Энергетики обзаводятся «мозгами»

Российские энергетики всерьёз заинтересовались новым для себя направлением – созданием центров обработки данных (ЦОД). О своём желании участвовать в инновационном и чрезвычайно энергоёмком бизнесе уже заявили государственные «РусГидро» и «Росатом», а также частная En+ Group. Создание ЦОДов позволит повысить маржинальность бизнеса энергетиков и является одним из немногих направлений экономики, стимулирующих рост потребления энергии в России, отмечают аналитики энергорынка. Отсутствие сопутствующей инфраструктуры и несовершенство российского законодательства делают отечественные ЦОДы неконкурентоспособными на мировом рынке, несмотря на низкие цены на услуги, парирую IT-эксперты.

Энергетики обзаводятся «мозгами»

Источник: Максим Богодвид / РИА «Новости»

Центр обработки данных (ЦОД) – единая многокомпонентная система, которая призвана обеспечивать бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов. Центры обработки данных создаются в первую очередь для увеличения производительности компаний, активно использующих в своей деятельности информационные технологии, а также для повышения качества предоставляемых услуг.

В конце мая En+ Group (контролирует, в том числе и энергетические, а также алюминиевые активы Олега Дерипаски) презентовала и ввела в строй первую очередь ЦОД «Облака Сибири», построенного компанией на собственные средства на Ново-Иркутской ТЭЦ (входит в «Иркутскэнерго», контролируется En+ через «Евросибэнерго»). Потенциальная мощность первого модуля ЦОДа En+ в Иркутске в полной нагрузке составит в суммарной мощности 15 программно-аппаратных комплексов (ПАК, сейчас установлен первый из них). Как пояснили в En+, первый модуль позволит достичь следующих показателей: до 7560 виртуальных процессоров на частоте 2,3 Ггц, 30 Тб оперативной памяти, 2475 Тб дискового пространства, объём системы хранения данных под осуществление резервного копирования – 2640 Тб.

При презентации проекта в 2014 году представители En+ заявляли о намерении построить к 2018 году ЦОД мощностью до 1,8 тыс. стоек, к 2024 году мощность планировалось увеличить до 8 тыс. стоек. По оценкам компании, максимальная мощность комплекса должна была составить примерно 1% от объёма рынка в странах, охватываемых проектом «Экономический пояс «Шёлковый путь» (проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы). До 80% мощностей Иркутского ЦОДа планировалось ориентировать на азиатских клиентов (в первую очередь, китайских).

«Мировой рынок ЦОД находится в стадии активного роста – объём и сложность обрабатываемых данных ежегодно растёт. Каждые два года количество информации, обрабатываемое в мире, удваивается. Объём цифровой информации в мире к 2020 году достигнет 40 трлн гигабайт», – поясняют логику создания Иркутского ЦОДа в En+.

Тема создания ЦОДов начала активно обсуждаться в среде генераторов в начале 2010-х годов. По мере реализации программы строительства новых мощностей в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ, запущена в 2007 году) энергетики вынуждены были корректировать стратегии развития, так как ожидаемого роста потребления (так называемого креста Чубайса) не произошло.

Параллельно с крупнейшим частным генератором темой создания ЦОДов заинтересовались в «Росэнергоатоме». Структура «Росатома» в 2015 году начала реализацию проекта по строительству ЦОДа на Калининской АЭС, который должен был стать крупнейшим подобным комплексом в Европе. Строительство комплекса на 8 тыс. стоек оценивалось в 6,4 млрд рублей. Но уже в 2016 году «Росэнергоатом» без объяснения причин снизил заявленную мощность комплекса до 4,8 тыс. стоек, оставив первоначальный показатель в качестве «перспективного». Как сообщалось, 4 тыс. из них арендует «Ростелеком», а оставшиеся 800 стоек будут использованы компанией «Росэнергоатом» для нужд «Росатома». Первоначально экономика проекта выглядела впечатляющей. Предварительный договор «Ростелекома» и «Росэнергоатома» был рассчитан на 30 лет, за это время оператор должен был заплатить за аренду здания и сооружения для организации своего ЦОДа около 34,1 млрд рублей. Источник, близкий к совету директоров «Ростелекома», заявлял, что за 30 лет «Ростелеком» может получить около 100 млрд рублей дополнительных доходов от продаж услуг дата-центра, который будет построен на инфраструктуре «Росэнергоатома». Первая очередь ЦОД на Калининской АЭС должна быть запущена в третьем квартале 2017 года (3,2 тыс. стойко-мест, в том числе собственные мощности «Росэнергоатома» – 800 стоек), второй этап планируется завершить в первом квартале будущего года (1,6 тыс. стоек – площади для «Ростелекома»). Суммарная потребляемая мощность ЦОД «Росатома» составит 80 МВт. Представитель «Росэнергоатома» не ответил на запрос «Перетока».

