Крым придёт на рынок без надбавок

Крым первым из неценовых зон готов подключиться к системе энергорынка. 8 ноября Правительство РФ опубликовало Постановление о внесении изменений в правила оптового рынка электроэнергии и мощности, согласно которым крымская энергосистема присоединится к рыночным торгам с января 2017 года. Вхождение республики в первую ценовую зону государство поддержит субсидией в размере 8,5 млрд рублей, и эксперты говорят, что Крым включится в рынок практически незаметно для всех участников энергосистемы. Однако некоторые аналитики не исключают, что на потребителей первой ценовой зоны ляжет часть нагрузки по возврату инвестиций, вложенных в строительство новых мощностей в Крыму.

Крым придёт на рынок без надбавок

Бюджет вместо надбавок

О том, что Правительство РФ принципиально одобрило присоединение Крыма к первой ценовой зоне ОРЭМ, в октябре сообщил заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв. Он же рассказал, каким образом государство намерено обеспечить выравнивание текущих тарифов на полуострове с уровнем рыночных цен. Планируется, что в 2017 году тарифы для населения в Крыму будут индексироваться каждое полугодие (с 1 января и с 1 июля) на 15%, для промышленных потребителей рост цен составит 6% с 1 июля. (Напомним, что для материковой России предельный уровень индексации цен на электроэнергию для конечных потребителей в 2017 году составит 4%). Довести цены до экономического уровня поможет субсидия в размере 8,5 млрд рублей.

В настоящее время Крым находится за пределами системы оптового рынка, расчёты за электроэнергию производятся по фиксированным тарифам, которые почти в два раза ниже, чем в соседнем регионе – Краснодарском крае. (В частности, с 1 июля 2016 года население и приравненные к ним потребители в Крыму платят по 1,74–2,18 рубля за кВт·ч, в Краснодарском крае – 4,28 рубля за кВт·ч).

По данным Минэнерго РФ, на сегодняшний день среднее энергопотребление на территории Крымского полуострова составляет 900–1050 МВт. Оно покрывается за счёт собственной генерации (составляет порядка 180 МВт), генерации мобильных ГТЭС (до 280 МВт), дополнительно нерегулярно действуют солнечная генерация (до 200 МВт) и ветряные станции (до 70 МВт). Около 70–80% (до 800 МВт) потребления обеспечивается за счёт перетока со стороны ОЭС Юга по энергомосту Кубань – Крым. Программой развития ЕЭС России на 2016–2022 годы предусмотрен ввод на территории Крыма 940 МВт новой генерации, в результате чего с 2018 года установленная мощность Крымской энергосистемы (постоянно действующая генерация с учётом перетока по энергомосту) составит 1842 МВт при максимальном потреблении 1440 МВт.

Учитывая разницу цен, присоединение потребует либо резкого роста цен на электроэнергию для юридических лиц, либо субсидирование цен на электроэнергию в Крыму, говорит директор АКРА Наталья Порохова.

Идея компенсировать разницу между текущей стоимостью электроэнергии в Крыму и рыночной ценой за счёт потребителей первой ценовой зоны выглядела бы логично в свете предложения регуляторов использовать подобную схему при присоединении к ОРЭМ энергосистемы Дальнего Востока, также относящейся к неценовым зонам. В октябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что потребители энергорынка должны «пожертвовать» 1,3% своей выручки на выравнивание цен на Дальнем Востоке, и предположил, что аналогичный механизм был бы справедлив и для других неценовых зон.

Однако в случае с Крымом предполагается всё же господдержка, перекладывать нагрузку на потребителей первой ценовой зоны в виде каких-либо надбавок не планируется, рассказал «Перетоку» начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. Он отметил, что необходимые для выравнивания цен 8,5 млрд рублей уже учтены в федеральном бюджете на 2017 год. «Субсидирование – обычная ситуация во многих регионах России, то же самое будет действовать и в отношении Крыма», – отметил чиновник.

