Ни собственника, ни денег
Парламентские слушания «Проблемы интеллектуальных систем учёта и пути их решения», состоявшиеся 23 марта в Совете Федерации, призваны были согласовать позиции всех заинтересованных игроков и регуляторов энергосектора. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении в ноябре, необходимо внести до 1 июня. Однако реальность такого сценария под вопросом: в законопроекте чётко не разделены понятия стандартных приборов учёта и интеллектуальных систем учёта (ИСУ), не урегулирован вопрос о праве собственности на счётчики и, главное, не ясен механизм финансирования. По различным оценкам, замена примерно 50 млн счётчиков в стране обойдётся в $5–15 млрд. Потребителям было обещано, что замена приборов учёта не будет оплачиваться ими через тариф. Но сейчас Минэнерго рассматривает включение «нормативной» стоимости счётчиков в базу расчёта тарифов сетевых либо сбытовых компаний.
Источник: IKasparus/ Shutterstock.com
Госдума приняла законопроект об ИСУ в ноябре. После этого по нему возникло множество вопросов у тех, чьи интересы он затрагивает. В нижней палате парламента решили собрать предложения о поправках до начала июня. Интеллектуальные системы учёта включают не только «умные» счётчики, способные удалённо передавать показатели, но и различные датчики, позволяющие следить за работой электросетей, диагностировать неисправности и предотвращать возникновение аварийных ситуаций.
Тон дискуссии попытался задать замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, охарактеризовавший масштабность задачи по интеллектуализации системы учёта ресурсов. По данным профильного министерства, сейчас в России насчитывается около 75,8 млн точек учёта: 10 млн приходится на юрлица, 16,5 млн – на объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС), 3,6 млн – точки подключения потребителей, приравненных к населению, и 45,7 млн – точки учёта в многоквартирных домах (МКД). 85% точек учёта пока оборудованы обычными счётчиками, 11% – интеллектуальными, а 4% не имеют счётчиков вовсе.
Текущее состояние систем учёта вызывает много нареканий: действующий парк счётчиков замглавы Минэнерго охарактеризовал как «крайне устаревший»; для них отсутствуют функциональные нормативы, что зачастую не позволяет использовать их в создаваемых системах ИСУ. Это создаёт проблемы как для ресурсоснабжающих организаций (РСО), так и для потребителей, которые обременены необходимостью передачи показаний, проведения сверок и пр. Кроме того, действующая система порождает хронические споры между сетевыми и сбытовыми компаниями. Среди основных задач, которые позволит решить переход на ИСУ, Вячеслав Кравченко выделил сокращение потерь и операционных затрат, повышение производительности труда в РСО, снижение аварийности, контроль качества энергоснабжения и развитие клиентских сервисов. В будущем все выпускаемые приборы учёта должны будут соответствовать минимальным требованиям по функционалу, отметил Вячеслав Кравченко. Производители смогут добавлять различные опции по своему желанию, но базовый набор функций определят регуляторы, что позволит унифицировать создаваемые системы ИСУ.
Чей счётчик?
Затем Вячеслав Кравченко остановился на базовых принципах, которые должны найти отражение в обсуждаемом законопроекте об ИСУ.
– Первое – снятие ответственности за прибор учёта с потребителя – физического лица. То есть за установку и дальнейшее сопровождение должна отвечать ресурсоснабжающая организация. Мы в своём энергетическом кругу уже фактически договорились о том, что в многоквартирных домах за установку и дальнейшее содержание счётчиков будут отвечать гарантирующие поставщики. У нас сейчас продолжается дискуссия в отношении индивидуальных домов, – заявил Вячеслав Кравченко.
Вопрос прав собственности на приборы учёта является одним из ключевых в дискуссии об ИСУ. Норма о передаче счётчиков в ведение сетей, содержавшаяся в первоначальной редакции законопроекта, вызвала критику со стороны других участников рынка. Вариант передачи квартирных счётчиков в собственность сбытов (гарантирующих поставщиков (ГП)), о котором заявил Вячеслав Кравченко, пока не является окончательным. По словам замглавы Минстроя Андрея Чибиса, ИСУ, создаваемая в многоквартирном доме, может оформляться в общедомовую собственность. Впрочем, дискуссия продолжается: второй вариант – передача счётчиков в собственность ГП, добавил он.
