольку тарифы у нас жёстко регулируются и едины в рамках отдельно взятого региона. «Другое дело – нормативы потребления коммунальных услуг: устанавливаются ресурсоснабжающими организациями отдельно для каждого дома в зависимости от количества проживающих, площади, среднемесячного потребления и т. д.», – говорит старший аналитик ИФК «Солид» Артур АХМЕТОВ. И тут всё зависит от расточительности самих жителей. Несмотря на то что граждане по всей стране масштабно устанавливают счётчики, чтобы платить по тарифам, остаётся много тех, кто по каким-то причинам не намерен экономить ресурсы (ту же воду, например). Часто это люди, которые сдают квартиры в наём группам гастарбайтеров. Соответственно, из-за них расход ресурсов по дому получается высокий, и в итоге власти устанавливают высокий норматив. Как следствие – квартплата растёт.
«Если говорить о необходимости контролировать расходы на ЖКУ, то очевидно, что в нашей системе коммунального хозяйства есть огромные резервы для повышения его эффективности», – отмечает старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Игорь РЯПИН. Однако до сих пор, к сожалению, рост тарифов не сопровождался ростом качества оказываемых услуг, и износ основных фондов достиг катастрофического уровня. Инвесторы не приходят в эту сферу, потому что отношения в ЖКХ крайне запутаны, а государственное регулирование тарифов сложно и непредсказуемо.
В такой ситуации, как простое ограничение роста тарифов, так и свободное их повышение, не решат проблем ЖКХ, уверен Игорь РЯПИН. Необходимо повышать контроль за расходованием средств ЖКХ, работать над установлением прозрачных и понятных правил работы в этой отрасли, привлекать инвесторов, заинтересованных в реализации успешных бизнес-проектов.
Минрегион уже подготовил проект постановления правительства об изменениях в некоторые правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг. Предусматривается, что взимание платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды будет производиться в размере, не превышающем установленный норматив потребления. Вместе с тем предполагается, что будут созданы условия, стимулирующие потребителей и исполнителей коммунальных услуг к установке счётчиков и введению поэтапно повышаемых коэффициентов, увеличивающих нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и электроснабжению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Аккуратное регулирование
Впрочем, экспертов удручает, что в очередной раз государство прибегает к «ручному регулированию» процесса. Аналогичная ситуация была в реформируемой до сих пор электроэнергетике. В 2011 году Владимира Путина возмутил рост тарифов на электроэнергию. В итоге сбытовые компании лишились «сверхдоходов», а заодно фактически почти всей сбытовой надбавки. Игроки рынка тогда предупреждали, что это приведёт к банкротству сбытов, что и случилось, – в настоящее время ряд сбытовых компаний вплотную подошёл к процедуре банкротства. И это не прибавляет привлекательности отрасли.
В теплоснабжении перекосы в исполнении решений более опасны. «Неучёт потребностей региона в модернизации системы теплоснабжения при выставлении формальных ограничений для роста тарифа может привести к недофинансированию развития необходимой инфраструктуры, – считает партнёр StraregyPartners Елена КИСЕЛЁВА. – Что, в свою очередь, может сказаться на росте аварийности, недотопах или перетопах, то есть на качестве жизни населения». В принципе, определённую долю компенсации механизма сдерживания платежей могут взять на себя и бюджеты субъектов Федерации. Но те инвестиции, которые необходимы, потянет не каждый регион. Соответственно, нужны системные решения, но решительного движения в этом направлении пока не наблюдается.
Затормозить счётчик
Владимир Путин потребовал навести порядок в регионах, где цены на коммунальные услуги выросли в разы. Он подчеркнул, что рост по стране в целом не должен превышать 6% в год.