Васильев добавил, что решения относительно объёма субсидий и величины индексации цен на электричество касаются только 2017 года. Каким образом будет решаться вопрос с выравниванием цен после 2018 года, пока не определено. «Приведённый план по индексации (дважды на 15% для населения и на 6% для промышленности) не позволяет поднять цены в Крыму до рыночного уровня в ближайшие годы», – считает Порохова.

Крым уже в цене

Из комментариев экспертов и участников рынка, полученных «Перетоком», следует, что изменений от присоединения полуострова к энергорынку крымские потребители практически не заметят.

«От фиксированных цен потребители перейдут к транслированию цен с оптового рынка, это всё, что произойдёт», – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Об этом же говорит Наталья Порохова: «Непосредственно присоединение не должно повлиять на цены на рынке, так как поставки в Крым уже учтены в объёмах торговли на рынке». «Что касается промышленных потребителей, то цена на электроэнергию для них будет формироваться, как и во всей первой ценовой зоне, по итогам торгов на рынке на сутки вперёд (РСВ) и балансирующем рынке (БР)… При этом стоит отметить, что и в настоящее время цена формируется под воздействием цены перетока в Крым, которая определяется так же свободной ценой первой ценовой зоны. Поэтому мы не ожидаем значимых стоимостных последствий для потребителей Крыма при покупке электроэнергии по правилам ценовых зон», – пояснили в пресс-службе НП «Совет рынка».

А вот производителям электроэнергии на полуострове помощь потребуется: в прошедших конкурентных отборах мощности (КОМ) крымская генерация не участвовала, и ей нужно обеспечить оплату мощности в ближайшие годы. В следующем КОМ, который будет проводиться в 2017 году на 2021 год, крымские энергокомпании примут участие на общих основаниях. «Цена мощности в Крыму будет также определяться по общим правилам, исходя из цены КОМ первой ценовой зоны и оплаты ДПМ (договоры на поставку мощности), ДПМ ВИЭ», – отметили в «Совете рынка».

Для потребителей вопрос присоединения неценовых зон к рынку всегда был болезненным, так как при этом существует возможность введения кросс-субсидирования одних потребителей другими. И хотя в случае с Крымом переход на свободное ценообразование не грозит прямыми надбавками, не все эксперты согласны с тем, что изменения будут незаметны для потребителей. Вопрос не в том, что цена первой ценовой зоны не вырастет, а в том, что она уже несёт в себе «крымскую» составляющую, говорит «Перетоку» участник энергорынка со стороны потребителей. В частности, на территории полуострова действуют мобильные ГТУ «Передвижной энергетики», по факту «приписанные» к энергорынку и оплачиваемые по высокому тарифу потребителями Европы и Урала, отмечает наш собеседник.

Он напоминает также, что на потребителей первой ценовой зоны может лечь часть нагрузки по возврату инвестиций, вложенных в строительство новых мощностей в Крыму. В настоящее время на полуострове строятся две крупные ПГУ-ТЭС – Севастопольская и Симферопольская – суммарной мощностью 900 МВт. Оба проекта реализует дочерняя компания «Ростеха» «Технопромэкспорт», вводы запланированы на 2017–2018 годы. Затраты на электростанции оценивались более чем в 70 млрд рублей и, как ожидается, частично будут компенсированы из бюджета, частично – за счёт проектного финансирования с участием ряда банков. Однако часть инвестиций инвестор, возможно, должен будет вернуть за счёт специальной надбавки к цене на ОРЭМ. Расчёт надбавки будет зависеть от необходимой валовой выручки по проектам за вычетом доходов компании от продажи электроэнергии и мощности этих ТЭС. НП «Совет рынка» в начале года оценивало надбавку около 10 млрд рублей в течение пяти лет с соответствующим ростом цены на электроэнергию в первой ценовой зоне на 0,5%. АКРА в сентябре с учётом изменений нормы доходности по крымским проектам оценивало возможную надбавку в 0,4% к цене рынка. Окончательного решения по схеме возврата инвестиций в строительство Севастопольской и Симферопольской ПГУ-ТЭС ещё нет.


Автор: Ксения Бачманова

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28