Вячеслав Кравченко: «Сбытам и потребителям добавят финансовой дисциплины»
Переток.ру первым из отраслевых изданий даёт развёрнутый комментарий замминистра энергетики РФ о законопроекте, затрагивающем интересы всех участников ОРЭМ и РРЭ
Проблема многомиллиардных долгов сбытовых компаний в денежном выражении затмевает все остальные нерешённые вопросы оптового и розничного рынка электроэнергии. В негативном ключе на эту тему высказывались даже президент РФ Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Огромная задолженность сбытовиков логично подтолкнула регуляторов отрасли к введению более жёсткого нормативного регулирования их деятельности.
Рассказать о сути нового законопроекта о лицензировании деятельности сбытовых компаний в сфере электроэнергетики, который уже внесён в Госдуму, мы попросили заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко. Также он прокомментировал прорабатываемые механизмы по стимулированию процессов инвестирования и модернизации генерирующего оборудования и некоторые итоги года.
̶ Вячеслав Михайлович, Министерство энергетики РФ готовит законопроект о лицензировании деятельности сбытовых компаний в сфере электроэнергетики, предполагающий лишение лицензий за нецелевое использование средств и нарушение платёжной дисциплины. Документ, безусловно, актуальный для отрасли, и о нём совсем недавно упоминал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Его планируется принять уже в начале следующего года. В чём его основные положения?
̶ Проект направлен на совершенствование законодательства РФ, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков. Он преследует цели стимулирования данных организаций к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг по передаче электрической энергии.
Законопроектом предлагается установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, который также будет осуществлять и функции лицензионного контроля. Скажу сразу, что пока вопрос об определении данного органа остаётся предметом дискуссии. Документ также определит основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставит Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований. В том числе требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдения финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.
При этом законопроект даёт возможность установления дифференцированных лицензионных требований для осуществления энергосбытовой деятельности в ценовых и неценовых зонах оптового рынка и в изолированных энергорайонах, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика.
Отмечу, что к основным лицензионным требованиям, предлагаемым к закреплению на уровне закона, предлагается отнести регистрацию энергосбытовой организации на территории Российской Федерации, отсутствие судимости и фактов привлечения к административной ответственности по отдельным составам правонарушений у руководства лицензируемой организации, соблюдение ею требований по обязательному раскрытию информации, отсутствие начатой процедуры банкротства, соблюдение показателей финансовой устойчивости.
Кроме того, законопроектом предлагается установление административной ответственности за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а равно и за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания лицензирующего органа.
Проект закона содержит переходные положения, которые позволяют обеспечить возможность применения положений законопроекта в полном объеме с 1 июля 2017 года (переходный период).
Разработка и принятие данного законопроекта являются одними из важных этапов решения комплексной задачи улучшения платёжной дисциплины в сфере электроэнергетики, на которую неоднократно обращало особое внимание руководство страны.
̶ Вы говорили о том, что на уровне «Совета рынка» принято решение об осуществлении контроля и мониторинга за целевым использованием денежных средств сбытовых компаний. Как будет осуществляться мониторинг?
̶ Такое решение было обеспечено внесением изменений в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка в части представления финансовой информации гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями. Это позволит контролировать финансовые потоки гарантирующих поставщиков. Данные изменения утверждены протоколом заседания Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» от 22 ноября 2016 года № 21/2016.
Для мониторинга будут использоваться данные финансово-экономической информации, предоставляемые участниками оптового рынка в организации коммерческой инфраструктуры. На основании этих первичных данных АО «ЦФР» будет осуществлять ежемесячный расчёт индикаторов, характеризующих положение гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации.
̶ Можете назвать наиболее важные из этих индикаторов?