В настоящий момент на сайте «Росэнергоатома» размещено объявление о сдаче в аренду. Опорный ЦОД «Росатома» предлагает месячную аренду одной стойки (7 кВт) за 45 тыс. рублей (без НДС). Цена выглядит конкурентоспособной – на рынке есть аналогичные предложения за 60–70 тыс. рублей. На рынке обращают внимание, что «Росатом» предлагает устаревшие услуги. Передовые ЦОД наращивают долю более продвинутых услуг. Так, базовый клиентский пакет «Облака Сибири» предлагает услуги по стандарту IaaS (Infrastructure as a Service) за 99 тыс. рублей в месяц. При этом оба игрока предлагают услуги одного класса надёжности международного стандарта Tier 3.

Третьим генератором, проявившим публичный интерес к теме создания data-центров, стала ещё одна госкомпания – «РусГидро». 2 июня на Петербургском международном экономическом форуме «РусГидро» и «Росатом» подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, в том числе и в сфере технологий хранения и обработки больших объёмов данных. Как рассказали «Перетоку» в «РусГидро», компания заинтересована во взаимном резервировании систем хранения данных на площадках «РусГидро» и «Росатома», совместном использовании общих вычислительных мощностей для аналитической обработки больших объёмов данных и совместном построении систем бизнес-аналитики (BI) для обработки данных, а также развитии систем BI отечественных производителей. В случае экономической обоснованности «РусГидро» не исключает возможность создания собственных ЦОД в перспективе, а пока будет создана рабочая группа с представителями «Росатома» для окончательного определения форм и направлений сотрудничества двух холдингов, заявил представитель «РусГидро».

Российский рынок коммерческих ЦОД из года в год показывает положительную динамику. По оценке TAdviser по итогам 2015 года рынок вырос на 15% и достиг 13 млрд рублей. В 2016 году рост продолжился: к концу прошлого года его объём приблизился к 14,5 млрд рублей.

Пока в России развитая инфраструктура коммерческих дата-центров, которая соответствует международным стандартам надёжности, есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Но эти центры находятся на дорогой земле и используют энергию, приобретаемую в первой ценовой зоне ОРЭМ на общих основаниях, что автоматически повышает цену их услуг.

Затраты на электроэнергию обычно занимают 50–70% бюджета центра обработки данных. «En+ Group стала первой энергетической компанией, которая вышла на рынок коммерческих ЦОД с использованием собственной электроэнергии, что, конечно, является конкурентным преимуществом иркутского проекта. С учётом низкой стоимости земли в Сибири удалось снизить цену на 30–40% от среднерыночной», – сообщили в компании.