Уже на следующий день после совещания по вопросам ЖКХ, на котором президент возмутился резким ростом тарифов в ряде регионов (в частности, в некоторых районах Петербурга – на 40%, в отдельных муниципалитетах Мурманска – на 200%), Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предложила восстановить упразднённое с начала 2013 года ограничение по росту платежей граждан за услуги ЖКХ. Подобное право до недавних пор было у Минрегионразвития. Помимо этого, глава ФСТ Сергей Новиков предложил выстроить такую систему платежей, которая не зависела бы от объёма начислений и позволила бы сбалансировать платежи вне зависимости как от сезона, так и использования систем учёта – чтобы платежи граждан за ЖКХ были равномерно распределены в течение года.
Тарифы тут ни при чём
Тарифы тут ни при чём
Тарифная составляющая на самом деле не играет большой роли в росте цен ЖКХ, поскольку тарифы у нас жёстко регулируются и едины в рамках отдельно взятого региона. «Другое дело – нормативы потребления коммунальных услуг: устанавливаются ресурсоснабжающими организациями отдельно для каждого дома в зависимости от количества проживающих, площади, среднемесячного потребления и т. д.», – говорит старший аналитик ИФК «Солид» Артур АХМЕТОВ. И тут всё зависит от расточительности самих жителей. Несмотря на то что граждане по всей стране масштабно устанавливают счётчики, чтобы платить по тарифам, остаётся много тех, кто по каким-то причинам не намерен экономить ресурсы (ту же воду, например). Часто это люди, которые сдают квартиры в наём группам гастарбайтеров. Соответственно, из-за них расход ресурсов по дому получается высокий, и в итоге власти устанавливают высокий норматив. Как следствие – квартплата растёт.
«Если говорить о необходимости контролировать расходы на ЖКУ, то очевидно, что в нашей системе коммунального хозяйства есть огромные резервы для повышения его эффективности», – отмечает старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Игорь РЯПИН. Однако до сих пор, к сожалению, рост тарифов не сопровождался ростом качества оказываемых услуг, и износ основных фондов достиг катастрофического уровня. Инвесторы не приходят в эту сферу, потому что отношения в ЖКХ крайне запутаны, а государственное регулирование тарифов сложно и непредсказуемо.
В такой ситуации, как простое ограничение роста тарифов, так и свободное их повышение, не решат проблем ЖКХ, уверен Игорь РЯПИН. Необходимо повышать контроль за расходованием средств ЖКХ, работать над установлением прозрачных и понятных правил работы в этой отрасли, привлекать инвесторов, заинтересованных в реализации успешных бизнес-проектов.
Минрегион уже подготовил проект постановления правительства об изменениях в некоторые правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг. Предусматривается, что взимание платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды будет производиться в размере, не превышающем установленный норматив потребления. Вместе с тем предполагается, что будут созданы условия, стимулирующие потребителей и исполнителей коммунальных услуг к установке счётчиков и введению поэтапно повышаемых коэффициентов, увеличивающих нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и электроснабжению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Аккуратное регулирование
Впрочем, экспертов удручает, что в очередной раз государство прибегает к «ручному регулированию» процесса. Аналогичная ситуация была в реформируемой до сих пор электроэнергетике. В 2011 году Владимира Путина возмутил рост тарифов на электроэнергию. В итоге сбытовые компании лишились «сверхдоходов», а заодно фактически почти всей сбытовой надбавки. Игроки рынка тогда предупреждали, что это приведёт к банкротству сбытов, что и случилось, – в настоящее время ряд сбытовых компаний вплотную подошёл к процедуре банкротства. И это не прибавляет привлекательности отрасли.
В теплоснабжении перекосы в исполнении решений более опасны. «Неучёт потребностей региона в модернизации системы теплоснабжения при выставлении формальных ограничений для роста тарифа может привести к недофинансированию развития необходимой инфраструктуры, – считает партнёр StraregyPartners Елена КИСЕЛЁВА. – Что, в свою очередь, может сказаться на росте аварийности, недотопах или перетопах, то есть на качестве жизни населения». В принципе, определённую долю компенсации механизма сдерживания платежей могут взять на себя и бюджеты субъектов Федерации. Но те инвестиции, которые необходимы, потянет не каждый регион. Соответственно, нужны системные решения, но решительного движения в этом направлении пока не наблюдается.
Автор: Елена Шестернина