̶ Во-первых, это индикаторы, характеризующие состояние расчётов участника оптового рынка на розничном рынке электрической энергии (мощности) (скорость оборачиваемости задолженности за услуги по передаче электроэнергии, скорость оборачиваемости задолженности потребителей – субъектов розничных рынков);
во-вторых, индикаторы, характеризующие финансовое состояние участника оптового рынка (оборачиваемость кредиторской задолженности – отражает динамику погашения участником оптового рынка своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками; доля просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности; коэффициент финансовой независимости – отражает удельный вес собственного капитала; краткосрочный долг/EBITDA – отношение долга (краткосрочного) к прибыли до вычета налога на прибыль, уплаты процентов и амортизации материальных и нематериальных активов);
в-третьих, индикаторы, характеризующие риск нецелевого использования денежных средств участника оптового рынка (риск нецелевого использования денежных средств за счёт инвестиционной деятельности – отражает информацию о платежах по инвестиционным операциям, риск нецелевого использования денежных средств за счёт финансовой деятельности – информацию о платежах по финансовым операциям, не являющимся возвратом кредитов и займов на покрытие кассовых разрывов при осуществлении энергосбытовой деятельности).
По результатам проведения указанного мониторинга ЦФР уведомляет гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации, не соответствующие рекомендуемым значениям хотя бы одного из индикаторов, путём размещения уведомлений. Также он направляет перечень гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, не соответствующих рекомендуемым значениям, в Комиссию при Наблюдательном совете «НП Совет рынка» по платежам на оптовом рынке. Она, в свою очередь, рассматривает представленные материалы и представляет информацию об итогах рассмотрения ситуации по каждой из «проблемных» организаций в Минэнерго России и в Наблюдательный совет «НП Совет рынка». После чего будут приниматься оперативные меры реагирования.
̶ Минэнерго внесло в Правительство РФ постановление о порядке синхронизации расчётов между сетями и гарантирующими поставщиками. Как будет осуществляться синхронизация?
̶ В настоящее время в соответствии с действующим законодательством все потребители, кроме населения, оплачивают гарантирующим поставщикам потреблённую электроэнергию в три этапа: 30% суммы – до 10-го числа месяца поставки; 40% – до 25-го числа месяца поставки; окончательный расчёт – до 18-го числа месяца, следующего за расчётным. В свою очередь гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации должны оплатить услуги по передаче электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным.
Проектом постановления предлагается изменить этот порядок по аналогии с расчётами на оптовом и розничных рынках между производителями и покупателями электрической энергии (мощности). То есть обязать гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации рассчитываться с сетевыми компаниями по тому же графику, по которому потребители (кроме населения) рассчитываются с ними, но сдвинув его на несколько дней, необходимых для проведения расчётов.
̶ Часто звучит тема злоупотреблений при расчётах. В чём сейчас состоят эти злоупотребления?
̶ Как правило, сначала гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации полностью оплачивают приобретённую электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, где предусмотрены высокие пени, и только потом оплачивают услуги по передаче электрической энергии сетевым компаниям. В результате у сетевых компаний накапливается дебиторская задолженность за услуги по передаче электроэнергии.
̶ Предусматривается, что данный законопроект должен снизить количество взаимных претензий между сетями, сбытовыми компаниями и гарантирующими поставщиками. В чём конкретно суть взаимных претензий?
̶ Действующим законодательством предусмотрен лишь окончательный срок оплаты гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями услуг по передаче электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон. В судах рассматривается большое количество споров об урегулировании условий договоров по срокам оплаты, а также огромное количество дел по искам сетевых компаний о взыскании с гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций задолженности или неосновательного обогащения за услуги по передаче электрической энергии.
̶ Какова сейчас ситуация с развитием и модернизаций генерации? Что там – позитивная динамика, стагнация?
̶ Сейчас у нас есть избыток мощностей, и говорить об их развитии, наверное, неправильно. На ближайшую перспективу стоит задача по выводу неэффективных мощностей и модернизации существующих. Стагнации нет, так как у нас колоссальные резервы.