Вопрос внутренних цен на энергию для структур Олега Дерипаски является поводом для слухов на рынке уже несколько лет. Отдельные эксперты не раз обвиняли En+ в переносе точки прибыли в алюминиевый сегмент за счёт занижения внутренних цен на энергию (при продаже по прямым договорам внутри группы) и, соответственно, выручки энергетиков. При этом никаких юридических оснований для претензий к En+ не возникло: структуры Олега Дерипаски соблюдали законодательство, следуя очевидной логике бизнеса в части повышения доходности за счёт выпуска продукции более высоких переделов. В эту же логику укладывается и создание ЦОДов, позволяющих продавать не киловатты, а услуги с более высокой добавленной стоимостью. Как заявил представитель En+, «Облака Сибири» не будут получать энергию напрямую от станций «Иркутскэнерго», а будут покупать ее второй ценовой зоне рынка на общих основаниях. Стоит отметить, что сейчас цена на электроэнергию в Сибири на «рынке на сутки вперёд» на 30% ниже, чем в первой ценовой зоне ОРЭМ. Впрочем, оценить рыночные перспективы иркутского проекта ЦОД крайне сложно: En+ не раскрывает объём инвестиций в проект и резервируемую мощность Иркутского ЦОДа.

Вне зависимости от внутренних финансовых показателей IT-проектов, активность генераторов в плане создания ЦОДов положительно влияет на энергорынок в целом, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основные эксплуатационные затраты ЦОДов приходятся на электроэнергию, которая является в Сибири одной из самых дешёвых в мире. Конкурентное преимущество стало ещё более очевидным после девальвации рубля. Кроме того, температурные режимы в Сибири позволяют существенно экономить на охлаждении систем, обычно «съедающих» значительную часть используемой энергии. Учитывая озвученные потребности в мощности «Росэнергоатома» и сопоставимые параметры «Облаков Сибири», на первом этапе речь может идти о нескольких сотнях мегаватт мощности. Объём не слишком большой в масштабах ЕЭС, но он уже достаточно существенен и в случае активного развития сектора может серьёзно возрасти.

– Дополнительный спрос на электроэнергию сейчас – это позитивный фактор для энергорынка. Тем более, что это постоянные и гарантированные поставки. В течение последней пары лет мы наблюдаем рост потребления в ЕЭС, но до сих пор это было в основном «заслугой» населения, а не промышленности, – говорит Наталья Порохова.

Впрочем, эксперты IT-сектора настроены менее оптимистично. Дискуссионный «пакет Яровой», обязывающий операторов связи хранить огромные объёмы данных, вряд ли поможет российским ЦОДам.

– В рамках действующего законодательства операторы связи не смогут передать функции по хранению сторонним data-центрам, так что так называемый закон Яровой в нынешнем виде никак не повлияет на данный рынок. Даже наоборот: если он все-таки вступит в силу в полном объёме, то появится огромное количество новых ЦОДов операторов связи, которые нужно будет как-то окупать предоставлением услуг другим организациям, – говорит генеральный директор Института развития Интернета Карен Казарян.

Выходу на мировой рынок отечественных data-центров в настоящий момент препятствуют сразу несколько серьёзных барьеров. В их числе Карен Казарян называет огромное расстояние между регионами с избыточной электрогенерацией и местами, где собственно нужны услуги ЦОД, а также отсутствие в необходимом количестве современных каналов связи. Кроме того, большинство российских компаний не способны исполнять соглашения об уровне услуг (гарантии доступности и т. д.) в том же объёме, что, например, Amazon или Microsoft. Ещё один важный барьер – российское законодательство о хранении персональных данных и тот же «пакет Яровой», при соблюдении которых невозможно гарантировать сохранность и конфиденциальность данных клиентов, указывает глава Института исследований Интернета.

– Таким образом, несмотря на достаточно низкие цены, конкурировать на мировом рынке мы пока не можем. Если бы мы смогли решить законодательные и инфраструктурные проблемы, в частности, ввести офшорный режим для иностранных клиентов data-центров, как это сделано, например, в Сингапуре, думаю, многое бы изменилось. Но, к сожалению, подход к развитию IT-индустрии, изложенный в госпрограмме «Цифровая экономика», их не решает.

Текущая ситуация подтверждает такие опасения – генераторы вынуждены сосредоточиться на поисках клиентов на внутреннем рынке. По информации источника на рынке, знакомого с ситуацией, «якорным» клиентом Иркутского ЦОДа может стать одна из крупных отечественных транспортно-логистических компаний. В настоящий момент переговоры с ней находятся в завершающей стадии.



Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20