Выступавший следом гендиректор «Россетей» Павел Ливинский большую часть времени посвятил теме грядущей цифровизации сетей. По его словам, сейчас уровень потерь в распредсетях составляет 15,3%, средний по всем сетям – 9,3%. Доля ИСУ, по данным главы «Россетей», – 9%; при достижении показателя в 100% потери снизятся до 4%.
– Единственный работающий проект ИСУ реализован «Янтарьэнерго» в двух муниципалитетах Калининградской области: фактически за три месяца показатели потерь здесь снизились с 28 до 4–5%, что соответствует лучшим мировым показателям, – продемонстрировал на конкретном примере преимущества цифровизации Павел Ливинский.
Проблема текущего варианта законопроекта как раз состоит в том, что в нём оказались смешаны вопросы замены обычных приборов учёта и создания интеллектуальных сетей, отмечает начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. Для устранения этого недочёта часть норм проекта в ходе текущего согласования необходимо переформулировать либо исключить, говорит он.
Горизонтальный монополизм
Оппонентом Павла Ливинского на слушаниях в Совете Федерации выступил председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук. Холдинг контролирует 17,5% сбытового рынка, его глава выступил в защиту позиций компаний сектора. Воспользовавшись презентацией Павла Ливинского, глава «Интер РАО» указал на противоречие в выкладках сетевиков: «Россети» характеризуют внедрение ИСУ как путь от вертикально интегрированной структуры (генерация, сети, сбыт) к горизонтальной, предполагающей конкуренцию за потребителя. Однако норма о передаче счётчиков в собственность сетевых компаний фактически монополизирует сегмент.
– «Россети» говорят о развитии конкуренции в энергетике, но фактически пытаются монополизировать сегмент. Они предлагают спрямить путь от генератора до потребителя, но непонятно, куда в такой системе мы денем и без того серьёзную проблему перекрёстного субсидирования, которое оценивается в сотни миллиардов рублей, – отметил Борис Ковальчук. – Для создания реальной конкуренции в секторе логично было бы, если бы установка приборов была правом сбытов, сетей и ТСЖ, а не обязанностью сетей.
Ещё один неурегулированный момент – определение зон ответственности. Павел Ливинский заявил, что «Россети» готовы устанавливать новые приборы учёта «на границе своих сетей», то есть общедомовые счётчики, приборы учёта внутри домов – дело собственников. Это категорически не устраивает сбыты.
– Идёт провод в дом, и на доме мне как энергосбытовой компании надо установить прибор учёта, чтобы отфиксировать общедомовые нужды. Мне говорят: «Ты не имеешь права, это только право сетевой организации». Но сети в этот момент решили устанавливать приборы на границе балансовой принадлежности. А я как буду вычленять общедомовые нужды? Это моё право как гарантирующего поставщика. Это право ТСЖ, если они чувствуют, что в доме воруют электроэнергию. Они могут разбираться. Почему идёт вмешательство монополии? Никогда, Павел Анатольевич, категорически с этим не соглашусь, – заявил Борис Ковальчук.
Чей бюджет?
Современные системы учёта расходования коммунальных ресурсов, в том числе с онлайн-передачей данных, могут быть внедрены в России в рамках проекта «Умный город» за пять-шесть лет с момента запуска, заявил Андрей Чибис. Однако оптимистичным планам может помешать нерешённость вопроса финансирования программы. Контракты жизненного цикла, которые могли бы позволить окупить вложения, на новые системы учёта ресурсов не распространяются, признал замглавы Минстроя.
– Установка приборов учёта будет проходить эволюционно. Если РСО одномоментно это делать либо в короткий промежуток времени, средств просто-напросто не хватит, при условии тех тарифных ограничений, которые сейчас существуют, – заявил Вячеслав Кравченко.
