Где найти 1,2 трлн рублей?
В рамках дискуссии о механизмах финансирования модернизации энергетики регулятор сектора – НП «Совет рынка» – начал обсуждать ещё два возможных варианта решения вопроса. Сами энергетики оценивают ёмкость модернизационной программы в 1,2 трлн рублей. Вне зависимости от выбранного варианта он должен содержать ключевые элементы системы договоров о предоставлении мощности (ДПМ): гарантии проведения модернизации генераторами, разумную доходность и продолжительный период окупаемости, полагают в Минэнерго.
Источник: Andrey Popov / Shutterstock.com
НП «Совет рынка» начало анализировать ещё два варианта финансирования модернизации российских электростанций, которая в связи со значительным устареванием мощностей должна быть запущена в 2019 году. Первый предполагает перенастройку системы ежегодных конкурентных отборов мощности (КОМ) и существенный рост цен на неё, сообщил глава организации Максим Быстров, выступая 6 октября на профильной панели в рамках «Российской энергетической недели» («РЭН-2017»).
– Сейчас мы думаем над идеей поднять цены на КОМ. Вопросы модернизации можно решать при цене мощности на конкурентном отборе от 300 тыс. рублей. Можно перенастроить текущий КОМ так, чтобы поднять цены. Но возникает вопрос: как проконтролировать целевой характер трат генераторов на модернизацию, – сообщил Максим Быстров.
«Совет рынка» пока не выходил с конкретными предложениями в Минэнерго, тема модернизации пока обсуждается внутри энергетического сообщества, отметил в кулуарах «РЭН-2017» замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Озвученный вариант обсуждается, но его главный недостаток очевиден: это чрезвычайная сложность контроля за тем, как генераторы будут распоряжаться получаемыми с рынка деньгами, согласен с опасениями главы «Совета рынка» Вячеслав Кравченко.
– Сейчас обсуждается масса вариантов, анализ продолжается. Полагаю, что самое важное при выборе любого из путей – сохранить в обновлённой системе ключевые элементы ДПМ, – отметил замглавы Минэнерго. – После перенастройки системы под нужды модернизации должны сохраниться гарантии выполнения обязательств генераторами, разумная доходность и растянутый по времени период окупаемости за счёт средств энергорынка.
В этой связи более реалистичным представляется второй обсуждаемый вариант, о котором рассказал Максим Быстров. Он предполагает сохранение ежегодного КОМ, на котором будет отбираться основной объём продаваемой мощности, с дополнением его вторым этапом – в ходе него предполагается проводить конкурсный отбор на право модернизации мощностей в энергодефицитных районах.
– Возможно и введение системы двухэтапного КОМ. На первом этапе мы проводим обычный КОМ, а на втором этапе в энергодефицитных районах проводится отбор на принципах КОМ НГ. На тех же принципах и с такими же штрафными санкциями, как при непоставке мощности. Думаем над этим тоже, – заявил Максим Быстров.
В рамках двухэтапного КОМ на втором этапе при необходимости может приниматься решение не только о модернизации, но и о строительстве новых мощностей, пояснил позднее Вячеслав Кравченко. В таком случае планируется перейти от анализа энергодефицитности ценовых зон к анализу ситуации по зонам свободного перетока, добавил он.
В ходе панельной дискуссии председатель набсовета Ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ) Александра Панина оценивала финансовую ёмкость программы модернизации основных генерирующих мощностей в России в 1,2 трлн рублей. После утверждения механизма возврата инвестиций генераторы готовы обновить 478 единиц геноборудования суммарной мощностью 70,8 ГВт. За эти же деньги можно построить лишь 9 ГВт ВИЭ, отметила в презентации Александра Панина.
При этом СПЭ разделил весь объём мощностей, требующих обновления, на две категории. В первую попало менее устаревшее оборудование, обновление которого обойдётся дешевле. Для модернизации 33,3 ГВт мощностей потребуется 230 млрд рублей. Чтобы получить эти средства, достаточно увеличить цену последнего КОМ (на 2021 год) на 6%, что позволит дополнительно аккумулировать у генераторов 15 млрд рублей в год. Для первой ценовой зоны (Центр и Урал) цена КОМ должна составить 160 тыс. рублей за 1 МВт, для второй (Сибирь) – 267 тыс. рублей. Для сравнения: утверждённые цены КОМ на 2021 год составляют 134,4 и 225,4 тыс. рублей соответственно.
Вторая группа оборудования потребует более значительных затрат, подсчитали эксперты СПЭ. Для модернизации оставшихся 37,5 ГВт потребуется 900 млрд рублей. Расходы на обновление в расчёте на 1 кВт мощности составят 23,5 тыс. рублей, что составляет 21% от стоимости строительства 1 кВт новых ВИЭ-мощностей, отмечается в презентации Александры Паниной. По состоянию на конец 2016 года уровень износа теплогенерации, по данным СПЭ, составил 56%. К 2020 году при сохранении тенденции за пределами паркового ресурса будет находиться 60 ГВт оборудования, к 2035 году – 129 ГВт, заявляют генераторы.
Потребители продолжают отрицать необходимость внедрения новых финансовых инструментов и льгот для обновления генмощностей: существующих на рынке инструментов вполне достаточно, полагает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв.
– Мы не видим необходимости в специальных инвестиционных механизмах, типа ДПМ-штрих и так далее, на модернизацию, инструментов у нас хватает, давайте использовать то, что есть, – заявил он в ходе выступления на профильной панели РЭН-2017.
Автор: Сергей Исполатов