Туманные перспективы либерализации рынка газа
Правительство России продолжает искать пути либерализации внутреннего рынка газа, рассчитывая, что это даст импульс для развития отрасли как внутри страны, так и на экспортном направлении. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго РФ смогли договориться о показателях минимальных объёмов, необходимых для запуска полноценной биржевой торговли газом в России. Однако они носят лишь рекомендательный характер. Основной игрок – «Газпром» – пока не слишком активен на бирже, продав в прошлом году через рыночную площадку в 2,5 раза меньше, чем предлагают сейчас чиновники. Опасаясь дальнейшего сокращения своей доли на внутреннем рынке в процессе либерализации, «Газпром» подстраховывается. Министерство экономического развития (МЭР) близко к тому, чтобы разрешить госкомпании предоставлять скидки своим клиентам. Это снизит привлекательность биржевых торгов для госмонополии, полагают эксперты. В такой ситуации реальная либерализация внутреннего рынка газа в ближайшей перспективе остаётся под вопросом.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго РФ договорились о параметрах и объёмах продажи газа на бирже, сообщил 1 марта заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Предполагается, что для экспортирующих газодобывающих компаний планка составит 6% от объёма топлива, добытого и сданного в газотранспортную систему; для «независимых» (не обладающих правом экспорта) – 10%.
«Подготовлен проект приказа, провели совещание с Минэнерго – нет возражений по содержанию приказа, что именно эти параметры характеризуют ликвидность торгов. Вопрос в том, когда его подпишет Минэнерго. Остались чисто организационные моменты. Мы не видим оснований для задержки принятия этого документа», – отметил Анатолий Голомолзин.
Параллельно ФАС продолжает настаивать на запуске в марте пилотного проекта – организации биржевых торгов газом в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Тюменской области. «Пилот» подразумевает отмену государственного регулирования оптовых цен на газ и переход к формированию рыночных цен, а также изменение подходов к установлению тарифов на транспортировку газа.
В конце февраля заместитель главы МЭР Николай Подгузов назвал предложения ФАС по либерализации газового рынка «преждевременными». Основная причина – невозможность определить реальные рыночные цены. Норма по объёму биржевых торгов газом для производителей устанавливается как раз для того, чтобы на бирже продавался значительный объём топлива и формировались объективные ценовые индикаторы, отмечают в ФАС.
Договорённости об участии «Газпрома» в пилотном проекте биржевых торгов в трёх регионах Западной Сибири есть, сообщил г-н Голомолзин. Но текущие объёмы продаж газа через биржевые торги в целом по стране пока недостаточны, солидарны чиновники и эксперты. В 2016 году «Газпром» продал на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 9,8 млрд кубометров. Общий объём продаж голубого топлива через биржу составил 15,1 млрд кубометров. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, объём продаж газа на организованных торгах в настоящее время на внутреннем рынке составляет только 2%. Исходя из предложенной для экспортёров нормы в 6%, «Газпром» должен продавать на биржевых торгах более 25 млрд кубометров, а все игроки сектора в сумме – порядка 10% от внутрироссийского потребления (30–35 млрд кубометров).
«Рыночный индикатор биржевых торгов будет, когда мы достигнем уровня не менее 3 млрд кубометров в месяц продаж на бирже», – уточнил Анатолий Голомолзин.
Впрочем, сейчас антимонопольщики вынуждены сами объяснять газодобытчикам, что предложенные меры носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер, иначе они будут противоречить Федеральному закону «О защите конкуренции».
«Мы их не обязываем продавать в таких объёмах; эти параметры характеризуют торги как ликвидные или нет. Если они будут продавать в таком объёме, значит, мы биржевые котировки будем рассматривать как рыночные котировки; если нет – значит, не будем рассматривать… Я думаю, бизнес заинтересован, чтобы появился такой индикатор рыночных торгов», – пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Пока биржевые цены колеблются около регулируемой цены, по которой «Газпром» продаёт топливо. Предлагать цену на бирже выше – бессмысленно: потребитель уйдёт к госмонополии. Уходить существенно ниже регулируемых цен невыгодно для независимых газодобытчиков – они лишь уменьшат свою маржу, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Сейчас на внутреннем рынке фактически присутствует три основных игрока: «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть». В последние годы «независимые» компании постепенно стали переманивать крупных потребителей, прежде всего металлургов и энергетиков: они могут продавать газ по договорным ценам. «Газпром» же вынужден придерживаться регулируемой цены. В этих условиях биржевые торги могли бы быть интересны госмонополии, но ей удаётся бороться за потребителей в рамках «корректировки» действующей системы.
«Газпром» находится в двояком положении. С одной стороны, жёсткие внутренние цены мешают ряду проектов компании. В феврале стало известно, что Минэнерго подготовило проект постановления правительства, разрешающего «Газпрому» продавать газ на внутреннем рынке не по регулируемой цене, а с привязкой к мировым ценам на углеводороды, если сырьё поставляется для производства СПГ или газохимии на экспорт. Ситуация касается двух проектов «Газпрома» с Shell – «Балтийского СПГ» и третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. Регулируемые цены не позволяют компаниям справедливо разделить возможные риски и прибыли. С другой стороны, полноценная либерализация может привести к дальнейшему сокращению доли «Газпрома» на внутреннем рынке, отмечают эксперты. Сейчас госкомпания лоббирует решения, дающие ей право предоставления скидок своим клиентам. МЭР прорабатывает пилотный проект по предоставлению «Газпромом» скидки на газ для крупных потребителей. Скидка может составить 5%, сообщил Николай Подгузов.
«Мы считаем, что могла бы быть рассмотрена идея предоставления «Газпромом» скидок для всех потребителей, кроме населения. В частности, можно пойти от крупных потребителей – от 100 млн кубометров в год. И по результатам внедрения такого пилотного проекта для крупных потребителей уже принимать решение о целесообразности представления скидок всем категориям потребителей, кроме населения», – пояснил замглавы МЭР.
«Газпром» теоретически мог бы быть заинтересован в биржевой торговле газом, но, получив право на скидку, сможет предлагать клиентам выгодные условия и без этого механизма, говорит Сергей Пикин. Стоит также отметить, что «Газпрому» проще находить резервы для снижения цены, так как он контролирует распределительные сети и может эффективнее оптимизировать поставки. Таким образом, рекомендательный характер торговли через биржу, предсказуемость биржевых цен на уровне «чуть ниже регулируемой» и одновременно получение госмонополией права на скидку делают вероятность расширения биржевой торговли газом на внутреннем рынке весьма туманной.
Для полноценной либерализация внутреннего сегмента нужно полностью менять правила игры и на экспортном направлении, полагает Сергей Пикин.
«Если бы к экспортным поставкам были допущены другие производители газа, была бы возможность беспрепятственного доступа к системе газопроводов, продажи газа у любого производителя на биржевой площадке. Это позволяло бы спокойно конкурировать и по ценам, и по условиям с любыми другими проектами в Европе и привело бы к настоящей либерализации рынка. Пока же предлагаемые меры можно охарактеризовать как корректировку действующей системы, а не полноценную либерализацию рынка», – говорит Сергей Пикин.