Объём инвестиций при тотальной установке счётчиков весьма значителен даже для крупных игроков сектора. Стоимость замены 50 млн счётчиков по минимальной цене в $100 за прибор составит $5 млрд. Если растянуть программу на 10 лет, ежегодные вложения составят 30 млрд рублей, привёл простейшие расчёты глава «Интер РАО». Участники слушаний тут же указали, что стоимость современного счётчика с дополнительным функционалом может составлять и $300. В таком случае ежегодные потребности в деньгах при замене приборов учёта могут вырасти до 90 млрд рублей.
– Мы достаточно успешно с сетевыми компаниями уже отработали конструкцию под названием «нормативы цены» (счётчика. – Прим. ред.). Неважно, для кого – гарантирующего поставщика или сети – будет устанавливаться норматив стоимости прибора. Мы будет учитывать только по нормативу, а оставшиеся средства компания будет искать в любом другом месте, но не из регулируемого источника (тарифа. – Прим. ред.), – заявил Вячеслав Кравченко.
Стоит отметить, что, презентуя программу цифровизации «Россетей», Павел Ливинский отдельно подчёркивал, что она будет реализована за счёт собственных и привлечённых финансов, затраты не будут перекладываться на потребителей. Включение расходов на установку интеллектуальных счётчиков даже по фиксированной цене в сетевой тариф фактически дезавуирует это заявление.
– Освободите нас от льготного подключения за 550 рублей и введите принцип take-or-pay, и тогда мы сможем оплатить замену счётчиков, – попытались заодно поднять другую больную для себя тему сетевики.
Но даже предложенный Минэнерго вариант с включением части расходов на счётчики в тариф не является решением проблемы финансирования. Срок окупаемости современных счётчиков, цена которых может достигать нескольких десятков тысяч рублей, существенно превышает 5 лет – максимальный срок тарифного регулирования для сетевых компаний. Они вынуждены будут брать деньги из других статей инвестпрограммы, не выполняя её. Фундаментальная проблема законопроекта – нерешённость вопроса оплаты счётчиков и возврата вложений, согласился глава «Системного оператора» Борис Аюев. «Если они сделают это, то, очевидно, не сделают чего-то другого», – констатировал он.
– У сетей вырисовывается экономия, но по действующим нормам она вырезается из тарифа, у сбытов просто нет источника финансирования, – отметил глава «Интер РАО».
В антимонопольном ведомстве говорят о возможности «удлинения» инвестпрограмм, в теории это позволит профинансировать работы, не залезая в тариф.
– В настоящее время многие другие компании внедряют различные элементы оптимизации – это генераторы и сбытовые компании. И никаких составляющих в рамках тарифа здесь мы не добавляем, – отметил Дмитрий Васильев. – Также сетевые компании могут на своей площадке выбрать различные механизмы оптимизации и получать автоматически экономию. Если им нужен больший период окупаемости, об этом можно поговорить. То есть, если это не 5 лет, а 10 лет, мы готовы рассмотреть такие варианты. В принципе, даже 15 лет.
В финале слушаний Вячеслав Кравченко поблагодарил Бориса Ковальчука «за поднятие темы финансирования».
– Вопросы с собственностью и оплатой – основные, и необходимо сосредоточиться на них, – резюмировал замглавы Минэнерго, не конкретизировав сроки принятия решений.
Спорные моменты должны быть сняты в течение 2–3 недель, поделился оптимистическими планами Андрей Чибис. Председательствовавший на слушаниях глава Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев попросил участников дискуссии представить свои предложения в письменном виде в течение 10 дней, так как срок подготовки поправок ко второму чтению в Госдуме истекает 1 июня. «Закон будет принят в весеннюю сессию», – уверен он. Однако сразу несколько участников, опрошенных «Перетоком» после дискуссии, сомневаются, что спорные моменты удастся согласовать в оставшиеся два месяца.
Автор: Сергей Исполатов