Что касается модернизации и обсуждения, которое мы вокруг неё ведём, по нашему предположению, в период 2025–2030 годов нам надо будет войти в строительство новых мощностей, поскольку по нашим, даже консервативным, прогнозам роста до 1 процента в этот интервал времени будет идти процесс выбывания мощностей. В эти оставшиеся примерно десять лет наша задача ̶ создать эффективный механизм по компенсации выбывающих мощностей. Этот вопрос вместе с коллегами из энергетического сообщества мы сейчас активно обсуждаем и видим в качестве источника инвестирования деньги, которые сейчас есть в так называемых тепловых ДПМах. Мы предлагаем эти деньги сохранить в отрасли и направить на строительство новых мощностей и на модернизацию. В качестве инструментов здесь рассматривается достаточно большой набор. В первую очередь это так называемый ДПМ-штрих. Хотя к данной программе мы относимся очень осторожно. Второй инструмент – совершенствование модели конкурентного отбора мощности. Предполагается возможное изменение кривой спроса, чтобы создать условия для модернизации, то есть имеется в виду изменение цены. Она должна быть такова, чтобы компаниям было выгодно строить новые мощности и проводить модернизацию.
Ещё один механизм, который мы обсуждаем с генераторами, – это «новые мощности в обмен на старые». То есть выводишь старые мощности и вводишь новые в меньшем объёме. Здесь предусматривается возможность сохранения на определённый период выручки за поставляемую мощность.
Дискуссию по этим механизмам мы закончим в течение следующего года и предложим один или несколько механизмов для реализации задачи обновления.
̶ Авария на Рефтинской ГРЭС показала, что мощности генерации в пиковый момент может не хватить. С одной стороны, у генераторов есть опасения как бы не построить лишнего, а с другой ̶ генераторы упираются в дефицит мощности. Где здесь баланс?
̶̶ В целом у нас нет дефицита мощности, но есть уязвимые места по выпадениям дефицита у отдельных станций и блоков. Надо понимать, что если задаться целью резервировать вообще всё, то возникнет очень большая финансовая нагрузка на генераторов. Здесь стоит другая задача ̶ поддерживать всю генерацию в надлежащем состоянии, снижать аварийность и резервироваться с помощью сетевых перетоков. Процесс этот очень тонкий, и мы его пытаемся решить в рамках разработки новых СПРов – схем программ развития, генеральных схем и т. д. Здесь я, к сожалению, не могу назвать идеальных схем решения. Наше электрохозяйство – система технологически очень сложная, и время от времени будут возникать подобные проблемы. Но повторю, это вовсе не значит, что нам нужно резервирование на все случаи жизни. Вопрос в адекватной цене. Крайние варианты такие: либо очень надёжно, но чрезвычайно дорого, либо подешевле, но с определёнными рисками. Баланс между двумя крайностями найти очень сложно. Вывод здесь такой: не всегда правильно любой ценой обеспечивать 100%-ную надёжность энергоснабжения потребителя. Поэтому могут быть кратковременные ограничения и отключения.
̶ Каковы у Минэнерго на следующий год планы развития сетей и сбытов?
̶ Сети находятся в жёстких тарифных ограничениях. Задача у них традиционная – это исполнение инвестиционной программы, надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей, снижение числа аварий. Разумеется, есть инвестпроекты, которые необходимо реализовывать.
У сбытов задача одна – обеспечить высокую собираемость платежей от потребителей и вовремя расплатиться с оптовым рынком и сетями, то есть не нарушать платёжную дисциплину.
̶ Каков прогноз ведомства на энергопотребление на 2017 год?
̶ Предполагаем, что динамика будет положительная – примерно плюс один процент к показателям 2016 года. Очень хотелось бы, чтобы этот прогноз был обусловлен не погодными факторами, а ростом промышленного производства. Для нас это стало бы самым приятным фактом, так как наблюдаемый в текущем году прирост формируется в основном за счёт погоды. Жаркое лето – это включение вентиляторов, кондиционеров, а рано наступившая зима ̶ это раньше обычного включённое отопление.
̶ Хватает ли для процессов инвестирования в генерацию законодательного обеспечения? Недавно в Совете Федерации состоялся на эту тему круглый стол…
̶ Под механизмы, которые я назвал, безусловно, надо писать нормативные акты. В дискуссии по их разработке будет участвовать всё энергосообщество.
Подготовил Александр Садовников